12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шатохина Ирина Александровна938
Руководитель физического воспитания
Россия, Ханты-Мансийский АО, пгт Излучинск

"Интеграция дополнительного образования в дошкольное в рамках реализации дополнительной образовательной программы  "Мир здоровья"

Дошкольный возраст – это тот период, в котором происходит приобщение  ребенка к культуре, к общечеловеческим ценностям, ребенок начинает узнавать особенности окружающего мира, закладываются фундаментальные понятия, такие как мир, семья, здоровье. Дошкольный возраст – это отправная точка в становлении личности ребенка.

ФГОС ДО отмечает, что главная задача дошкольного образования состоит в создании таких условий, в которых каждый дошкольник лучше всего раскроет свои возрастные возможности и способности. Но при этом не предусмотрено форсирование в развитии ребенка, то есть необходимо понимать, что каждый ребенок индивидуален, и у каждого свои возможности, задача педагога максимально их раскрыть.

Интеграция дополнительного и дошкольного образования позволяет обеспечить продуктивность деятельности дошкольника. Это гарантируется реализацией индивидуального подхода в работе, что обеспечивает дополнительное образование. Возможность распределения детей по половому, возрастному, психо-эмоциональному признаку является большим преимуществом дополнительного образования. Индивидуализация помогает в наибольшей степени раскрыть способности ребенка, обеспечивает возможность успешного выполнения ребенком каждого задания.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Поэтому так важно в этот период дать ребенку как можно больше знаний, развить интерес ребенка и поддерживать его. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Ведущую роль в деятельности ребенка занимают наиболее близкие и естественные  для ребенка виды деятельности такие как, игра, общение со сверстниками и взрослыми, экспериментирование, детский труд. Именно в этих видах деятельности при условии активной позиции ребенка в качестве субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие, у ребенкаразвивается произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению.

Интеграция позволяет обогатить процесс организации самостоятельной деятельности детей. С этой целью создается развивающая педагогическая среда. Деятельность в условиях обогащенной развивающей среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного, ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

Личный опыт по интеграции дополнительного образования в дошкольное, я приобрела, реализуя дополнительную образовательную программу «Мир здоровья».

    Реализация проходит на базе МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка» с  сентября 2016 года. Предварительно был проведен опрос родителей для выявления заказа на дополнительное образование. После этого сформированы две группы обучающихся. Расписание составлено в соответствии с нормами СанПиН, занятия проводятся 2 раза в неделю в спортивном зале.

Помимо традиционных занятий - оздоровительная гимнастика, корригирующая гимнастика, дыхательная гимнастика, игры разной интенсивности, используется нетрадиционное оборудование. Например, использование кистей и красок, платочков и салфеток для профилактики плоскостопия. Процедуры закаливания провожу с помощью тазиков с водой и специальной дорожки Здоровья, состоящей из 7-ми модулей с различной поверхностью – каменная, текстильная, где ворс разной длинны и жесткости, дискомфортные модули (игольчатая поверхность), имитация травы. Обязательно на каждом занятии проводим босохождение, в сочетании с корригирующей гимнастикой. Обучаю детей самомассажу и массажу биологически активных точек, для этого используем массажные мячи, Су-Джоки, фитболы и гимнастические палки.

Стоит отметить особенность дошкольного учреждения, в котором реализуется данная дополнительная образовательная программа, это комбинированная направленность. Соответственно приходится работать с детьми логопедических групп, а это подразумевает тесную работу с узкими специалистами, в частности с логопедами. Работаем мы по индивидуальным маршрутам, к каждому ребенку свой подход, но поскольку я работаю с группой детей, то мы разработали картотеку игр, которые я использую в своей работе. Особенность этих игр заключается в проговаривании слов, повторении слов за педагогом, включение в выполнение упражнений потешек, артикуляционной гимнастики.

Работая по данной программе в дошкольном учреждении, мне пришлось включить тематические занятия. В детском саду традиционно проводятся такие мероприятия, как Осенины, Новый год, Колядки, Веснины, Пасха и другие, поэтому эти традиции не остались без внимания и в тематическое планирование были внесены изменения.

После новогодних каникул была проведена игра-квест «В поисках клада». Было несколько этапов, на каждом из них дети выполняли задание, только выполнив его, они получали подсказку для следующего этапа. После каждого правильного ответа дети получали ключ. На этапах они могли проявить не только свою ловкость, скорость, но и смекалку, сообразительность. Задания были привязаны к теме здорового образа жизни – детям предлагалось назвать виды спорта, полезные продукты, вежливые слова, посоревноваться в меткости, проявить свою сноровку. Конечно же, в игру был вовлечен персонаж (Пират, который изначально был отрицательным героем, но к окончанию игры он исправился и пообещал стать хорошим), такой контраст в детском возрасте необходим для осознания детьми плохого и хорошего, злого и доброго. В игре был предусмотрен сюрпризный момент– дети нашли клад – сундук, который был заперт, детям пришлось использовать свои ключи, полученные в ходе квеста, чтобы его открыть–внутри оказались витамины. В ходе мероприятия были решены все поставленные образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Занятие получилось очень эмоционально окрашенным, в рефлексии дети смогли показать, что они усвоили и выразить своё отношение к предложенному материалу.

Большая работа проводится с родителями воспитанников. Различные театрализованные представления, спортивные эстафеты, а так же мастер-классы. Последний такой мастер-класс мы проводили в группе, где дети показывали, что они научились делать, а так же предложили родителям выполнить это вместе с ними. Для детей и родителей разработаны летбуки, которые находятся либо в приемных, либо непосредственно в группах. В них представлена информация не только о том, чеммы занимаемся с детьми на занятиях, но и интересные факты о ЗОЖ, сезонных видах спорта, формах закаливания и многое другое.

В заключении, хочу сказать, что работа по интеграции двух видов образования для меня хоть и является новой, но, не смотря на это, показывает положительные результаты и оказалась очень востребованной. В ходе работы происходит постоянная корректировка рабочей программы, она дополняется, так как появляются новые средства обучения, оборудование, меняются методы обучения. Поступательное движение впереддолжно быть постоянно. Движенье – здоровье, а здоровье – наша счастливая жизнь! Двигайтесь! Будьте счастливы и здоровы!

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.