Интегрированный урок физика и биология по теме «Силы» (7 класс)
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
Автор разработки: учитель физики МБОУ СУВУ для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением Мазурова Александра Алексеевна
Предмет: физика и биология
Класс 7
Тема: Решение задач по теме «Силы в природе»
Цель урока: создать условия для закрепления знаний по данной теме.
Планируемые результаты:
Личностные
- Принятие социальной роли обучающегося.
- Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Предметные:
Знать
- Виды сил, формулы для их нахождения
Уметь
- Решать задачи на определения силы тяжести, силы упругости, веса тела, силы трения.
Метапредметные (формирование универсальных учебных действий (УУД).
- Овладение приёмов работы с информацией, умениями анализировать, объяснять.
- Овладение способами самоорганизации учебной деятельности (умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность)
- Овладение опытом межличностной коммуникации
- Овладение умениями проводить самооценку уровня личных учебных достижений.
Формы организации учащихся: индивидуальная, парная.
Методы и технологии: словесный, наглядный, практический.
Оборудование, мультимедийный проектор, компьютер, презентация
Здесь будет файл: /data/edu/files/q1461597024.ppt (Силы), дополнительный материал (приложение)
Этап обучения по данной теме: основной
Основные источники информации:
1. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009 г.
2.http://knowledge.allbest.ru/physics/3c0b65625b3ac69a4d43a88521206d26_0.html
3.http://malpme.ru/samye-krupnye-zhivotnye-na-zemle/
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
УУД |
||||
Организационный |
Приветствие учащихся. Проверка организации рабочих мест. |
Приветствие учителя. Организация рабочих мест. |
|||||
Актуализация знаний. |
Побуждает учащихся вспомнить, ранее изученный материал. Слайд № 1. Задает вопросы: Что такое сила? От чего зависит результат действия силы? Какие силы вы знаем? Какую силу называют силой тяжести? Как ее найти? Что называют весом тела? Как его найти? В чем различия между силой тяжести и весом тела? Когда возникает силы упругости? Какую силу называют силой трения? Как называют прибор для измерения силы? В каких единицах измеряют силу? Формулирует тему урока. Слайд № 2. Формулирует вместе с учащимися цель урока. Объяснение способов их выполнения. |
Слушают, вспоминают изученный материал, отвечают на вопросы. Взаимодействуют с учителем и учащимися во время фронтального опроса. Контролируют правильность ответов обучающихся. Выдвигают предположения о теме урока. Формулируют цель урока. Планируют личную учебную деятельность. |
Познавательные: Выделять существенную информацию из текста вопросов и ответов. Коммуникативные: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника. Регулятивные: Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу. |
||||
Систематиза-ция и обобщение знаний. |
Учитель биологии рассказывает о синем ките. Показывает кита на слайде №3.
Учитель физики: Приглашает одного ученика к доске для решения задачи. Проверяет правильность ее решения. Учитель биологии рассказывает о африканском слоне. Слайд № 5. Учитель физики: Определите вес африканского слона, если его масса 6 т. Слайд № 6. Приглашает одного ученика к доске для решения задачи. Проверяет правильность ее решения. Учитель биологии рассказывает о южном морском слоне. Слайд 7. Учитель физики: Самый крупный экземпляр среди южный морских слонов весил около 50 кН. Определите его массу. Слайд 8. Приглашает одного ученика к доске для решения задачи. Проверяет правильность ее решения. Учитель биологии рассказывает о пауке-нефил. Слайд 9. Учитель физики: Чему равен коэффициент жесткости этой паутины, если при силе натяжения 5 Н она растягивается на 2 мм? Слайд 10. Приглашает одного ученика к доске для решения задачи. Проверяет правильность ее решения. Учитель физики напоминает, что важную роль в жизни человека играет сила трения. Задает вопрос: А какую роль она играет в живой природе? Учитель биологии объясняет, что в жизни многих растений и животных трение играет положительную роль. А чтобы выяснить какую именно предлагает учащимся поработать в парах с текстом и ответить на вопрос, какую роль играет трение в жизни растений и животных. Учитель физики осуществляет проверку выполненной работы, демонстрирует слайды презентации. Слайды № 11-20. Заключительное слово учителей что на уроках физики нужны знания по биологии, на уроках биологии нам нужны знания по физике. |
Слушают учителя. Смотрят презентацию. Слушают учителя. Решают задачу в тетрадях. Один ученик решает на доске. Контролируют правильность решения задачи на доске. Слушают учителя. Смотрят презентацию. Слушают учителя. Решают задачу в тетрадях. Один ученик решает на доске. Контролируют правильность решения задачи на доске. Слушают учителя. Смотрят презентацию. Слушают учителя. Решают задачу в тетрадях. Один ученик решает на доске. Контролируют правильность решения задачи на доске. Слушают учителя. Смотрят презентацию. Слушают учителя. Решают задачу в тетрадях. Один ученик решает на доске. Контролируют правильность решения задачи на доске. Слушают учителя. Слушают учителя. Работают в группе. Планируют сотрудничество с одноклассниками. Читают текст, заполняют таблицу.
