12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Колеченкова Марина Николаевна8
0

Интегрированный урок математики с элементами курса программирования и алгоритмики ПиктоМир

ОТКРЫТЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ КУРСА АЛГОРИТМИКИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПИКТОМИР. РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ НА ПРИМЕНЕНИЕ СМЫСЛА АРИФМЕТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ (СЛОЖЕНИЕ, ВЫЧИТАНИЕ)

Тип урока: урок закрепления знаний и формирования умений и навыков

Педагогические задачи: формировать умение решать текстовые задачи; развивать умение и навыки умственных действий: сравнение, сопоставление, установление взаимосвязи, наблюдение; формировать умение выделять части задачи (условие, вопрос и их взаимосвязь); совершенствовать вычислительные навыки, познакомить учащихся с понятием «алгоритм»

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с понятием «алгоритм».

научится решать текстовые задачи на применение смысла арифметического действия (сложение).

Метапредметные:

Регулятивные: работают по алгоритму; принимают цели и следуют им в учебной деятельности; отслеживают собственные учебные успехи на уроке; отслеживают правильность работы товарища; продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог.
Познавательные: развивают интерес к учению, применять базовые знания для решения конкретной проблемы; использовать алгоритм в практической деятельности.

Коммуникативные: приобретают навыки учебного сотрудничества в процессе работы в паре, учатся слушать, понимать и контролировать речь других.

Личностные: осознают необходимость самосовершенствования; учатся трудолюбию, взаимопомощи, правильному поведению; умеют делать выбор, как поступить в предложенной ситуации.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

I.Организационный этап.

Эмоциональный настрой.


- Добрый день, дорогие ребята! Меня зовут Марина Николаевна и сегодня я проведу у вас урок математики. Я очень рада познакомиться с вами, присаживайтесь.

- Ребята, я предлагаю вам поиграть в правдивые и ложные факты о математике. Покажите мне свою правую ладошку. Если я называю правдивый факт, вы загибаете пальчик, начиная с мизинца, если я называю ложный факт, вы не загибаете пальчик. Попробуем?

Факты:

1. В математике всего 9 цифр (правда)

2. Некоторые животные, такие как обезьяна и дельфин обладают навыками счета (правда)

3. Если сложить числа 7 и 3 получится 9. (ложь)

4. Один дециметр больше одного сантиметра (правда)

5. Для проверки сложения необходимо сложить слагаемое и сумму. (ложь)

6. Если из 16 вычесть 8 получится 8 (правда)

- Посмотрите на свою правую руку, какой знак у нас получился? (знак класс). Вот и наш урок пройдет классно, увлекательно и подарит нам большое количество положительных эмоций!


Здороваются с учителем.




Показывают правую ладонь.






В зависимости от правдивости и ложности факта загибают пальчики. Показывают жест рукой.

Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности




II.Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.


- Ребята, обратите внимание на доску, чей силуэт изображен на ней?

-Ребята, а зачем нам нужны роботы и что они умеют? Кто ими управляет?

Роботы иначе называются исполнителями, а те, кто ими командует – командиры. Каждый робот работает по специально программе, которую разрабатывает человек. Как называется его профессия?

Учитель показывает детям Ползуна. Включает его.

К нам в гости на сегодняшний урок пришел робот Ползун. Он живет с нами в реальном мире, а также в виртуальной реальности среды ПиктоМир.

Как вы думаете, с помощью чего можно управлять роботами? (ответы детей)

Ребята, роботами управляют с помощью алгоритма. Что такое алгоритм? (ответы детей)

-Алгоритм – это последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы решить поставленную задачу.

Мы часто действуем по плану (алгоритму) в повседневной жизни. Где мы можем их встретить?

Кулинарные рецепты, Инструкции по использованию телевизора, правила поведения за столом или в общественных местах - во всех этих примерах присутствуют элементы алгоритмов, содержатся правила и предписания, которые мы должны выполнять, чтобы добиться желаемого результата.

Робот.



Ответы детей.





Программист.








Ответы детей.


Ответы детей.







Ответы детей. Перечисляют варианты.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.


Дополнять,

уточнять

высказанные

мнения по

существу

полученного

задания








IV. Постановка цели, мотивация учебной деятельности учащихся.

- А где на уроках математики можно встретить алгоритмы? (при решении пример, задач)

- Ребята, перед вами на экране алгоритм. Но в нем не хватает последнего шага. Где нам может помочь этот алгоритм? Ребята, а какой последний шаг?

