Интегрированный урок по окружающему миру и изобразительному искусству "Какие бывают растения. Осенний пейзаж".

4
0
Материал опубликован 21 June в группе

Интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства во 2 классе



Учитель: Кудашкина Марина Юрьевна

УМК: Школа России

Предмет: Окружающий мир, изобразительное искусство. 2 класс.

Тема: Какие бывают растения. Осенний пейзаж.

Цель урока: Создать условия для ознакомления детей с основными жизненными формами растений для изображения осеннего пейзажа в рамках предметной интеграции урока - экскурсии по окружающему миру и урока изобразительного искусства в нетрадиционной технике рисования.

Задачи:

Образовательная- научить определять цель учебной деятельности с помощью учителя, распределять растения по группам, согласно их отличительным признакам, различать жанр изобразительного искусства «пейзаж».

Развивающая: развивать умения работать с новой информацией по теме, сравнивать и группировать предметы по их отличительным признакам, классифицировать предметы, сотрудничать в совместном решении проблемы; развивать умение видеть красоту в обычных вещах, пространственное мышление.

Воспитательная: воспитывать чувство любви к родной природе, формировать правила поведения в парке



Формирование УУД:.

Познавательные УУД: Базовые исследовательские действия, базовые логические действия, декодирование информации.

Коммуникативные УУД : учитывать позицию собеседника, организовать сотрудничество.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия для достижения цели.


Планируемые результаты:

Предметные: Знать основные признаки различия растений; уметь распределять растения по группам: деревья, кустарники, травы на основе признаков различия; знать ярусы растений; знать названия растений своего края; уметь работать в жанре изобразительного искусства «пейзаж», составлять композицию.

Метапредметные:

Использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы. Извлекать информацию из дополнительных источников, оформлять текстовую информацию в таблицу.

Личностные:

Учитывать позицию собеседника и взаимодействовать с одноклассниками в группе.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, исследовательский


Оборудование: 1-2 части занятия – Плешаков А.А. Атлас-определитель «От земли до неба», плакат «Части растений», планшет с маршрутным листом, цветные мелки, учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А. 2 класс, 1 часть; индивидуальный фасовочный пакет для листьев.

3 часть занятия- альбомный лист, гуашь, кисти, стакан-непроливайка, осенние листья с экскурсии.



Ход урока:

1 этап. Подготовка к экскурсии. 10 мин.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

1. Вводная часть перед экскурсией в классе

2.Внешняя мотивация к экскурсии.

Учитель читает наизусть отрывок стихотворения А. С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье…», активизирует внимание детей.

- Какое время года любил А. С. Пушкин? Какое сезонное явление описывает автор? Почему деревьям нужно сбрасывать на зиму листья?

- Как вы думаете, почему я вспомнила сегодня это стихотворение?


Дети включаются в работу.



Объясняют природное сезонное явление – листопад, обосновывают его необходимость для деревьев.

Актуализация знаний

- Какие краски надо взять, чтобы изобразить «багрец и золото»?

- Подскажите, пожалуйста, художнику, какие растения надо изобразить к этому стихотворению?

- Что общего у вех растений?

- Как мы различаем деревья среди всех растений?

- Какие ещё растения кроме деревьев вы знаете?


Дети включаются в работу, отвечают на вопросы.



Дети вспоминают части растений.

Ствол.

Сообщение темы, цели и задач урока

- Кто догадался, какая интересная тема урока сегодня? Да, мы узнаем о разнообразии растений, потренируемся легко различать их по виду ствола, а затем нарисуем самостоятельно осенний пейзаж в технике «Печатание» с помощью листьев


Формулируют вместе с учителем тему урока и задачи.


Создание проблемной ситуации.

- У нас лес далеко, где мы можем рассмотреть растения? Какие деревья растут в парке? Как их различить между собой? Все ли деревья вы назвали, какие могут нам встретиться в парке?

Ребята называют некоторые деревья парка (каштан, лиственница, липа, клён), называют отличительные признаки: по форме листьев, по хвоинкам

Построение плана выхода из ситуации. Использование и закрепление ранее полученных знаний.

Учитель вместе с детьми ищет выход, как узнать названия растений?

- Давайте по порядку проверим предложенные варианты и предлагает воспользоваться наиболее доступным в данной ситуации.









Предлагает поработать по учебнику на с.64 – 67, познакомиться с содержанием параграфа, есть ли правила определения видов деревьев.

Предлагает детям выполнить задание на с.65 и запомнить названия растений.

Зачитывает описание растения из Атласа-определителя «От земли до неба» и просит назвать растение. Подводит к выводу, что Атлас - наилучший вариант. Предлагает посмотреть по Содержанию подходящие страницы, рассмотреть иллюстрации на этих страницах, прочитать некоторые тексты, сделать закладки.

Предлагают различные доступные способы (интернет, программа в телефоне «Распознавание растения по фото», материал учебника, книги про растения, энциклопедия)

Дети читают «цепочкой», отвечают на вопросы и отмечают, что есть вопрос, какие деревья, кустарники, травы своего края ты знаешь?

Приходят к выводу, что из всех доступных средств подходит «Атлас -определитель».

Предлагают выйти на улицу и соотнести дерево и описание в атласе, чтобы определить название.

2 этап. Экскурсия. 30 мин.

Практическая часть. Экскурсия.

Предлагает закрепить знания на практике в парке. Напоминает правила поведения на экскурсии. Проводит инструктаж по ТБ и ПДД. Предлагает групповую форму работы. Знакомит с инструкцией работы по маршрутному листу. (Приложение 1). Нацеливает на сбор красивых листьев.

