Интегрированный урок — познавательная игра-викторина «Путешествие по экопланетам» (7 класс)
Насонова Светлана Евгеньевна, учитель биологии
МБОУ Верхнедонская гимназия станица Казанская Верхнедонского района Ростовской области
Интегрированный урок – познавательная игра-викторина
«Путешествие по экопланетам»
Тема урока: «Человек и природа»
2016 год
Интегрированный урок – познавательная игра-викторина
«Путешествие по экопланетам»
Тема урока: Человек и природа
Урок проводится спарено с одним из предметов естественного цикла обучения, интеграция с которым присутствует на уроках: биология, ОБЖ, география, экология.
Методы обучения: активные методы обучения в виде игры.
Формы работы учащихся: индивидуальные, групповые.
Цель урока: обучить детей воспринимать, чувствовать, понимать, любить и защищать природу, расширить знания учащихся о значении природы для человека, влиянии на окружающую среду, развитие познавательного интереса, воспитание любознательности, формирование информационно-коммуникативных умений.
Задачи:
Обучающие - закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках биологии;
- вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений;
- развитие коммуникативных навыков;
- осуществление межпредметных связей.
Развивающие - развитие памяти, внимания;
- развитие образного мышления;
- развитие творческого воображения;
- развитие восприятия;
- повышение самооценки, снижение тревожности.
Воспитательные - воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;
- развитие творческих способностей учащихся;
- самореализация личности подростка в коллективе.
Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной и коммуникативной компетентностей.
Оборудование:
ТСО: мультимедийный проектор, ноутбук, экран
Карточки с заданиями
Оформление
Для блока «Голубая планета»:
Плакаты «Лес и вода – брат и сестра», «Вода – источник жизни», «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться».
Бюллетени «Живое серебро», «Виды охраняемых рыб»
Для блока «Звериная планета»:
Плакаты «Звери – братья наши меньшие», «Красная книга – призыв к разуму человека», «Млекопитающие Ростовской области».
Для блока «Цветочная планета»:
Плакаты «Цветы – праздник для человека»
Презентации «Охраняемые леса нашего края», «Лес – национальное богатство нашей страны»
Большая самодельная ромашка, на лепестках которой написаны вопросы-задания.
Для блока «Удивительная планета»:
Плакаты «Природа учит человека», «Природа делает великое даром»
Презентации «Удивительные растения», «Интересные случаи из жизни животных»
Для блока «Лечебная планета»:
Плакаты «Щедра природа на бесценные дары», «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни (М.П. Пришвин)»
Для блока «Фруктово-ягодная планета»:
Плакаты «Земля – наша кормилица», «Природа обладает неслыханной щедростью. Ей не жаль своих сил (К.Г. Паустовский)»
Презентации «Земля – бесконечное богатство», «Наша опытническая работа»
«Плоды с дерева познания», на которых написаны задания
Для блока «Планета тревоги»:
Презентации «Их осталось мало», «Памятники природы Ростовской области», «Культура общения с природой», «Страничка эколога»
Плакаты «Поведение человека в природе – это зеркало его души», «Мы в ответе за природу»
Образовательные технологии: использование ИКТ.
Методы познания: анализ, синтез, сравнение, моделирование, исторический.
Уроки, проводимые в форме путешествия-викторины включают много элементов познавательного и воспитательного характера. Команды готовятся по определенной теме, изучают биологическую литературу, готовят эмблемы, подбирают материал, выпускают бюллетени, оформляют класс. В ходе занятия выявляются знания не только по биологии, но и умения использовать литературные данные. Данный вид деятельности углубляет понимание явлений природы, знание отдельных видов растений и животных, помогает осознать потребность соблюдения экологических правил и норм.
Ход урока
Класс делится на несколько команд. Каждой команде вручаются путевые листки, на которых письменно дети отвечают на вопросы заданий. Команды во главе с капитанами идут в соответствии с путеводителем по указанному маршруту. Скорость выполнения задания и правильность ответов фиксируется в путевых листах. Учитывается быстрота и правильность ответов.
