Урок изобразительного искусства на тему «Осенний пейзаж» (2 класс)
Урок изобразительного искусства
Тема: Осенний пейзаж
Целевая аудитория: учащиеся 2 класса.
Цели: Возвышение ученика до понимания поэтики пейзажа, хрупкости и красоты живой природы, воспитание любви к ней, стимулирование желания самому создать осенний пейзаж, передавая собственные переживания от увиденного в жизни на уроке.
Учебная задача: Знакомство с жанром пейзажа, изображение открытого пространства и понимания роли линии горизонта в передаче основной идеи работы.
Продолжительность: 45 минут (академический час)
Оборудование: ноутбук, музыка со звуками леса, печатные репродукции картин (формата А3): В. Поленов «Золотая осень», И. Левитан «Золотая осень», И. Левитан «Осенний день Сокольники», И. Бродский «Опавшие листья», ; проектор, экран, указка, гуашевые краски, кисти, лист (формата А3).
Ход занятия:
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня вас ждёт путешествие в мир прекрасного и яркого времени года. Как вы думаете, какого? (Выслушиваются ответы).
А какие времена года вам известны? Назовите их признаки. Что вы больше всего любите: зиму, осень, лето или весну? (Выслушиваются ответы).
На прошлом уроке в качестве домашнего задания я попросила вас принести цветные, разные по форме, осенние листья. Все готовы? (Проверка домашнего задания). Они пригодятся нам на уроке.
2.Эвристическая беседа. Постановка цели и задач урока.
Взгляните, пожалуйста, на доску. (Через проектор педагог высвечивает цитату и выразительно её зачитывает):
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса»…
А.С.Пушкин
- Как вы понимаете этот отрывок из стихотворения великого поэта? (Выслушиваются ответы).
А.С. Пушкин так же, как и многие из вас, любил осень, именно в этот период времени его посещало вдохновение. Но тогда почему поэт называет осень «унылой порой»? (Выслушиваются ответы. В них делается акцент на разнообразие погодных условий осени: то солнце, то дождь. Ранняя осень более яркая («багрец и золото» - красные и жёлтые цвета), поздняя осень мрачновата. Опадают листья «пышное природы увяданье»…)
- Молодцы! Мы с вами поразмышляли на тему времён года и особенностях восприятия осени. Многие поэты, писатели, музыканты, художники обращались к теме этого времени года в своих произведениях. Сегодня и мы с вами прикоснёмся к тайне их восхищения, став исследователями и творцами – сами попробуем изобразить осенний пейзаж. На доске обозначена тема нашего урока. А что обозначает термин пейзаж? (Выслушиваются ответы).
Педагог поясняет: Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.
- Как вы думаете, ребята, какие цели и задачи нам необходимо решить на уроке? (Выслушиваются ответы, и педагог аккуратно подводит детей к озвучиванию целей и задач).
- Сегодня мы познакомимся с жанром пейзажа, попробуем изобразить открытое пространство леса, вспомним и укрепим знания о линии горизонта и её значении в основной идее работы.
3. Физкультминутка. Мотивация учебной деятельности. Погружение в тему.
Педагог включает спокойную музыку со звуками леса и просит детей выйти из-за парт.
- Ребята, а сейчас немного отвлечёмся от теории. Возьмите в руки принесённые на урок листья и поднимите высоко-высоко над головой, встаньте на цыпочки. Получился осенний лес! А теперь подул сильный ветер, и деревья закачались. Ветки покачиваются из стороны в сторону (дети делают движения руками вместе с листьями). Ветер покачивает ветки, и осенние листочки, отрываясь, падают на землю. Детей просят выпустить листья из рук и посмотреть, как листья упали на пол. Обращается внимание на то, что одни листочки могут загораживать другие, и что направление ножки и «носика» листа самое различное. Листья, падая на пол, украшают его и делают похожим на ковер. Так и осень украшает землю разноцветным ковром.
- Молодцы! Физкультминутка закончена.
4. Первичная проверка понимания.