В парке предлагает молча полюбоваться красотой, описать, как выглядят деревья и кустарники, просит подобрать образы, создаёт воодушевлённое настроение. Определяет территорию для каждой группы (с различными деревьями и кустарниками). Напоминает о взаимовыручке, когда можно обратиться с вопросом к экспертам другой группы.

Координирует работу групп, следит за порядком, включенностью в работу всех детей.

Предлагает поделиться впечатлением от экскурсии, проанализировать, выполнили задачу или нет. Подводят итог работы. Сравнивают данные, находят совпадения и различия. Выявлено11 видов деревьев (парковая аллея вдоль ул. Партизана Германа к проспекту Ветеранов): вяз, рябина, ольха, берёза, клён остролистный, клён американский, дуб, лиственница, сосна, ель, ясень; 5 видов кустарников: сирень, бересклет, можжевельник, снежноягодник, жимолость. Травы: газонная трава, подорожник, лопух.

Предлагает показать самые красивые листочки и назвать, от каких они деревьев.

Дети делятся на группы. Назначают командира – координирует работу группы, экспертов – работают с Атласами-определителями, заполняют маршрутный лист по очереди. Советуются в группе, с другими экспертами, с учителем (и даже с прохожим).







Командиры отчитываются по результатам работы группы.

Подводят итоги по маршрутному листу, радуются результатам исследования, делятся открытиями, по каким признакам различали деревья, отмечают, что трава уже вянет, нет разнообразия.

Делятся впечатлениями об экскурсии, личными достижениями

3 этап. Изобразительное искусство. 25 мин.

Организационный момент .

Предлагает расположить необходимые материалы и инструменты на столе.

- Как будет называться картина, на которой изображён осенний парк?

- А кто хотел бы сегодня изобразить осенний пейзаж?

- Кто помнит, в какой технике я предлагала изобразить пейзаж?


Дети готовятся к рисованию



Учащиеся формулируют смысл понятия «пейзаж».

Активизируют память, называют «печатание».

Творческая часть. Поэтапное рисование.

Предлагает обсудить фон, для этого вспомнить цвет неба, травы.

Знакомит с ярусами растений. Спрашивает, каким синонимом заменить слово «ярус». Первый ярус – деревья, их роль выполняют листья, на заднем плане. Объясняет технику печатания листьями. Просит продумать цвет. Второй ярус – кустарники, изображают на переднем плане перед деревьями. Просит проговорить названия деревьев и кустарников, которые изображают ребята. Просит изобразить траву, сообщает про третий ярус растений. Просит вспомнить, каких птиц видели дети в парке и изобразить по желанию.



Организует выставку работ – из рисунков составляют на доске с помощью магнитов парковую аллею.

Описывают погоду дня. Выбирают краски, рисуют фон, выделяют облака, солнце.

Подбирают синоним «этаж», объясняют принцип ярусов, вспоминают различия растений.

Составляют композицию. Выбирают цвет. Работают в технике печатания, дорисовывают стволы, кустарники, траву, детализируют по желанию.

Заканчивают работу, убирают рабочее место

Заключительный этап. 10 минут.

Контроль усвоения знаний

Проводит тест. (Приложение 2). Проверяют по слайду. Просит отметить знаком «плюс» правильные ответы.

Критерии: 5 верных ответов – молодец; 4 верных ответа – хорошо; 3 и меньше верных ответа – надо обязательно прочитать дома текст из учебника.

После подсчета считает, кто из ребят не допустил ошибок, поощряет вместе с детьми аплодисментами.

Разбирает вместе с детьми трудные вопросы

Выполняют тест с проверкой. Отмечают правильные ответы, подсчитывают количество правильных ответов.

Домашнее задание

Выбрать одно задание из трёх.

С.64-67 учебника прочитать параграф и ответить на вопросы.

Подготовить на листе А-4 сообщение об одном растении нашего края для проекта, используя дополнительные источники информации.

Написать небольшое сочинение о своих впечатлениях об осенней экскурсии.

Определяют для себя домашнее задание.

Рефлексия

Предлагает продолжить предложения:

- Я сегодня на уроке вспомнил….

- Я сегодня на уроке научился…

- Я сегодня на уроке почувствовал…

- Я сегодня на уроке узнал…

Я так рад, что…

Кто из вас сегодня расскажет родителям про наше занятие?

Молодцы! Урок окончен.



Приложение 1. Маршрутный лист.

Инструкция: Заполнить таблицу по алгоритму: заполнить признаки растения, определить название и записать. Можно нарисовать рисунок. Можно записать слоами. Закрасить строчки с деревьями – синим цветом, с кустарниками- жёлтым цветом, с травянистыми растениями – зелёным цветом.t1750455147aa.png

Приложение 2.

Тест «Разнообразие растений»

__________________________________________________



1. Как называют группу растений, у которых сочный и зелёный стебель?

деревья

водоросли

травы

кустарники


2. Отметь названия растений, у которых один толстый ствол с корой и крона

ежевика

клён

дуб

подорожник

кукуруза


3. Выбери только кустарники

клубника

малина

берёза

крыжовник

рябина


4. Подчеркни, какое растение лишнее в списке: крапива, ландыш, сирень, ромашка.


5. Возле каждого названия запиши цифру, которой обозначено описание растения:

зелёные сочные стебли;

один твёрдый ствол, листья в форме пластинок;

один твёрдый ствол, листья как иголки;

несколько твёрдых стволиков, листья как пластинки.

Василёк -

Каштан -

Сосна -

Смородина -








9


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.