Ребята приглашаются на следующие планеты:
Голубая планета
Звериная планета
Цветочная планета
Удивительная планета
Лечебная планета
Фруктово-ягодная планета
Планета тревоги
Задания к блоку «Голубая планета»
Задание№1
Какие рыбы занесены в красную книгу нашей страны.
Назовите промысловых рыб Ростовской области.
Задание№2
Назовите аквариумные растения. Какие из них плавают в толще воды, на поверхности, а какие укореняются в грунт?
Биллиснерия
Элодея крупнолистная
Кабомба
Риччия
Стрелолист обыкновенный
Элодея канадская
Кувшинка
Сальвиния плавающая
Задание №3
Ответьте на вопросы:
1. Какая рыба видит хвостом? (Хвостом видят рыбы-слоны, там расположены их электрические органы чувств. Электрозрение помогает обнаружить добычу и врагов)
2. Пользуются ли рыбы удочкой? (Удочкой пользуются многие рыбы, обычно представители семейства удильщиков. Они имеют вырост на верхней челюсти или длинный луч спинного плавника, на конце такой удочки есть другой вырост очень похожий на червяка. Рыба держит приманку перед пастью, и добыча сама плывет ей в рот)
3. Перечисли рыб, имеющих названия профессий, воинских знаний, инструментов. (Особенности поведения или формы тела определяют названия многих рыб: рыба-хирург, лоцман, морской дьявол, морской ангел, рыба-капитан, рыбы-пила, рыба-меч, парусник, рыба-флейта, свистулька.
Задания к блоку «Звериная планета»
Задание№1
На рисунках найдите кролика и зайца. Чем кролик на зайца похож? Составить примерный рацион для кролика. (Кролики рождаются без шерсти, голые, глухие. Рождаются в норе, на подстилке из пуха и листьев. А зайчиха приносит потомство в неглубокую яму, зайчата сразу же передвигаются. Молоком питаются лишь одну неделю, затем переходят на зеленый корм. Зайчиха покормила своих детей и ушла, она может покормить и других зайчат, а крольчиха чужого кормить не будет. Кролик-отец о детях не заботится, а заяц-отец охраняет свое потомство. Рацион: овес, свекла, капуста, морковь, сено или свежая трава, мел, соль в малых дозах).
Задание №2
Определите по картинкам породы собак:
Эрдельтерьер
Шпиц
Борзая
Овчарка
Фокстерьер
Сенбернар
Пудель
Мопс
Задание №3
Как ориентируется летучая мышь? (С помощью ультразвуковой эхолокации)
Кто такие поганка и рябчик? (Поганка – гриб и птица, рябчик – цветок и птица)
Какое животное внесено в Красную книгу нашей страны и является живым ископаемым, обитает в воде? (Выхухоль)
Какие наши птицы и млекопитающие становятся на зиму белыми? (Куропатки, заяц)
Задания к блоку «Цветочная планета»
Задание№1
Определить названия на «немых» гербариях и выбрать из них растения, которые занесены в Красную книгу.
Задание №2
Определить демонстрируемые растения, назвать способы из размножения.
Бегония – семенами, черенками.
Аспарагус – семенами, корневищами.
Алое – отводками, черенками.
Традесканция – черенками.
Бальзамин – черенками.
Пеларгония зональная – черенками.
Задание №3
Какие растения называют барометрами? Почему? Нарисовать такое растение в солнечную и пасмурную погоду. (Погоду можно предсказать по растениям. В ясные дни золотыми звездочками горят цветки мать-и-мачехи. Но стоит показаться на небе дождливой тучке – цветки закроются. Клевер, вьюнок тоже закрываются перед дождем).
Задания к блоку «Удивительная планета»
Задание№1
Ответьте на вопросы:
Стоит дерево кудряво, а когти волчьи (Боярышник).
Название какого цветка в переводе с греческого обозначает Золотой цветок? (Хризантема).
