Интегрированные уроки, проведенные в рамках тематической пятницы «В стиле Октября».

21
11
Материал опубликован 9 November в группе

Интегрированные уроки, проведенные в рамках тематической пятницы «В стиле Октября».

В этот день были проведены интегрированные уроки, объединенные темой «Осень». Ребята прослушали отрывок из альбома  «Времена года» Петра Ильича Чайковского; узнали, что оказывается, Чайковский не единственный из композиторов, кто написал цикл «Времена года». Ранее эту тему затронул Антонио Вивальди, сочинивший 4 струнных концерта, которые соответствовали разным сезонам. Композитор Григор Ахинян создал танцевальный цикл «Времена года». Помимо этого, существует большое количество одноименных балетов, а также оратория Йозефа Гайдна.

На уроке литературного чтения четвероклассники продолжили знакомиться с творчеством Михаила Лермонтова и прочитали стихотворение «Осень», которое поэт написал в 14 лет.

На уроке русского языка школьники прочитали текст, определили его тему и выяснили, какие периоды осени были описаны: ранняя, золотая и поздняя.

На уроке математики повторили тему «Наглядные представления о симметрии», а потом  нарисовали осенний лист в технике «Монотипия». А еще ребята решали задачи про сбор урожая.

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, музыка, математика, ИЗО


ПРЕЗЕНТАЦИЯPPTX / 12.83 Мб


ИГРАPPTX / 7.01 Мб

Литературное чтение.

Послушайте музыкальную композицию. Определите композитора и название произведения.

Вы послушали отрывок из альбома «Времена года» Петра Ильича Чайковского

https://my.mail.ru/music/search/Чайковский.%20Времена%20года.%20Октябрь

СЛАЙД 1.


o1731108343.JPG

В сборник «Времена года» вошло 12 небольших пьес, которые соответствуют всем месяцам года. Очень точно композитор передал не только природу, во всей ее красе, но и состояние человека, мир его чувств, связанных с этим временем года. Подчас, даже не нужны слова, чтобы понять, что именно хотел передать автор в этом произведении. Музыка очень ярко и понятно говорит сама за себя.

-Оказывается, Чайковский не единственный из композиторов, кто написал цикл «Времена года». Ранее эту тему затронул Антонио Вивальди, сочинивший 4 струнных концерта, которые соответствовали разным сезонам. Композитор Григор Ахинян создал танцевальный цикл «Времена года». Помимо этого, существует большое количество одноименных балетов, а также оратория Йозефа Гайдна.

СЛАЙД 2.

f1731108448.JPG

В живописи также имеются циклы «Времена года» (Никола Пуссена, Джузеппе Арчимбольдо). Франческо Соцци создал цикл фресок, соответствующих сезонам, а Марк Шагал – мозаику.

СЛАЙД 3.

c1731108491.JPG

-Как вы думаете, картину какого месяца представил нам Петр Ильич?

-Пьеса называется «Октябрь. Осенняя песенка».

Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова и прочитаем его стихотворение, которое называется «Осень». Это стихотворение было написано, когда мальчику было 14 лет. Когда он еще жил с бабушкой, впервые смог оценить красоту русской природы. Но осень была его не любимым временем года. Он смог найти то, что дало ему вдохновение для написания произведения.

Послушайте стихотворение

https://rutube.ru/video/c5325fe157c41822a97c76666e0e2300/?ysclid=m2fww8ud0372189519

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

1828 г.

-Перечитайте стихотворение. Отметьте слова, значение которых вам неизвестно. СЛАЙД 4-6.


y1731108522.JPG
j1731108534.JPG
h1731108544.JPG

-Сколько строф в стихотворении?

Перечитайте 1 строфу.

-Какие признаки осени здесь показаны?

(пожелтели листья, летят, кружатся)

-Что чему противопоставляется?

(жёлтый цвет - зелёному, радость листьев – унынию елей)

-Для чего на ваш взгляд Лермонтов это делает?

(сопоставляются краски времён года и настроение природы)

-Чему рады листья?Что произошло с елями?

(поникли)

-Что это значит? Почему они поникли?

-Как вы думаете, почему зелень показана “мрачной”?

(жалко расставаться с листьями, которые были по соседству, вместе радовались солнышку, умывались дождём и перешёптывались под ветром)

Перечитайте 2 строфу.

