12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Васильева Татьяна2862
Работаю в ГБОУ "Плоскошская школа-интернат" учителем письма и чтения. Пед.стаж-20 лет, имею высшее образование и высшую квалификационную категорию.
Россия, Тверская обл., п. Плоскошь
Материал размещён в группе « Наши интересные уроки»
10

Урок чтения «В. Бианки Октябрь»



Урок чтения по теме: «В. Бианки «Октябрь»»

Васильева Татьяна Анатольевна, учитель письма и чтения

ГБОУ «Плоскошская специальная (коррекционная) школа-интернат 8 вида»

 

Данная разработка содержит конспект и презентацию к уроку. В презентации использованы портрет писателя, предметные и сюжетные картинки, кроссворд. Материал урока содержит коррекционные задания, загадки, пословицы. В презентацию включены кроссворд, физкультминутка с анимированными героями, работа с новыми словами, пословицами, рефлексия.

Тема: В.Бианки «Октябрь»

Тип урока: урок изучения нового материала

Используемые технологии: здоровьесберегающие технологии, технологии личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, технологии оценивания учебных успехов.

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В.Бианки «Октябрь»

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с содержанием рассказа В.Бианки «Октябрь»;

- учить отвечать на вопросы по прочитанному

- учить анализировать произведение;

- обогащать словарный запас учащихся.

Коррекционно-развивающие:

- корригировать и развивать связную устную речь учащихся путем составления предложений, ответов на вопросы;

- развивать смысловую догадку на материале загадок из кроссворда;

- развивать и коррегировать умение анализировать, сопоставлять, обобщать.

Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к природе, интереса к детской литературе.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация на тему: В.Бианки «Октябрь», звуковой файл с записью шума леса, карточки с окончанием пословиц, карточки с оценками, корзина с подарками от Старичка-Лесовичка.

Здесь будет файл: /data/edu/files/j1448022129.pptx (В.Бианки Октябрь)

Орг. Момент

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть всех вас здоровыми и в хорошем настроении. Я надеюсь, что это настроение останется с вами до конца урока.

Когда ты идёшь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеёк.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего» на зелёном листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом, и так целый день

Пойдем - ка, дружок, по тропинке вдвоём

Ответы искать под зелёным шатром.


 

Проверка домашнего задания

- Что было задано на дом?

(чтение по ролям 2 части рассказа Е.Носова «Хитрюга»)

- Расскажите о пропаже ежа и его поисках.

- Объясните, как еж оказался в кладовой.

- О каких повадках ежа вы узнали из этого рассказа?

- Объясните, почему нужно беречь и охранять мир природы.

 

III. Знакомство с темой урока.

1.Слушание звуков природы

- Ребята закройте глаза и послушайте звуки природы.

- Скажите, звуки чего вы услышали? (шум леса)

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по осеннему лесу, а пригласил нас к себе в гости Старичок-Лесовичок.

Есть на свете старичок,
Старичок-Лесовичок,
Носит он из пестрых листьев
Разноцветный колпачок,
Сапоги берестяные,
Шаровары расписные,
Сам в зеленом пиджаке,
Посошок в его руке.
Как по узеньким тропинкам,
Ходит – бродит по травинкам
Старичок-Лесовичок
Разноцветный колпачок.
Каждый день и в дождь, и в зной
Сторожит он мир лесной.

(слайд № 2)

Но чтобы добраться до домика Лесовичка нам нужно будет пройти по лесным полянкам и выполнить задания. А в конце путешествия вас ждут подарки от Старичка-Лесовичка.

2.Правила поведения в лесу

- Прежде, чем отправиться в путешествие, давайте вспомним правила поведения в лесу. А помогут нам вот эти знаки.

(слайд № 3)

- Что они обозначают?

- не разводи огонь;

- не разоряй гнезда;

- не разоряй муравейники;

- не обижай животных и насекомых;

- не шуми в лесу;

- не мусори;

- не ломай деревья и кустарники;

- не ломай ядовитые грибы.

- Итак, мы готовы к путешествию, а для этого нам понадобится карта путешествия. Поторопимся за нашим другом Старичком-Лесовичком.

(слайд № 4)

3.Кроссворд

И первая полянка называется «Отгадай-ка». Нам нужно разгадать кроссворд, чтобы узнать тему урока. Надо отгадывать по порядку слова по вертикали.