- Приступаем к творчеству! Прислушайтесь, какая красивая мелодия звучит у нас сегодня на уроке! А что мы ещё слышим в ней? (Дети отвечают про шум листвы, пение птиц, звуки зверей в лесу). Обостряем все наши органы чувств! Зрение, слух, обоняние, осязание. Давайте представим, что мы находимся в настоящем лесу! Что мы слышим? Какие запахи чувствуем, что вы видите? (Учащиеся озвучивают свои фантазии).
- Не забываем про время года! Взгляните на доску, там размещены репродукции картин разных художников: В Поленова, И.Левитана, И.Бродского. Все ли одинаково ярко и красочно видят осень? Похожи ли картины? А если отличаются, тогда чем, какие цвета и оттенки изображены? (Выслушиваются ответы).
В.Поленов «Золотая осень»
И. Левитан «Золотая осень»
И. Бродский «Опавшие листья»
И.Левитан «Осенний день Сокольники»
Педагог подводит итог детских размышлений:
- У каждого из нас своё восприятие! Художники выразили разное настроение в изображении осеннего пейзажа: солнечное и золотое, яркое в картинах В. Поленова и И.Левитана («Золотая осень»). Немного грустная и печальная осень у И.Бродского («Опавшие листья»), «уходящая» и мрачная у И. Левитана («Осенний день Сокольники»).
- Вернёмся к теории. Отгадайте загадку:
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется ..? (Дети хором отвечают: пейзаж!).
5. Первичное закрепление.
- Приступаем к практической части нашей работы. (Учащиеся рисуют одновременно с педагогом, поддерживая диалог).
На доске закреплён лист бумаги формата А3, на котором учитель совершает последовательные действия работы, сопровождая комментированием.
Перед началом самостоятельной деятельности учащихся педагог напоминает и показывает им правила работы гуашевыми красками, способ набора воды и краски на кисть, необходимость промывать кисточку перед забором нужного цвета.
Учитель показывает на своём листе, как определяется линия горизонта. Напоминает учащимся, что это не просто условная линия, разделяющая поверхность листа на небо и землю. На этом занятии педагог делает акцент, что положение линии горизонта определяет значимость неба или земли в пейзаже. Важно прорисовать и небо, и землю.
Светлой охрой педагог проводит линию горизонта. Учитель обращает внимание учащихся на то, что кисть в момент изображения земли движется горизонтально. Педагог напоминает об обилии красок и оттенков, что к основному зелёному цвету изображения можно добавлять другие цвета. Например, к зелёному – охру, сепию, ультрамарин.
Учитель обращает внимание на изображение массива леса: цвет кроны каждого дерева имеет свой оттенок. Деревья загораживают друг друга, они все разной высоты, поэтому своими вершинами создают причудливую ломаную линию.
Демонстрирует учащимся технику смешивания красок для получения нужного цвета и оттенка. Тонкой кистью движет снизу вверх – так, как растут деревья. Педагог делает акцент на том, что в общем массиве леса нельзя различить ветви отдельных деревьев, но очень хорошо можно увидеть стволы деревьев, потемневших от осенних дождей. У нескольких деревьев учитель намечает несколько нижних веток.
Педагог предлагает детям изобразить синее небо, покрытое тучами. Задаёт учащимся вопрос: Чем тучи отличаются от облаков? Почему они тёмные? Какие оттенки встречаются в цвете туч?
При изображении туч учитель обращает внимание детей на характер движения кисти по бумаге, которое соответствует форме тучи.
Информация о домашнем задании.
За 10 минут до окончания урока учащиеся записывают домашнее задание: Подобрать иллюстрации на тему «Пейзаж - настроение» (природа в разных состояниях, изменчивость явлений природы).
8.Рефлексия.
По завершении работы учитель задаёт вопросы:
- С каким жанром изобразительного искусства мы сегодня работали? Каковы особенности этого жанра? Что нового вы узнали на уроке? Поделитесь вашими впечатлениями от урока.
Все рисунки вывешивают на доске, и учащиеся методом обсуждения и анализа определяют, кому удалось нарисовать самый красивый лес.
Педагог поддерживает учащихся, хвалит, выделяя выразительные средства рисунка, выставляет оценки.
Кияйкина Наталья Федоровна
Горбачёва Марина Юрьевна
Степных Татьяна Геннадьевна