-О ком идёт речь в данных строках стихотворения?

-Подумайте и выскажите свои предположения, почему пахарь не любит отдыхать там, где любил отдыхать летом?

(нет той листвы, которая давала прохладу, тень, укрытие, красоту, спокойствие)

Перечитайте 3 строфу.

-О ком упоминает Лермонтов в этом четверостишье?

-Как вы думаете, почему он вспоминает и о животных?

(тоже приходится нелегко: и полакомиться сложнее и спрятаться негде, т.к. всё становится голым)

-Возможно, кто-то заметил, что Лермонтов показывает нам смену суток в данном стихотворении, а каких?

(Мы следим за тем, как одно мгновение сменяется другим, как мрачный осенний вечер плавно переходит в ночь, когда тусклый месяц слабо освещает поле, покрытое туманом)

-Что наблюдается вокруг: весёлая, энергичная жизнь или покой?

-А каким вы видите покой?

(безлюдье, пустота, безрадостная тишина – вокруг какой-то тревожный покой)

-Что происходит с листьями?

(они медленно кружатся)

-А какие буквы этот момент подчёркивают?

(подчёркивают гласные буквы И, А, которые хочется читать медленно и протяжно:

Ли-истья в поле пожелте-ели,

И кружа-атся и летя-ат.

Какая гласная создаёт тревогу?

(тревожно звучит О в рифмующихся словах:

скалОю, порОю, цветОв, трудОв, поневОле, пОле)

- А кто мне скажет, что такое эпитет?Эпитет подчеркивает какие-либо свойство, чаще всего прилагательные.

-Ребят, назовите мне все эпитеты в стихотворение.Тусклый месяц, мрачная зелень, отважный зверь, поникши ели.

-Хорошо. А что такое метафора?  Метафора – перенос одного названия одного предмета на другой на основание сходства.

- Назовите мне метафоры в стихотворение.  Месяц поле серебрит.

- А что такое олицетворение.Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов живыми качествами. 

-Назовите олицетворение в стихотворении.Листья….кружатся и летят.

-Ребят, а скажите, что хотел донести до своих маленьких читателей? Какая главная идея произведения?  Автор хотел показать всю красоту осени, какими красками осень украшает природу.

- А какое у вас любимое время года и почему?

Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Русский язык.

Прочитайте текст.Определите тему текста.

-  Какие периоды осени описаны в этом отрывке?(Ранняя осень, золотая осень и поздняя)

День стоит на диво погожий. Через облачные пряди проглядывает солнышко, разливая кроткое, прощальное тепло. Шелестит бронзовая метель листопада. Лист посыпался, знать пора настала.

Давно улетели на юг ласточки и быстрые стрижи, прокурлыкали в небе журавли. Все реже, все скупее греет осеннее солнышко. Зачастил, заладил дождь – водолей.

Грустная, трогательная пора.

- Какой представили осень в 1 части? Какие изменения в природе описаны во 2 части?

- Какой представлена осень в 3 части?

-Спишите в тетрадь 2 часть. Подчеркните в каждом из предложений грамматическую основу. Дайте характеристику предложения. Объясните расстановку знаков препинания в данных предложениях.

https://ped-kopilka.ru/blogs/ala-aleksandrovna-dovzhenko/integrirovanyi-urok-po-literaturnomu-chteniyu-i-ruskomu-jazyku-v-4-klase.html?ysclid=m2fy5x2y33126665919

Найдите в тексте слова, которые соответствуют схемам: СЛАЙД 7


v1731108569.JPG

1-Облачные, солнышко, бронзовая…

2- Проглядывает

3-Диво, стрижи, дождь…

Найдите в тексте сложное слово (листопад). Слово «листопад» образовано сложением основ «падать» и «листья».

-Что такое листопад? Листопад — природное явление опадания листьев. Листопад у большинства деревьев происходит осенью. Порывистый осенний ветер помогает срывать сухие листья с дерева. У одних деревьев листья начинают опадать чуть раньше, у других — позже. у клёна листопад начинается приблизительно с середины сентября, следом за ним сбрасывают листву рябина и осина, затем — дуб. В природе опавшие листья укрывают землю, защищают корни от морозов.

