Интегрированный педагогический проект «Программируем в Lazarus: квесты по безопасности»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №1»
Интегрированный педагогический проект
«Программируем в Lazarus: квесты по безопасности»
Руководитель: Целищева Елена Дмитриевна,
учитель информатики
МАОУ «Лицей №1»
Результат реализации проекта:
написание творческих проектов обучающимися, создание игр-квестов по безопасности
Березники, 2022 год
Содержание
Y
Детский травматизм и его предупреждение — очень важная и серьёзная проблема. Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребёнка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Работа по предупреждению травматизма это:
устранение травмоопасных ситуаций;
систематическое обучение детей основам профилактики травматизма.
В школах регулярно проводятся инструктажи по технике безопасности. Необходимость проведения инструктажей устанавливается следующими документами:
законом «Об образовании в РФ»;
ГОСТом 12.0.004-2015 Система стандартов безопасности труда (ССБТ);
уставами школ и должностными инструкциями педагогов.
Инструктажи для школьников направлены на то, чтобы разъяснить правила поведения, позволяющие создать безопасные условия. При информированности детей риск несчастных случаев уменьшается.
Обычно разъяснения ученикам даются в устной форме, но для наглядности их подкрепляют методическими пособиями, плакатами, иллюстрациями. В организациях, оснащенных техническим оборудованием, возможно проведение презентаций или показ слайдов.
В ходе реализации данного педагогического проекта в рамках выполнения учащимися учебно-исследовательских и творческих проектов в среде программирования Lazarus обучающимися были разработаны и созданы квесты по безопасности. Данный педагогический проект носит интегрированный характер так, как были объединены два школьных предмета – информатика и ОБЖ. Данные квесты могут быть использованы при проведении инструктажей по безопасности, а также на уроках ОБЖ при изучении и закреплении соответствующих тем.
Руководитель проекта: Целищева Елена Дмитриевна, учитель информатики МАОУ Лицей №1 г. Березники.
Учебные предметы, в рамках которых осуществляется проект: информатика и ОБЖ.
Возраст участников проекта: учащиеся 10 классов.
Количество проектных групп: 1.
Актуальность проекта обусловлена необходимостью напомнить детям о безопасном поведении, закрепить правила безопасности в новогодние праздники, на каникулах, в гололед, соблюдении ПДД и многое другое.
Проблема: несмотря на то, что все знают основные правила безопасного поведения, но количество несчастных случаев не уменьшается, и особенно с участием детей.
Цель проекта: разработка и создание учащимися, в рамках написания учебно-исследовательских и творческих проектов, квестов по безопасности в среде объектно-ориентируемого программирования Lazarus.
Гипотеза: данный материал позволит сформировать навыки осторожного и безопасного поведения, что приведет к снижению травматизма с участием детей.
Задачи:
1. изучить среду программирования Lazarus;
2. разработать и создать квесты в среде программирования Lazarus;
3. провести классные часы и инструктажи по безопасному поведению.
Вопросы проекта:
Какое программное обеспечение будет использовано для создания квестов по безопасности?
Какие квесты будут созданы?
Какая литература будет использована для создания квестов?
Необходимое оборудование: компьютер, доступ в Интернет, проектор, среда программирования Lazarus.
Аннотация:
Ежедневно во всем мире жизнь более 2000 семей омрачается из-за гибели ребенка по причине неумышленной травмы или так называемого «несчастного случая», которые можно было бы предотвратить. Детский травматизм - одна из серьезных социальных проблем, которая не только угрожает здоровью детей, но и влечет проблемы для родителей. Чаще травмы возникают дома и на улице; реже травмы связаны с городским транспортом, со случаями в школе, во время занятий спортом еще реже наблюдаются утопления и отравления. Дети – это не маленькие взрослые. Их способности и поведение иные, чем у взрослых. Физические и умственные способности детей, степень зависимости, тип активности и рискованность поведения существенно изменяются по мере того как они становятся старше. Но пока дети развиваются, их любопытство и потребность в экспериментировании не всегда соответствуют их способности к пониманию или реагированию на опасность, что ставит их под угрозу получения травмы. Таким образом, детский травматизм сильно связан с типом их активности, а это в свою очередь связано с возрастом и стадией развития. Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них.
Предполагаемый продукт: квесты по безопасности.
Практическая значимость проекта: квесты по безопасности могут быть использованы на классных часах при проведении инструктажей и уроках ОБЖ.
1 этап: планирование.
Продолжительность: 14 дней.
Место работы учащихся: кабинет информатики, библиотека.
Содержание: выбор программного обеспечения, разработка сценариев квестов, подбор необходимых источников литературы.
Выход этапа: для создания квестов будет использована среда объектно-ориентированного программирования Lazarus, разработаны сценарии квестов.