(слайд № 5)

- Получилось слово октябрь.

- Молодцы, ребята, справились с этим заданием.

Изучение нового материала

- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Виталия Бианки «Октябрь». Отправляемся дальше в путь, а где же наш друг Старичок-Лесовичок? А вот же он уже на полянке «Узнавай-ка»

(слайд № 6)

Краткая биография В.В. Бианки

На этой полянке мы познакомимся с биографией Виталия Валентиновича Бианки. ( Портрет В. Бианки)

(слайд № 7)

Виталий Валентинович Бианки родился в 1894 году, а умер в 1959 году. Еще в детстве Виталий Бианки проникся любовью к жизни леса и его обитателям. Ему нравилось наблюдать за жизнью животных и растений. " Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей". Интересные наблюдения писатель отразил в своих многочисленных книгах.

Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника: беда в лесу не редкость. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир.

- Переходим на следующую полянку. Эта полянка называется «Запоминай-ка»

(слайд № 8)

2.Словарная работа

- Ребята, прежде чем познакомиться с рассказом, давайте разберем новые слова, которые нам встретятся в тексте.

На экране сначала появляется новое слово, которое учащиеся пытаются объяснить. Затем на слайде появляется объяснение слова с изображением.

(слайды № 9-№ 16)

Листопад - опадание листьев осенью.

Грязник - месяц, в котором на улице грязь от дождя.

-Подберите к слову однокоренные слова.

Зазимник - наступает задолго до зимы.

Ветры-листодеры - сильные ветры, срывавшие листву.

Отрепья - лохмотья (порванное).

Перелетная птица - улетает на зиму или лето в другое место.

Студит воду - замораживает, делает холодной.

Подберите близкие по значению слова.

Оскудела – обеднела.

- С этим заданием мы тоже успешно справились. Отправляемся дальше. И следующая полянка называется «Послушай-ка»

(слайд № 17)

3.Чтение текста учителем

- На этой полянке мы познакомимся с рассказом Виталия Бианки «Октябрь». Я сейчас вам его прочитаю, а вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос: «О каких делах осени рассказывает автор»

(чтение рассказа учителем)

- О каких делах осени рассказывает В. Бианки?

- Продолжаем наше путешествие и оказываемся на полянке «Отдыхай-ка». Наш Старичок-Лесовичок уже не молод, устал и предлагает нам немного передохнуть.

(слайд № 18)

Физкультминутка

(слайды № 19- № 25)

- Отдохнули?

4. Чтение текста учащимися по абзацам и анализ прочитанного.

- Старичок-Лесовичок зовет нас дальше в путь, следующая полянка «Прочитай-ка»

(слайд № 26)

Дети читают по абзацам. После каждого абзаца анализ прочитанного.

1 абзац

- Как автор называет октябрь?

- Почему листопад?

-Почему грязник?

- Почему зазимник?

- Почему ворона перелетная птица?

- Какая птица у нас первая прилетная?

2 абзац

- Какое дело у осени первое?

- Найдите в тексте предложение, в котором говорится о втором деле осени. Прочитаем хором.

- Что происходит с лужами?

- Прочитайте, что происходит с цветами.

- Куда забиваются рыбы?

- Какие воды называют стоячими?

3 абзац

- Что значит «нежаркая кровь»?

- Куда забираются лягушки?

- Прочитайте, как готовятся к зиме звери.

4 абзац

- Какие семь погод бывают в осеннее ненастье?

- Молодцы, справились и с этим задание. Поспешим за нашим другом Лесовичком. Мы оказались на полянке «Размышляй-ка».

(слайд № 27)

5.Работа с пословицами

Старичок-Лесовичок приготовил нам последнее задание. Он просит помочь ему вспомнить пословицы об осени, начало помнит, а конец забыл. Давайте ему поможем.

(На экране начало пословиц, у каждого учащегося окончание. По мере отгадывания на экране появляются окончания пословиц)

(слайд № 28)

Осенью скот жиреет, а человек добреет

От осени к лету поворота нету

Упал с дерева один лист — жди осени.

Придет осень, да за всё спросит.

