Интегрированные уроки, проведенные в рамках тематической пятницы «В стиле Октября».
Интегрированные уроки, проведенные в рамках тематической пятницы «В стиле Октября».
В этот день были проведены интегрированные уроки, объединенные темой «Осень». Ребята прослушали отрывок из альбома «Времена года» Петра Ильича Чайковского; узнали, что оказывается, Чайковский не единственный из композиторов, кто написал цикл «Времена года». Ранее эту тему затронул Антонио Вивальди, сочинивший 4 струнных концерта, которые соответствовали разным сезонам. Композитор Григор Ахинян создал танцевальный цикл «Времена года». Помимо этого, существует большое количество одноименных балетов, а также оратория Йозефа Гайдна.
На уроке литературного чтения четвероклассники продолжили знакомиться с творчеством Михаила Лермонтова и прочитали стихотворение «Осень», которое поэт написал в 14 лет.
На уроке русского языка школьники прочитали текст, определили его тему и выяснили, какие периоды осени были описаны: ранняя, золотая и поздняя.
На уроке математики повторили тему «Наглядные представления о симметрии», а потом нарисовали осенний лист в технике «Монотипия». А еще ребята решали задачи про сбор урожая.
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, музыка, математика, ИЗО
ИГРАPPTX / 7.01 Мб
Литературное чтение.
Послушайте музыкальную композицию. Определите композитора и название произведения.
Вы послушали отрывок из альбома «Времена года» Петра Ильича Чайковского
https://my.mail.ru/music/search/Чайковский.%20Времена%20года.%20Октябрь
СЛАЙД 1.
В сборник «Времена года» вошло 12 небольших пьес, которые соответствуют всем месяцам года. Очень точно композитор передал не только природу, во всей ее красе, но и состояние человека, мир его чувств, связанных с этим временем года. Подчас, даже не нужны слова, чтобы понять, что именно хотел передать автор в этом произведении. Музыка очень ярко и понятно говорит сама за себя.
-Оказывается, Чайковский не единственный из композиторов, кто написал цикл «Времена года». Ранее эту тему затронул Антонио Вивальди, сочинивший 4 струнных концерта, которые соответствовали разным сезонам. Композитор Григор Ахинян создал танцевальный цикл «Времена года». Помимо этого, существует большое количество одноименных балетов, а также оратория Йозефа Гайдна.
СЛАЙД 2.
В живописи также имеются циклы «Времена года» (Никола Пуссена, Джузеппе Арчимбольдо). Франческо Соцци создал цикл фресок, соответствующих сезонам, а Марк Шагал – мозаику.
СЛАЙД 3.
-Как вы думаете, картину какого месяца представил нам Петр Ильич?
-Пьеса называется «Октябрь. Осенняя песенка».
Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова и прочитаем его стихотворение, которое называется «Осень». Это стихотворение было написано, когда мальчику было 14 лет. Когда он еще жил с бабушкой, впервые смог оценить красоту русской природы. Но осень была его не любимым временем года. Он смог найти то, что дало ему вдохновение для написания произведения.
Послушайте стихотворение
https://rutube.ru/video/c5325fe157c41822a97c76666e0e2300/?ysclid=m2fww8ud0372189519
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
1828 г.
-Перечитайте стихотворение. Отметьте слова, значение которых вам неизвестно. СЛАЙД 4-6.
-Сколько строф в стихотворении?
Перечитайте 1 строфу.
-Какие признаки осени здесь показаны?
(пожелтели листья, летят, кружатся)
-Что чему противопоставляется?
(жёлтый цвет - зелёному, радость листьев – унынию елей)
-Для чего на ваш взгляд Лермонтов это делает?
(сопоставляются краски времён года и настроение природы)
-Чему рады листья?Что произошло с елями?
(поникли)
-Что это значит? Почему они поникли?
-Как вы думаете, почему зелень показана “мрачной”?
(жалко расставаться с листьями, которые были по соседству, вместе радовались солнышку, умывались дождём и перешёптывались под ветром)
Перечитайте 2 строфу.
-О ком идёт речь в данных строках стихотворения?
-Подумайте и выскажите свои предположения, почему пахарь не любит отдыхать там, где любил отдыхать летом?
(нет той листвы, которая давала прохладу, тень, укрытие, красоту, спокойствие)
Перечитайте 3 строфу.
-О ком упоминает Лермонтов в этом четверостишье?
-Как вы думаете, почему он вспоминает и о животных?
(тоже приходится нелегко: и полакомиться сложнее и спрятаться негде, т.к. всё становится голым)
-Возможно, кто-то заметил, что Лермонтов показывает нам смену суток в данном стихотворении, а каких?
(Мы следим за тем, как одно мгновение сменяется другим, как мрачный осенний вечер плавно переходит в ночь, когда тусклый месяц слабо освещает поле, покрытое туманом)
-Что наблюдается вокруг: весёлая, энергичная жизнь или покой?
-А каким вы видите покой?
(безлюдье, пустота, безрадостная тишина – вокруг какой-то тревожный покой)
-Что происходит с листьями?
(они медленно кружатся)
-А какие буквы этот момент подчёркивают?
(подчёркивают гласные буквы И, А, которые хочется читать медленно и протяжно:
Ли-истья в поле пожелте-ели,
И кружа-атся и летя-ат.
Какая гласная создаёт тревогу?
(тревожно звучит О в рифмующихся словах:
скалОю, порОю, цветОв, трудОв, поневОле, пОле)
- А кто мне скажет, что такое эпитет?Эпитет подчеркивает какие-либо свойство, чаще всего прилагательные.