Обсуждают, делают вывод, записывают в тетрадь. Контролируют правильность ответов обучающихся. Слушают учителя. |
Регулятивные: Умение организовать планирование, умение ставить познавательные задачи. Познавательные: Умение самостоятельно извлекать, анализировать и отбирать необходимую информацию для решения учебных задач. Регулятивные: Умение определять свое место в коллективе. Умение сохранять полученную информацию. Познавательные: Умение самостоятельно извлекать, анализировать и отбирать необходимую информацию для решения учебных задач. Коммуникативные: Владение способами взаимодействия совместной деятельности с окружающими. Познавательные: Выделять существенную информацию из текста вопросов и ответов. |
||||
Домашнее задание |
Объяснение задания |
Слушают рекомендации учителя по домашнему заданию, записывают его в дневник. |
Познавательные: Выделять существенную информацию Коммуникативные: Получать необходимую информацию. |
||||
Итог урока |
Учитель оценивает работу учащихся на уроке. Предлагает учащимся закончить предложения я знаю … я умею … я могу… |
Слушают учителя. Заканчивают предложения. Выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение. |
Познавательные: анализировать степень усвоения материала Коммуникативные: Строить понятные для собеседника высказывания Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачи, осуществлять самоконтроль, планировать будущую деятельность. |
Материал:
Синие киты являются самыми крупными животными, которые населяют нашу планету. Синий кит может нырять на глубину до 540 метров и находиться под водой до 20 минут. Максимальная скорость, с которой он может плыть — 34 км/ч. Синие киты способны переговариваться, находясь друг от друга на расстояния в 1500 километров.
Питается исключительно небольшими существами, похожими на креветок под названием «криль». Основу рациона составляет планктон. За день синий кит съедает примерно 3,6 т. планктона. Это примерно 40 миллионов особей криля в день.
Самое крупное животное на суши — это африканский слон. Численность популяции африканских слонов составляет от 500 до 600 тысяч особей. Взрослые особи не имеют врагов в своей естественной среде обитания. Слоны — единственные животные, которые неспособны прыгать. Спят слоны стоя, собравшись вместе в плотную группу; только детёныши ложатся на бок на землю. Слоны на короткое время могут развивать скорость до 35-40 км/ч. Ежесуточный рацион Африканского слона может доходить до 300 кг сена и листьев деревьев и 270 литров воды. Интеллект Африканских слонов приравнивается к интеллекту людей. Слоны умеют смеяться.
Южный морской слон является самым крупным плотоядным животным нашей планеты. Южные морские слоны могут оставаться под водой в течение двадцати минут. Максимальная глубина, на которую могут погружаться южные морские слоны, составляет более 1400 м. У морских слонов есть длинный висячий нос, напоминающий хобот, поэтому их так и назвали.
Самая крепкая паутина у пауков-нефил, живущих в Африке, дальних родственников наших крестовиков. На Мадагаскаре женщины собирают нефил, тянут из их брюшка золотистые нити, а затем ткут из них красивые ленты. В большой круговой ловчей сети паука запутываются не только насекомые, но и птицы.
Материал для самостоятельной работы учащихся.
Например, лианы, хмель, горох, бобы и другие вьющиеся растения благодаря трению могут цепляться за находящиеся поблизости опоры, удерживаются на них и тянутся к свету. Между опорой и стеблем возникают достаточно большое трение, т.к. стебли многократно обвивают опоры и очень плотно прилегают к ним.
У растений, имеющих корнеплоды, такие, как морковь, свекла, брюква, сила трения о грунт способствует удержанию их в почве. С ростом корнеплода давление окружающей земли на него увеличивается, а это значит, что сила трения тоже возрастает. Поэтому так трудно вытащить из земли большую свеклу, редьку или репу .
Таким растениям, как репейник, трение помогает распространять семена, имеющие колючки с небольшими крючками на концах. Эти колючки зацепляются за шерсть животных и вместе с ними перемещаются. Семена же гороха, орехи благодаря своей шарообразной форме и малому трению качения перемещаются легко сами.
При действии же органов движения трение проявляется как полезная сила. Чтобы увеличить сцепление с грунтом, стволами деревьев, на конечностях животных имеется целый ряд различных приспособлений: когти, острые края копыт, подковные шипы, тело пресмыкающихся покрыто бугорками и чешуйками.
Действия органов хватания ( к ним можно отнести клешни рака, передние конечности и хвост некоторых обезьян, хобот слона и др) тоже связано с трением. Ведь предмет или живое существо будет тем прочнее схвачено, чем больше трение между ним и органом хватания. Величина же силы трения находится в прямой зависимости от прижимающей силы. Поэтому органы хватания устроены так, что могут либо охватывать добычу с двух сторон и зажимать ее, либо обвивать несколько раз и за счет этого стягивать с большой силой.
Дзюрич Елена Алексеевна