12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Меренкова Елена Алексеевна86 Россия, Оренбургская обл., Оренбург Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Интегрированный урок литературы и географии
Интегрированный урок литературы и географии.
Преподаватель: Меренкова Е.А.
В современном мире педагоги часто сталкиваются с проблемой разрозненности, несвязности знаний учащихся. Сведения, полученные на уроках, например, истории, никоим образом не переносятся ими на уроки литературы, литературные знания не находят применения на уроках изобразительного искусства и т. д. В результате у детей не формируется целостная картина мира. А между тем, главная цель нашего образования в том, что оно выпускает в свет личность целостную, всесторонне развитую, конкурентоспособную. Поэтому для того, чтобы усилить познавательные интересы учащихся, формировать научное мировоззрение, усилить глубину и прочность знаний, обеспечить практическую направленность обучения, расширить умственный кругозор учащихся, необходимо использовать межпредметные связи на всех уроках.
Литература – один из предметов гуманитарного цикла. Основной целью уроков литературы является воспитание внимательного читателя, пробуждение доброго чувства к художественному слову. Предмет помогает учащимся почувствовать единство мира. Для достижения этой цели можно использовать различные формы нетрадиционного урока, но в своей педагогической практике чаще всего я использую такую форму, как интегрированный урок - особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению материала ведущей дисциплины. Ставятся основные цели при проведении интегрированного урока:
- Познавательные: поиск связи между фактами, событиями, явлениями;
- Развивающие: анализ, сравнение, сопоставление, обобщение;
- Обучающая: научить извлекать нравственные уроки из осмысления произведений и событий.
Хочется отметить, что курс литературы имеет внутрипредметную и межпредметную интеграции.
Межпредметная интеграция на уроках литературы достаточно вариативна:
- Литература и русский язык;
- Литература и история;
- Литература и мировая художественная культура;
- Литература и искусство (музыка и изобразительное искусство);
- Литература и естественные науки (химия, физика, анатомия);
- Литература и география.
На уроках литературы я с первых минут ставлю вопрос об интеграции дисциплин. Вот пример:
Вопрос учителя: Как вы считаете, ребята, что такое литература?
Варианты ответов учащихся: Это наука, это искусство и т.д.
Вопрос учителя: Почему наука?
Ответ учащегося: Потому что есть предмет, методы и формы изучения.
Вопрос учителя: Почему искусство?
Ответ учащегося: Потому что изучает шедевры искусства, дающие эстетическое наслаждения.
То есть, учащиеся уже видят связь между наукой и искусством. А она очевидна. Таким образом, на первом уроке литературы мы уже обнаруживаем межпредметные связи.
В качестве примера приведу часть урока, на котором мы знакомимся с рассказом Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Учащиеся читают вслух отрывок из рассказа.
«Люди, к которым принадлежал он, имели обычай начинать наслаждение жизнью с поездки в Европу, в Индию, в Египет. Положил и он поступить так же. Конечно, он хотел вознаградить за годы труда прежде всего себя; однако рад был и за жену с дочерью. Жена его никогда не отличалась особой впечатлительностью, но ведь все пожилые американки страстные путешественницы. А что до дочери, девушки на возрасте и слегка болезненной, то для нее путешествие было прямо необходимо: не говоря уже о пользе для здоровья, разве не бывает в путешествиях счастливых встреч?
Был конец ноября, до самого Гибралтара пришлось плыть то в ледяной мгле, то среди бури с мокрым снегом; но плыли вполне благополучно.»
Как вы успели заметить, в данном отрывке встречается нам множество географических названий. Некоторым из учащихся заранее было дано задание приготовить небольшие сообщения по следующим темам: «Рим: прошлое и настоящее», «Египет-древнейшая цивилизация» и т.д. На доске висит карта, заранее взятая у преподавателя истории. И учащиеся, по очереди работая с картой, изучают маршрут господина из Сан-Франциско. Параллельно мы слушаем сообщения учащихся о тех или иных городах и странах.
Таким образом, изучение произведения литературы оказывается тесно связанным с изучением географии и истории. Хочу добавить, что преподаватель истории тоже включен в данную работу и проводит параллельно на уроках истории работу по повторению истории, к примеру, Рима или Египта. Подобная интеграция, на мой взгляд, возможна на любом уроке любой дисциплины, при изучении любой темы. В результате у учащихся формируется целостная картина мира и устойчивые знания, имеющие практическое значение.
Исходя из этого, мы, преподаватели разных дисциплин, должны в силу своих возможностей вести работу по интеграции знаний из разных сфер.