Осень хвастлива, а весна справедлива

Весна красна цветами, а осень снопами

В осеннее ненастье семь погод на дворе

- Ребята, молодцы помогли Лесовичку. Посмотрите, где это мы оказались?

- Правильно, это домик Старичка-Лесовичка.

(слайд № 29)

- А пока он готовим нам подарки, давайте вспомним о чем мы говорили на уроке.

V. Итог урока

- С каким рассказом мы сегодня познакомились?

- Кто автор рассказа?

- Как называется самая знаменитая книга В. Бианки?

- Какое второе дело делает в октябре осень?

- Где мы сегодня побывали?

- Кто нам помогал в путешествии?

- Через какие полянки мы проходили?

Рефлексия

«Пейзажи»

(слайд № 30)

- Ребята, посмотрите на картины. Какие они? (Одна грустная, другая радостная)

- Выберите ту, которая соответствует вашему настроению.

2. Продолжите предложение

(слайд № 31)

На уроке

- Я узнал…

- Я научился…

- Мне понравилось…

- Я затруднялся…

- Моё настроение…

VI. Домашнее задание

Дома вам нужно будет написать сочинение на тему «Осень в родном крае». Используйте сравнения, выражения и слова из прочитанных произведений, а также свои наблюдения за погодой.

VII.Выставление оценок

- Ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке? У каждого на парте лежат оценки , поднимите ту, на которую, по вашему мнению, вы работали.

- А теперь вас ждут обещанные Старичком-Лесовичком подарки. (Корзина с угощением)

 

Краткие рекомендации к использованию

Данный урок предназначен для работы в 6 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида, а также для учителей общеобразовательной школы, в классах, где изучают творчество В.Бианки. Рекомендую перед изучением данного рассказа провести экскурсию по осеннему лесу, для того чтобы полученные на экскурсии представления, результаты наблюдений, и собранные материалы использовать на уроке.

 

Методическое обеспечение

Учебник для 6 класса специальных (коррекционных )образовательных учреждений : Чтение . Авторы – составители И.М. Бгажнокова, Е.С.Погостина. – М.: «Просвещение» 20013 год.

Интернет ресурсы

  1. http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/169266 (оргмомент)
  2. http://pedsovet.su/load/422-1-0-37744 (шаблон презентации)
  3. http://duimovochka.caduk.ru/images/p109_vlesumini.png (правила поведения в лесу картинка)
  4. http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/800/799967/799967_html_m10272949.jpg (портрет Бианки)
  5. http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00873501225988269902/ (биография В.Бианки)
  6. http://www.xn--2-8sbxpv.xn--p1ai/images/stories/v%20lesu%20mini.png (правила поведения в лесу)
  7. http://zagadka.yaxy.ru/zagadki_pro_osen.html (загадки для кроссворда)
  8. http://media.kino-govno.com/images/knigamasterov/knigamasterov_11.jpg (отрепья)
  9. http://www.stihi.ru/pics/2012/10/13/2619.jpg?6316 (листопад)
  10. http://www.uniport.pro/user/1291/blogs/129164851.png (грязник)
  11. http://xorst.ru/images/wallpapers/originals/priroda/______20120830_1097724494.jpg (зазимник)
  12. https://www.proza.ru/pics/2006/09/18-197.jpg (ветры-листодеры)
  13. http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2013/10/03/002.jpg (перелетные птицы)
  14. http://36.media.tumblr.com/2d172919ed15e671028aabd0887f3b8f/tumblr_ndsrbiHxov1r38mabo1_1280.jpg (оскудела)
  15. http://svoiskazki.ru/wp-content/uploads/2012/10/lesovik_w260_h200-335x500.jpg (Старичок-Лесовичок)
  16. http://www.llama.ru/other/domik.png (домик)
  17. http://www.myshared.ru/slide/1069056/ (физкульминутка)
  18. http://posloviz.ru/category/osen/page2.html (пословицы об осени)
  19. http://images.myshared.ru/5/390908/slide_9.jpg (рефлексия)
Опубликовано в группе « Наши интересные уроки»


Комментарии (1)

Шакмаева Тамара Александровна, 13.02.16 в 18:11 0Ответить Пожаловаться
Использованные в работе фотографии, изображения, схемы и рисунки не должны содержать водяных знаков, дат и логотипов других сайтов. На слайдах презентации логотип другого сайта.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.