2 этап: выполнение.
Продолжительность: 1,5 месяца.
Место работы учащихся: кабинет информатики.
Содержание: в рамках проектной деятельности ведется индивидуальная работа по созданию квестов, каждый учащийся создает свой квест.
Выход этапа: готовые квесты по безопасности.
3 этап: оформление.
Продолжительность: 1 месяц.
Место работы учащихся: кабинет информатики.
Содержание: создание презентации в программе Power Point, тестирование программ, оформление стенда по ПДД, размещение материалов в сети Интернет.
Выход этапа: проектные работы по созданию тестов по безопасности.
4 этап: защита проекта.
Продолжительность: 1 день.
Место работы учащихся: кабинет информатики.
Содержание: учитель принимает отчет, обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги обучения, оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и т.д., акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и т.д.
Учащиеся демонстрируют понимание проблемы, цели и задач, умение планировать и осуществлять работу, дают взаимооценку деятельности и ее результативности.
Выход этапа: демонстрация выполненных работ.
В ходе работы над данным проектом в среде программирования Lazarus были разработаны и созданы следующие квесты по безопасности: «Скорая помощь», квест – игра «Путешествие в страну здорового питания», новогодние квесты.
Цель создания квестов по безопасности - это повторение и закрепление правил осторожного и безопасного поведения.
3.1 Квест «Скорая помошь»Цель создания квеста «Скорая помощь» - это повторение и закрепление правил оказания первой медицинской помощи.
Сценарий квеста: главный герой приходит домой уставший. Вдруг у него звонит телефон. Оказалось ему звонит его друг и предлагает работу. Друг предлагает ему помочь пострадавшим. Главный герой соглашается помочь пострадавшим, и дальнейшее действие происходит в карете скорой помощи. В салоне машины скорой помощи участники игры должны выполнить 5 заданий. Задания находятся в разных местах, их необходимо обнаружить. После того, как участники игры выполнят все задания, квест закончится.
Инструкция по использованию программы «Скорая помощь»
Квест - в переводе с английского означает «поиск, поиск предметов, поиск приключений». Это компьютерная игра, сюжет которой построен на путешествии к конкретной цели.
Запуск программы. Нажать кнопку «Старт».
Рис. 1 Стартовая страница программы
Необходимо прочесть текст и нажать кнопку «Далее».
Рис. 2 Квартира главного героя
Прочитать диалог главного героя и его друга.
Рис. 3 Квартира главного героя
Салон кареты скорой помощи, необходимо найти пять заданий, выполнить их, нажать кнопку «далее».
Рис. 4 Салон кареты скорой помощи
Задания в салоне машины «Скорая помощь».
Рис. 5 Салон кареты скорой помощи
Награда за твою помощь главному герою
Рис. 6 Награда за прохождение квеста
3.2 Квест – игра «Путешествие в страну здорового питания»Цель игры – квеста: повторение и закрепление принципов здорового питания.
Сценарий: Главный герой, просыпаясь, решает поесть и идет к холодильнику. Беря что-то не то, он попадает в место, называемое «Страна здорового питания». По пути, главный герой встречает банан с шаурмой , а потом отвечает на их вопросы, ответив правильно, наш герой продвигается дальше, в противном случае ему придётся начинать заново. В конце квеста герой встречает мудреца этой страны, который поздравит нашего героя и отправит в свой мир, в котором ему придётся пройти последнее испытание. Этого всего могло и не случится, если бы игрок выбрал в первый раз более здоровые продукты.
Цель квест-игры «Путешествие в страну здорового питания» – это понять, какую еду лучше употреблять в своей жизни.
Старт программы.
Рис. 1 Старт программы
Игрок вводит свое имя.
Рис. 2 Ввод имени игрока
Игрок просыпается и решает позавтракать.
Рис. 3 Комната игрока
4.Игрок открывает холодильник и выбирает еду.
Рис. 4 Холодильник
5.Если игрок правильно выбрал продукты, то открывается следующее окно
Рис. 5 Квест - игра
6.Встреча игрока с бананом.
Рис. 6 Встреча с бананом
7.Задания квест – игры.
Рис. 7 Задания квест - игры
8.Результат квест –игры.
Рис. 8 Результат квест-игры
9.Прощание с бананом.
Рис. 9 Прощание с бананом
10.Встреча с хот-догом.
Рис. 10 Встреча с хот-догом
11.Задания квест –игры.
Рис. 11 Задания квест -игры
12.Встреча с мудрецом.
Рис. 12 Встреча с мудрецом
13.Окончание игры.
Рис. 13 Квест - игра
14.Результат игры.
