Интегрированный урок физики и биологии «Электричество и магнетизм» (8 класс)
Цель:
- изучить строение грозовых облаков, электрические заряды в туче, виды молний.
- формирование познавательного интереса, интеллектуальных и экспериментальных умений и навыков.
Задачи:
- поиск наиболее эффективных способов организации деятельности учащихся при изучении строения и функций грозовых туч, и молний;
- дать более глубокие и прочные знания по физике и биологии;
- создать условия для формирования умения анализировать различные подходы в решении одного и того же вопроса.
Подготовка к уроку.
Для формирования у восьмиклассников целостного видения вопроса “Электричество и магнетизм в природе”, учителя физики и природы проводят интегрированный урок “биология + физика”. Биологу при уточнении распространении грозовых облаков в природе и влияние на человека нужна помощь физика, а учителю физики при изучении строения шаровых и линейных молний необходимы знания биолога. Прочное усвоение знаний о грозовых тучах, строении птиц и насекомых невозможно без глубоких знаний физики и биологии.
Оборудование:
- Таблицы “Строе ние линейной и шаровой молнии”, “Виды насекомых и животных, проводящих электрические заряды”.
- Рисунки грозовых туч, виды молний
- Тестовые задания.
Оформление. И
План изучения:
Воздушные потоки в грозовой туче.
Строение линейной и шаровой молнии.
Рисунки молний.
Основные характеристики животного мира и насекомых, которым характерны электричество.
Самостоятельная работа.
Ход урока
1.Организационный момент (1,5-2 мин.).
(проверка отсутствующих, внешнее состояние класса, рабочих мест учащихся, наличие дежурных).
2.Повторение изученного материала (40 мин.).
Учитель биологии.
На прошлом уроке мы убедились в сложности строения облаков и радуги. Узнали, что зрение важнейшее из чувств человека, поскольку большую часть информации об окружающем мире мы получаем от фоторецепторов, находящихся на сетчатке нашего глаза. На сегодняшнем уроке мы хотим ответить на вопрос:
“Как мы видим молнию, и как образуются грозовые тучи?”.
Учитель физики.
Рассматривая строение облаков на прошлом уроке, мы переходим к удивительному миру грозовых явлений, давайте запишем основные характеристики электропроводности, закона Кулона, эквипотенциальных поверхностей, напряженности силовых линий, электризации тел. Учитель предлагает зарисовать образование холодного и теплого фронта облаков, вспоминая прошлый урок, начинают рассматривать таблицу из учебника “Физика в биологии” (рис.1)
Рис.1
Давайте ребята представим, что сегодня ясный безветренный день, на чистом небе нет ни одного облачка. Кажется что атмосфера совершенно спокойна, неподвижна. Но эта неподвиджность обманчива: всё воздушное пространство над земной поверхностью пронизывают электрические токи.
Сила этих токов незначительна – всего около 10-12 А на каждый м2 земной поверхности ежесекундно приходит положительный заряд = 10-12 Кл.
Возникаемая электропроводность атмосферы j= σE, обусловлена ионами (рис.2), рисует учитель, напоминает прошлый материал.
рис.2
Существуют разные виды молний:
Линейная – длина измеряется километрами, возникает сразу между тучами.
Ленточная - сдвинутые молнии относительно друг друга.
Шаровая – не похожа на две предыдущие, светло-желтого цвета, диаметр 30-40 см, выглядит в виде шара, почти шара. Яркость сравнивают с яркостью света 100-ваттной лампочки. Цвет молнии изменяется во время наблюдения. Вид четкой поверхности, отграничивающей вещество.
Учитель биологии:
Сейчас мы рассмотрим загадки по изученному материалу и перейдем к новой теме:
Вопросы-загадки на доске. Учитель детально расскажет правильный ответ на поставленные вопросы.
- Реагируют ли животные на магнитное поле?
(Многие ученые утверждают, что у животных существуют специальный орган, с помощью которого они определяют наличие магнитного поля. Многочисленные опыты показали, что например, голуби обладают особым магнитным “чувством”, которое позволяет им ориентироваться в магнитном поле Земли. Чтобы проверить, так ли это, ученые поступили с голубями, как с обычным компасом: прикрепили к крыльям голубя металлические пластинки. И живые компасы испортились. Есть много наблюдений, показывающих, что голуби теряют способность ориентироваться в зоне действия мощных электростанций и начинают двигаться к мощному источнику излучения.
Самки термитов в гнезде лежат так, что ось их тела совпадает по направлению с магнитным меридианом, а если поместить рядом сильный, магнит, то меняют своё положение.)
- Как известно, летучие мыши ориентируются в пространстве посредством ультразвуковых сигналов. Каких вы знаете, животных, которые ориентировались бы в пространстве с помощью электромагнитных волн?
(Сравнительно недавно в реках Африки была обнаружена рыба, снабженная самым настоящим радиолокатором. Это водяной слон. Оказалось, что находящейся в его хвостовой части генератор постоянно излучает низкочастотные колебания до 100 импульсов в минуту, которые после отражения от окружающих предметов улавливаются особым органами этого животного, расположенными в основании плавника. Поэтому неудивительно, что водяной слон, на расстоянии чувствует приближение хищника и успевает вовремя скрыться)
Учитель физики
Давайте вспомним какими характеристиками обладает электричество и магнетизм?
3) Самостоятельная работа
Зарисуйте таблицу и укажите правильные утверждения :
1. Закон Кулона |
а) Всегда замкнуты, образуются вокруг заряженного тела |
2. Силовая линия |
б) F= kq2/r2 |
3. Напряженность |
В) Способность тел притягиваться друг к другу |
4. Электропроводность |
г) U- напряжение |
5. Электризация |
е) j= σE |
6. Разность потенциалов |
д) E=F/q |
- Определить на картинках виды молний:
- Детально опишите и вспомните виды молний
Рис.3
Рис.4
Рис.5
Охарактеризуйте что происходит в грозовой туче?
Рис.6
Домашнее задание – подготовить реферат на тему “Туман”. “Радуга”
С точки зрения физики и биологии
Рефлексия – спасибо за внимание