-Ребят, назовите мне все эпитеты в стихотворение.Тусклый месяц, мрачная зелень, отважный зверь, поникши ели.
-Хорошо. А что такое метафора? Метафора – перенос одного названия одного предмета на другой на основание сходства.
- Назовите мне метафоры в стихотворение. Месяц поле серебрит.
- А что такое олицетворение.Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов живыми качествами.
-Назовите олицетворение в стихотворении.Листья….кружатся и летят.
-Ребят, а скажите, что хотел донести до своих маленьких читателей? Какая главная идея произведения? Автор хотел показать всю красоту осени, какими красками осень украшает природу.
- А какое у вас любимое время года и почему?
Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.
Русский язык.
Прочитайте текст.Определите тему текста.
- Какие периоды осени описаны в этом отрывке?(Ранняя осень, золотая осень и поздняя)
День стоит на диво погожий. Через облачные пряди проглядывает солнышко, разливая кроткое, прощальное тепло. Шелестит бронзовая метель листопада. Лист посыпался, знать пора настала.
Давно улетели на юг ласточки и быстрые стрижи, прокурлыкали в небе журавли. Все реже, все скупее греет осеннее солнышко. Зачастил, заладил дождь – водолей.
Грустная, трогательная пора.
- Какой представили осень в 1 части? Какие изменения в природе описаны во 2 части?
- Какой представлена осень в 3 части?
-Спишите в тетрадь 2 часть. Подчеркните в каждом из предложений грамматическую основу. Дайте характеристику предложения. Объясните расстановку знаков препинания в данных предложениях.
Найдите в тексте слова, которые соответствуют схемам: СЛАЙД 7
1-Облачные, солнышко, бронзовая…
2- Проглядывает
3-Диво, стрижи, дождь…
Найдите в тексте сложное слово (листопад). Слово «листопад» образовано сложением основ «падать» и «листья».
-Что такое листопад? Листопад — природное явление опадания листьев. Листопад у большинства деревьев происходит осенью. Порывистый осенний ветер помогает срывать сухие листья с дерева. У одних деревьев листья начинают опадать чуть раньше, у других — позже. у клёна листопад начинается приблизительно с середины сентября, следом за ним сбрасывают листву рябина и осина, затем — дуб. В природе опавшие листья укрывают землю, защищают корни от морозов.
-На прошлом уроке математики мы проходили тему «Наглядные представления о симметрии». Как эта тема может быть связана с осенью, с осенними листьями?
СЛАЙД 8. Симметрия и осенние листья связаны тем, что половины листа обычно одинаковые и симметричные относительно воображаемой линии, делящей листок на две части и проходящей вдоль черешка-стебля. Например, лист клёна имеет среднюю воображаемую линию, которая проходит посередине пластины листа и переходит в черешок.
Изобразительное искусство
Предлагаю нарисовать осенний лист в технике «Монотипия». Сложите лист пополам по линии сгиба (ось симметрии). Вырежете лист по контуру. Раскрасьте половину листа акварельными красками, затем быстро сложите листочек и хорошо прижмите. Затем разверните лист. Когда рисунок немного подсохнет, дорисуйте прожилки.
Полюбуйтесь, какие красивые листочки получились! Все разные, не похожие один на другой!.
https://i.pinimg.com/736x/80/16/ab/8016ab43e62283905a0b8c429223541e.jpg
Математика
Как известно, осень- время сбора урожая. В качестве устного счета предлагаю собрать корзину яблок. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Совсем недавно глава Заводоуковского городского округа Светлана Касенова поздравила тружеников сельского хозяйства, наших аграриев с высокими достижениями: неделю назад наши предприятия завершили уборочную кампанию зерновых, зернобобовых и технических культур.В этом сезоне хлеборобы округа добились лучших результатов в Тюменской области по урожайности — 34,7 центнеров с гектара! Лидерами стали АО «Центральное» (46,8 ц/га), ООО «Согласие» (45,2 ц/га) и ЗАО «Падунское» (40,3 ц/га).В нашем округе живут самые трудолюбивые и ответственные люди! Согласны?
Предлагаю приобщиться к работе тружеников села путем решения задач.
1 задача. С поля вывозили овощи на 10 машинах. Каждая из этих машин делала по 8 рейсов в день и вывозила по 5 т овощей за один рейс. Сколько тонн овощей вывезли эти машины за 6 дней?
Нам надо сначала найти сколько тонн овощей переводит одна машина в день:
5*8=40 тонн овощей 1 машина в день (8 рейсов)
10*40=400 тонн овощей перевозят 10 машин в день
6*400=2400 тонн перевозят все 10 машин за 6 дней
Ответ: 2400 тонн
2 задача. В одном складе 351 ц пшеницы, что в 3 раза больше, чем в другом. Сколько центнеров пшеницы в двух складах?
351:3=117 ц со 2 склада
351+117=468 ц всего
Используемые источники указаны в тексте
Игра:
https://pedsovet.su/load/240-1-0-38461
Картинки:
https://s1.studylib.ru/store/data/005000710_1-53ac2d2a06e686691a94efc450455358.png
https://www.kino-teatr.ru/acter/album/33827/pv_1379430.jpg
https://cdn.culture.ru/images/20dfef9c-b3bb-5759-b9ed-a4e3821e6653
Поляков Александр Васильевич
Сорокина Светлана Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Сорокина Светлана Валерьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Лупей Виктория Владиславовна
Сорокина Светлана Валерьевна