-На прошлом уроке математики мы проходили тему «Наглядные представления о симметрии». Как эта тема может быть связана с осенью, с осенними листьями?

СЛАЙД 8. Симметрия и осенние листья связаны тем, что половины листа обычно одинаковые и симметричные относительно воображаемой линии, делящей листок на две части и проходящей вдоль черешка-стебля. Например, лист клёна имеет среднюю воображаемую линию, которая проходит посередине пластины листа и переходит в черешок.


j1731108582.JPG

Изобразительное искусство

Предлагаю нарисовать осенний лист в технике «Монотипия». Сложите лист пополам по линии сгиба (ось симметрии). Вырежете лист по контуру. Раскрасьте половину листа акварельными красками, затем быстро сложите листочек и хорошо прижмите. Затем разверните лист. Когда рисунок немного подсохнет, дорисуйте прожилки.

Полюбуйтесь, какие красивые листочки получились! Все разные, не похожие один на другой!.

https://i.pinimg.com/736x/80/16/ab/8016ab43e62283905a0b8c429223541e.jpg

Математика

Как известно, осень- время сбора урожая. В качестве устного счета предлагаю собрать корзину яблок. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Совсем недавно глава Заводоуковского городского округа Светлана Касенова поздравила тружеников сельского хозяйства, наших аграриев с высокими достижениями: неделю назад наши предприятия завершили уборочную кампанию зерновых, зернобобовых и технических культур.В этом сезоне хлеборобы округа добились лучших результатов в Тюменской области по урожайности — 34,7 центнеров с гектара! Лидерами стали АО «Центральное» (46,8 ц/га), ООО «Согласие» (45,2 ц/га) и ЗАО «Падунское» (40,3 ц/га).В нашем округе живут самые трудолюбивые и ответственные люди! Согласны?

Предлагаю приобщиться к работе тружеников села путем решения задач.


l1731108625.JPG
v1731108616.JPG

1 задача. С поля вывозили овощи на 10 машинах. Каждая из этих машин делала по 8 рейсов в день и вывозила по 5 т овощей за один рейс. Сколько тонн овощей вывезли эти машины за 6 дней?

Нам надо сначала найти сколько тонн овощей переводит одна машина в день:

5*8=40 тонн овощей 1 машина в день (8 рейсов)

10*40=400 тонн овощей перевозят 10 машин в день

6*400=2400 тонн перевозят все 10 машин за 6 дней

Ответ: 2400 тонн

2 задача. В одном складе 351 ц пшеницы, что в 3 раза больше, чем в другом. Сколько центнеров пшеницы в двух складах?

351:3=117 ц со 2 склада

351+117=468 ц всего

Используемые источники указаны в тексте

Игра:

https://pedsovet.su/load/240-1-0-38461

Картинки:

https://s1.studylib.ru/store/data/005000710_1-53ac2d2a06e686691a94efc450455358.png

https://www.kino-teatr.ru/acter/album/33827/pv_1379430.jpg

https://cdn.culture.ru/images/20dfef9c-b3bb-5759-b9ed-a4e3821e6653

https://en.wikipedia.org/wiki/The_Four_Seasons_(Poussin)

Комментарии

Замечательная и содержательная работа!

9 November

Александр Васильевич, спасибо за приятные слова! Ребятам тоже уроки понравились. Этот день стал прекрасным завершением 1 четверти.

9 November

Попрощались с ОСЕНЬЮ! Молодцы,Светлана Валерьевна!

9 November

Марина Юрьевна, спасибо большое за внимание к моим методическим разработкам. Да, с осенью попрощались. Сейчас у нас уже снег лежит.

9 November

Мы тоже уже со снегом!!

9 November

Светлана Валерьевна, с большим интересом ознакомилась с Вашим материалом! Это ценный ресурс для коллег!

9 November

Раиса Поликарповна, благодарю за высокую оценку моей публикации!!!

9 November

Атмосферный урок получился, здорово!

9 November

Спасибо, Наталья Алексеевна! Все получилось так, как и планировалось!

9 November

Светлана Валерьевна, большое спасибо за содержательный познавательный материал с прекрасным оформлением!

9 November

Виктория Владиславовна, благодарю за приятные комментарии. Рада, что опубликованная разработка вызвала интерес у коллег.

9 November