1. Внимательно прочитать задачу.

 

2. Определить условие и вопрос задачи.

 

3.Определить какое действие и почему нужно выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи.

 

4.Решить задачу.

 

5.Записать решение и ответ.



-Ребята, где нам может помочь данный алгоритм?

-Попробуйте догадаться, какова тема нашего урока? Поставьте перед собой цель.


Ответы детей.




В решении задач. Записать решение и ответ задачи.



























В решении текстовых задач.



Тема: решение текстовых задач. Цель: научиться решать текстовые задачи.

Уметь определять и формулировать цель, учебную проблему на уроке с помощью учителя.


Формирование умения извлекать информацию из услышанного и увиденного, формирование умения прогнозировать предстоящую работу.





















V. Актуализация знаний.

- Ребята наш урок тоже построен по алгоритму и пройти по нему нам поможет наш сегодняшней гость. Ползун умеет выполнять 3 команды, посмотрите. (учитель демонстрирует работу Ползуна)

- Перед вами клетчатое поле с цифрами от 0 до 5. Нам необходимо выстроить маршрут для робота, попутно выполняя алгоритм нашего урока. Я приглашаю одного ученика к полю и предлагаю ему взять на себя роль командира. Ученики всего класса будут программистами, которые помогут составить алгоритм для работы робота) Попробуем?

(выходит ученик и проводит ползуна до цифры 1. На доске высвечивается первый этап урока «Устный счет»)

Устный счет (интерактивная доска)

-Ребята, перед вам задание, вам необходимо соединить математические выражение с ответами.

33 + 20 = 53 24 + 16 = 40

76 – 22 = 54 90 – 40 = 50

45 – 10 = 35 13 + 7 = 20

78 + 1 = 79 45 – 15 = 30

- Молодцы! Мы можем приступить к следующему этапу урока!

(выходит второй ученик и проводит ползуна до цифры 2. На доске высвечивается этап урока «Повторение»)

- Перед вами два текста. Какой из них является задачей? Почему вы так решили?

Текст 1. Робот Ползун умеет выполнять 3 команды. Заряда его батареи хватает на 4 часа беспрерывной работы.

Текст 2. Робот Ползун умеет выполнять 3 команды. С утра его включили на 2 часа, вечером еще на час. Сколько всего часов робот работал?

- Ребята, давайте вспомним из чего состоит любая задача?

- Вы уже изучили два вида задач, какие? А чем отличаются составные задачи от составных?

- Перед вами на экране две задачи, какая из них простая задача, а какая составная?

Задача 1. Робот Ползун прошел 2 метра от цифры 0 до цифры 1. От цифры 1 он прошел еще 3 метра до конца маршрута. Сколько всего метров прошел Ползун?

Задача 2. Ребята играя с роботом Ползуном составили клетчатое поле из 10 клеток, для второй игры им понадобилось на 4 клетки больше. Сколько всего клеток им понадобилось для обеих игр?

-Ребята, выберите решение для каждой задачи. Молодцы! Ребята, остались ли у вас какие-то вопросы или затруднения? Значит мы готовы перейти к следующему этапу урока!


Дети наблюдают за Ползуном.







Выходит один ученик и отдает команды роботу. Остальные ученики помогают составить программу.









Ученики по одному выходят к доске и работают с интерактивной доской.












Выходит один ученик и отдает команды роботу. Остальные ученики помогают составить программу.







Читают тексты, определяют какой из них является задачей.



Условие, вопрос, решение, ответ.



Простые и составные. Составная задача решается в два или несколько действий.


Ответы детей.





Читают задачи, выбирают правильное решение из предложенных.






Ответы детей.

Планировать

решение учебной

задачи:

выстраивать

алгоритм

действий,

выбирать действия

в соответствии с

поставленной

задачей.


Воспроизводить

по памяти

информацию,

необходимую для

решения учебной

задачи, выделять

существенную

информацию из

текстов задач;

обосновывать

выбор.


VI. Первичное закрепление в знакомой ситуации и в изменённой ситуации.

(выходит ученики проводит ползуна до цифры 3. На экране этап урока «Учимся решать задачи»)

Физминутка «Робот делает зарядку»

Робот делает зарядку
И считает по порядку.
Раз – контакты не искрят, (Движение руками в сторону.)
Два – суставы не скрипят, (Движение руками вверх)
Три – прозрачен объектив (Движение руками вниз.)
И исправен и красив. (Опускают руки вдоль туловища.)

