12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ахапкин Александр Леонидович54
Россия, Ярославская обл.
2

Статья «Интегративное обучение по предмету "Физическая культура", направленное на ознакомление обучающихся с основами антидопингового обеспечения»

Ахапкин Александр Леонидович

учитель физической культуры высшей категории

МОУ Коленовская средняя общеобразовательная школа

д. Коленово, Ростовский район, Ярославская область

Царев Павел Витальевич

учитель физической культуры высшей категории

ГОУ ЯО «Петровская школа-интернат» для детей с нарушениями речи

р.п. Петровское, Ростовский район, Ярославская область

 


 

Интегративное обучение по предмету «Физическая культура», направленное на ознакомления обучающихся с основами антидопингового обеспечения

 

Аннотация

В статье представлен обзор научно-методической литературы по вопросам ознакомления обучающихся 7-8 классов общеобразовательной школы с основами антидопингового обеспечения. Авторами были изучены Методические рекомендации «Механизм формирования здорового образа жизни и антидопингового мировоззрения среди всех участников образовательных отношений», разработанные с участием специалистов Российского Антидопингового агентства, и выполнено проектирование возможных подходов к интегративному обучению по предмету «Физическая культура» в процессе знакомства подростков с разделами тематического плана, представленного в рассматриваемом документе.

 

Введение

Проблема применения допинга в современном спорте с каждым годом становится все актуальнее, и к сожалению, затрагивает не только спорт высших достижений, но и практически все уровни подготовки юных спортсменов. Ввиду сложившейся ситуации, в нашей стране был утвержден ряд законодательных актов, направленных на предотвращение применения запрещенных субстанций среди отечественных атлетов [1]. В дополнение к данным мерам была разработана и успешно внедрена учебная образовательная программа «Основы организации профилактической деятельности среди занимающихся в образовательных учреждениях спортивной направленности» для занимающихся в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах в спортивных организациях различного типа (ДЮКФП, ДЮСШ, СДЮШОР) [4], а также включена в учебные планы высших и средних учебных заведений, ведущих подготовку физкультурно-спортивных кадров (ВУЗы, колледжи, техникумы, училища), дисциплина «Основы антидопингового обеспечения» [7].

Исходя из вышесказанного, очевидно, что система общего образования, и прежде всего, процесс реализации программы по предмету «Физическая культура» в школе, может также являться важной площадкой для ознакомления детей и подростков с основами антидопингового обеспечения. Несомненно, этому в значительной мере способствует введение Федеральных государственных образовательных стандартов, которые разработаны с учетом требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основных образовательных программ.

В контексте интересующей нас темы антидопингового образования обучающихся, особую роль приобретают метапредметные образовательные результаты, которые могут быть достигнуты путем реализации интегративного обучение по предмету «Физическая культура» [5, 6].

Таким образом, целью нашей работы являлся анализ возможных подходов к интегративному обучению по предмету «Физическая культура» при ознакомлении обучающихся 7-8 классов общеобразовательной школы с основами антидопингового обеспечения.

Результаты исследования

Нами были изучены методические рекомендации «Механизм формирования здорового образа жизни и антидопингового мировоззрения среди всех участников образовательных отношений», составленные специалистами ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания» при участии Российского антидопингового агентства «РУСАДА», [2] и образовательные антидопинговые программы, разработанные для различных типов образовательных организаций и организаций, осуществляющих спортивную подготовку, которые были подготовлены Министерством спорта Российской Федерации совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации и Российским антидопинговым агентством [3]. В дальнейшем, с целью последующего планирования и проектирования интегративного обучения по предмету «Физическая культура» для обучающихся 7-8 классов, был выполнен анализ возможных метапредметных связей, которые могут быть достигнуты в процессе ознакомления с разделами, представленными в тематическом плане данных программ, результаты которого представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Метапредметные связи при ознакомлении обучающихся общеобразовательной школы с основами антидопингового обеспечения

Наименование темы

Предмет, с которым возможна интеграция на уроках физической культуры

Антидопинговые правила

Обществознание

Допинг: история и современность

История, обществознание

Запрещенные субстанции

Химия, биология

Допинг: не только «химия»

Химия, биология

Допинг как глобальная проблема современного спорта

Обществознание, биология

Медицинские аспекты допинга

ОБЖ, Биология

Социальные и психологические аспекты допинга

Обществознание, ОБЖ

Зависимое поведение – сущность и механизмы развития

ОБЖ, биология

Допинг и явление зависимости

ОБЖ, биология, химия

Причины борьбы с допингом

Обществознание

Допинг-контроль

Обществознание, ОБЖ

Допинг как проблема современного общества

Обществознание

 

Из приведенных в таблице данных, очевидно, что наиболее перспективным является проведение интегративных уроков по физической культуре с такими учебными предметами как обществознание, биология и ОБЖ.

Выводы. Интегративное обучение по предмету «Физическая культура» с целью ознакомления обучающихся с основами антидопингового обеспечения является весьма перспективным и может способствовать достижению метапредметных образовательных результатов.

 

Список использованной литературы

Антидопинговое законодательство [Электронный ресурс]. – URL: https://minsport.gov.ru/sport/antidoping/dokumenty/30403/ (Дата доступа: 06.08.2021)

Методические рекомендации «Механизм формирования здорового образа жизни и антидопингового мировоззрения среди всех участников образовательных отношений» [Электронный ресурс]. – URL: http://фцомофв.рф/files/ioe/documents/O9WKTRRY2XPEG6NTV1LI.pdf (Дата доступа: 06.08.2021)

Образовательные антидопинговые программы, разработанные для различных типов образовательных организаций и организаций, осуществляющих спортивную подготовку [Электронный ресурс]. – URL: https://minsport.gov.ru/2017/doc/Obrazovatelnie-antidopingovie-programmbl.pdf (Дата доступа: 06.08.2021)

Основы организации профилактической деятельности среди занимающихся в образовательных учреждениях спортивной направленности - 1 [Электронный ресурс]. – URL: https://minsport.gov.ru/sport/antidoping/nauch-pros-aya-deyat/2238/ (Дата доступа: 06.08.2021)

Тимофеева А.А. Межпредметное взаимодействие на уроках физической культуры в младших классах общеобразовательной школы / А.А. Тимофеева, Г.В. Шестакова // Международный журнал экономики и образования. – 2016. – Т. 2. – № 2. – С. 70-76.

Черкасов В.В. Интегративное обучение по предмету «Физическая культура» / В.В. Черкасов // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. – С. 201.

Шамсувалеева Э.Ш. Организация учебно-воспитательного процесса по антидопинговому обеспечению в спортивном ВУЗЕ / Э.Ш. Шамсувалеева, А.С. Назаренко, А.М. Галимов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 2 (156). – С. 264-270.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.