Рис. 14 Результат игры
Новогодние квестыКвест 1:Дед Мороз пропал без вести. Об этом происшествии главный герой узнаёт из сна. Проснувшись, он решает приступить к решительным действиям. Собравшись с силами, он отправился к предполагаемому местоположению заложника. По пути главный герой встречает снеговика. После не очень долгого разговора снеговик предлагает ему свою услугу: если главный герой ответит на вопросы снеговика – узнает путь до нужного ему места. Недолго подумав, он соглашается. Снеговик задаёт ему несколько вопросов по теме «Пожарная безопасность». Главный герой отвечает на вопросы снеговика. Если герой ответил на вопросы правильно, то снеговик отведёт его туда, куда ему нужно. Дойдя до места, где находится Дед Мороз, снеговик прощается с главным героем и покидает его, а герой отправляется к дому и успешно проводит спасательную операцию. Дед Мороз спасён бесстрашным и знающим правила пожарной безопасности героем.
Квест2: Новый год на дворе и кот Матроскин решил подготовить свой дом к этому празднеству. Он написал письмо тебе, чтобы ты помог ему с данной проблемой, так как он сам плохо знает правила пожарной безопасности. Твоя задача: помочь подготовить его дом к Новому Году с соблюдением всех правил безопасности. Коту Матроскину нужно подготовить большую зелёную ёлку, огромное количество высококачественного фейерверка и несколько мотков разноцветных гирлянд. Он ждёт от тебя содействия в своих планах.
Инструкция по использованию программы «Новогодний квест «Спаси Деда Мороза»»
Цель «Новогоднего квеста» – это изучение и повторение правил пожарной безопасности в новогодние праздники.
Запуск программы. Нажать кнопку «Старт».
Рис. 1 Стартовая страница программы
Необходимо прочесть напутствие и нажать кнопку «Я найду его».
Рис. 2 Напутствие
Выполнить задания в правом верхнем углу.
Рис. 3 Дом главного героя
Путь. Нажать на кнопку «Далее».
Рис. 4 Путь
Встреча со снеговиком. Ответить на его вопросы.
Рис. 5 Вопросы от снеговика
Снеговик помог дойти до места дислокации объекта.
Рис. 6 Разговор со снеговиком
Дом. Войти в дом
Рис. 7 Дом
Финальный экран
Рис. 8 Финальный экран
Инструкция по использованию программы «Новогодний квест «Кот Матроскин»»
Цель «Новогоднего квеста» – это изучение и повторение правил пожарной безопасности в новогодние праздники.
Запуск программы. Нажать кнопку «Начать».
Рис. 9 Стартовая страница программы
Необходимо прочитать письмо и нажать «Далее».
Рис. 10 Письмо
Выполнить задания в правом нижнем углу.
Рис. 11 Дом Матроскина
Ответить на вопросы
Рис. 12 Дом Матроскина
После выполнения заданий нажать кнопку «Завершить»
Рис. 13 Выполненные задания
Финальный экран
Рис. 14 Финальный экран
Письмо
Рис. 15 Письмо
Педагогический проект «Программируем в Lazarus: квесты по безопасности» разработан и реализован с целью профилактики детского травматизма. При изучении темы «Объектно-ориентированное программирование» на уроках информатики, а также в рамках проектной деятельности, обучающиеся разработали и создали в среде программирования Lazarus квесты по безопасности. Были проведены классные часы с использованием данного материала.
Материалы данного проекта опубликованы в сети Интернет на персональном сайте учителя информатики Целищевой Е.Д. и могут быть использованы для проведения профилактических бесед, инструктажей и классных часов в школе.
Детский травматизм и его профилактика URL: https://14crp.by/zog/profilaktika-travmatizma/detskij-travmatizm-i-ego-profilaktika (дата обращения 2.09.2021).
Профилактика школьного травматизма URL: https://gsg.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/5e5f704acd99b.pdf (дата обращения 2.09.2021).
Скачать программу «Новогодний квест №1»:
https://cloud.mail.ru/public/s5vp/B1J6MifAS
Скачать программу «Новогодний квест №2»:
https://cloud.mail.ru/public/MPow/rcYft9Jjz
Скачать проект программы «Новогодний квест №1»: https://cloud.mail.ru/public/q9fH/v9wTUA5QT
Скачать проект программы «Новогодний квест №2»:
https://cloud.mail.ru/public/sXJo/4ttMXYetu
Скачать квест-игру «Путешествие в страну здорового питания»: https://disk.yandex.ru/d/O40SWtskr6sqXg
Скачать квест «Скорая помощь» по ссылке https://disk.yandex.ru/d/LJ5LzLPC_1vE5A (программа работает на 64-битных операционных системах)
Панов Егор Игоревич
Целищева Елена Дмитриевна
Ирина Владимировна Казарцева