Гнездо какой птицы имеет размер половинки грецкого ореха? (Колибри).
Какая птица «рыбачит» на дне реки? (Оляпка).
Какое травоядное парнокопытное млекопитающее рожает своих детей в воде? (Бегемот).
Какое наземное млекопитающее можно назвать «царем зверей», кто является его единственным врагом? (Слон, человек).
Задание №2
Рассмотрите рисунки, назовите изображенных на них животных. Как вы думаете, почему из каждого класса представлены именно они? (Представлено из каждого класса самое большое животное):
Млекопитающие – слон, синий кит.
Пресмыкающиеся – серый варан, анаконда.
Земноводные – лягушка, саламандра, тритон.
Птицы – африканский страус.
Рыбы – китовая акула.
Задание №3
Из трех представленных рисунков выбрать тот, на котором изображено насекомоядное растение и назвать его. Почему это растение ведет такой образ жизни? (Росянка. Это растение растет в воде, на болотах или бедных почвах, где ему недостаточно определенных питательных веществ – фосфора, азота. Она охотится на мелких животных, чтобы пополнить свой рацион).
Задания к блоку «Лечебная планета»
Задание№1
Указать, для каких целей используются следующие медицинские инструменты:
Фонендоскоп
Пипетка
Скальпель
Шприц
Жгут
Стерилизатор
Задание №2
Какое из демонстрируемых растений по содержанию витамина «С» полезнее лимона в 7 раз? Выставлены: лимон, чеснок, хвоя сосны и ели, плоды рябины и боярышника (Хвоя сосны).
Задание №3
Ответьте на вопросы:
Какое лекарственное растение определит даже слепой? (Крапива)
Какой цветок лечит сердце? (Ландыш)
Какие лекарственные растения используются для лечения простуды? (Мать-и-мачеха, липа, зверобой)
Назовите лекарственные растения наших лесов.
Назовите основные правила сбора лекарственных растений. (Растения должны быть целыми, здоровыми, собирают их в сухую погоду)
Задания к блоку «Фруктово-ягодная планета»
Задание№1
Определите название нескольких плодов и семян в коллекциях.
Задание №2
Определите по всходам несколько овощных культур и цветковых растений.
Задание №3
Ответьте на вопрос:
Почему важно, чтобы при пересадке не загибались корни?
Задания к блоку «Планета тревоги»
Задание№1
Что называют природным заповедником?
Командам вручают контурные карты России. Одновременно даются конверты с карточками, на которых обозначены названия заповедников. Побеждает та команда, которая быстрее и точнее обозначит их на карте и скажет, какие животные охраняются в них. (Заповедники – участки суши и водных пространств, изъятые из всякого хозяйственного пользования. В заповеднике подлежат охране все природные объекты. Таким образом охраняется природно-территориальный комплекс в целом.)
Заповедники:
Беловежская пуща – зубры.
Кызыл-Агаческий заповедник – султанская курочка, серые гуси, поганки, лысухи, утки.
Воронежский заповедник – бобры.
Хоперский заповедник – птицы.
Астраханский заповедник – птицы.
Задание №2
Что такое «Красная книга»? Какие виды животных и растений в нее занесены?
Задание №3
Что такое памятник природы?
(Памятник природы – это редкие, исчезающие, подвергающиеся разрушению и в то же время ценные в научном, эстетическом, историческом отношении объекты природы. Памятниками природы можно считать отдельные виды вымирающих животных, редкие растения, другие объекты природы – лесные, степные, реки, озёра и т.д.)
Задание №4
Какие формы природоохранительной работы осуществляют школьники?
Отряд зеленых и голубых патрулей,
Школьные лесничества,
Малые лесные академии,
Краеведческие и туристические отряды,
Движение «Зеленый мир»,
Экологические клубы.
В заключении подводятся итоги: подсчитываются баллы, выставляются оценки.
Манина Ольга Борисовна
Шишова Галина Ивановна