- Ребята, на экране задача, прочитайте ее.

Задача 1. Программист составляет простой алгоритм за 30 минут, а сложный алгоритм на 20 минут больше. Сколько времени потребуется программисту, чтобы составить 2 алгоритма?

-Ребята, о чем эта задача?

- Что сказано об программисте? За какое количество времени он составит простой алгоритм? Сложный?

-Сможем ли мы сразу решить эту задачу? Почему?

- Ребята возьмите карточку под номером 1. Чтобы выполнить задание, нам необходимо составить краткую запись к данной задаче и записать для нее решение и ответ.

t1678345383aa.png

- Ребята, вы отлично справились! Мы с вами прошли уже больше половины пути по нашему алгоритму! Отправляемся дальше!

(выходит ученик и проводит ползуна до цифры 4. На экране этап урока «Закрепление изученного»)



Выходит один ученик и отдает команды роботу. Остальные ученики помогают составить программу.



Выполняют физминутку.









Читают задачу.



Ответы детей.


Ответы детей.



Ответы детей.



Выполняют задание на карточке № 1.






























Выходит один ученик и отдает команды роботу. Остальные ученики помогают составить программу.


Выбирать

мнения и предположения.


Уточняют и расширяют действия в

соответствии с

поставленной

задачей, оценивать

уровень владения

тем или иным

учебным

действием,

вносить

необходимые

корректировки в

действие после

завершения на

основе оценки и

учёта характера

сделанных

ошибок.


Преобразовывать

модели в

соответствии с

содержанием

учебного

материала и

поставленной

учебной целью.


VII. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

- Ребята, мы с вами уже подходим к концу урока, на данном этапе вас ждет задание, которое вы будете выполнять в парах. Вам дана краткая запись, по ней вам необходимо устно придумать задачу и записать к ней решение.

t1678345383ab.png(учитель проводит опрос 2-4 пар)



- Несмотря на то, что задачи у вас могли получиться разные, решение и ответ у вас одинаковые. Какой ответ у вас получился в задаче? У кого получилось так же?

(выходит ученик и проводит ползуна до цифры 5. На экране этап урока «Подводим итоги»)




Выполняют парную работу на карточках.






Ответы детей.















Ответы детей.




Выходит один ученик и отдает команды роботу. Остальные ученики помогают составить программу.


Допускать

возможность

существования

различных точек

зрения;

- учитывать

разные мнения и

стремиться к

координации

различных

позиций в

сотрудничестве;

- строить

понятные для

партнера

высказывания;

- задавать

вопросы;

- контролировать

действия партнера.


VIII. Подведение итогов. Рефлексия.

- Ребята, посмотрите на нашего робота на доске. Весь урок вы выстаивали алгоритм для Ползуна, заполняя пиктограммами тело робота, сейчас робот готов к свое работе (учитель замыкает цель, загораются лампочки на ножках). Ребята, посмотрите, у нашего робота зажглись лампочки на ножках! Он готов вместе свами бежать вперед навстречу знаниям!

- Ребята, давайте сыграем в игру из начала урока. Загибает пальчик, начиная с мизинца.

Мы достигли цели, которую поставили себе? Научились чему-то новому? Узнали что такое алгоритм? Получили хорошее настроение? Посмотрите, у нас опять получился тот же знак, а это значит, что наш урок действительно получился классным!

- Большое спасибо всем за проделанную работу. Я считаю, что вы все сегодня постарались и заслуживаете отличной оценки! За сегодняшний урок все получают оценку «5»!

Домашнее задание

- Наш робот приготовил для вас небольшие памятные подарки. Любой подарок должен быть полезен – на карточках с изображением Вертуна (друг Ползуна) вы можете найти домашнее задание. Первое задание – решение усложненной задачи. Второе – творческое задание, в котором вам необходимо найти интересную информацию о связи математики с программированием или информатикой. Выберите для себя то задание, с которым вы справитесь лучше всего!

-Спасибо за урок!















Загибают пальчики. Показывают жест.














Забирают карточки с доски.

Формулировать

собственное

мнение и

позицию.


Использовать речь

для регуляции

своего действия.

Выражать

доброжелательность и

эмоционально-

нравственную

отзывчивость.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Ирина Леонидовна, 09.03.23 в 10:17 2Ответить Пожаловаться
В математике всего 9 цифр (правда)?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.