Интегрированный урок физики и биологии в 7 классе «Красота и гармония природы» («Что изучает физика»)
Пояснительная записка к презентации
Интегрированный урок физики и биологии в 7 классе "Красота и гармония природы" («Что изучает физика»)
Жукова Надежда Николаевна,
учитель биологии, химии
МБОУ «Нижнекулойская средняя школа»
Верховажского района Вологодской области
УМК по физике:
1. Примерные программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы, 10 -11 классы: проект. (Стандарты второго поколения.) М.: Просвещение, 2010.
2. Физика: 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством А. В. Пёрышкина.
3. Перышкин А. В. Физика 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. – 224, [1] с.: ил.
4. Перышкин А. В. Рабочая тетрадь по физике: 7 класс: к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс». ФГОС/А. В. Перышкин; сост. Г. А. Лонцова. – М.: Экзамен, 2016. – 160 с. (Серия «УМК»)
Предмет: Физика.
Класс: 7.
Тема урока: Что изучает физика.
Имя урока: Красота и гармония природы.
Место и роль урока в изучаемой теме: Данный урок входит в раздел «Введение». Он является для учащихся первым уроком по новому предмету - физике. Так как ученики 7 класса, первый раз пришедшие на урок физики, не имеют представления, что они будут изучать, то задача учителя показать в яркой и увлекательной форме на первом уроке красоту физики, широкое ее применение в жизни.
Первый урок физики очень важен – это мотивация изучения физики в течение всего учебного года. Он должен быть интересным, может быть, даже неожиданным для учащихся, вызвать у них желание узнать: «А что будет дальше?»
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Цель урока для учителя: Создать условия для понимания учащимися предмета изучения науки физики.
Цель урока для учащихся: Понять, что изучает физика.
Образовательные задачи:
• Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса, определить место физики в системе естественных наук;
• Научить учащихся различать физические явления, физические тела;
• Познакомить с методами изучения физики: описанием, наблюдением, сравнением, экспериментом, моделированием и др.;
• Способствовать развитию представления о применении человеком физических знаний в быту и технике;
• Способствовать пониманию и осознанному применению учащимися физических терминов: «физические явления», «физические тела», «материя», «физическое поле».
Развивающие задачи:
Способствовать развитию универсальных учебных действий:
• познавательных УУД (ПУУД): умений: анализа информации; классификации; конкретизации; моделирования и экспериментирования; установления причинно-следственных связей; обобщения и формулирования выводов;
• личностных УУД (ЛУУД): осознанию личностного значения изучения темы;
• регулятивных УУД (РУУД): целеполагания; рефлексии; самооценивания;
• коммуникативных УУД (КУУД): умения публичного мини-выступления, изложения своего мнения, аргументации его.
Воспитательные задачи:
• Способствовать формированию научного мировоззрения учащихся;
• Способствовать развитию умений оценивать объекты живой природы с точки зрения физики.
Методы, приемы работы: методы рефлексии содержания материала; рефлексия по окончанию урока; практические методы: простейший эксперимент.
Образовательные технологии: элементы технологий образовательной системы «Школа 2100»: проблемно-диалогической, технологии продуктивного чтения, самооценивания учебных достижений.
Материалы и оборудование: распечатанные на каждого учащегося материалы приложений; медиапроектор, компьютер, экран.
Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.
Этапы урока:
1. Мотивирование к учебной деятельности;
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;
3. Выявление места и причины затруднения;
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство);
5. Реализация построенного проекта;
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
8. Включение в систему знаний и повторение;
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Технологическая карта урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
|||||||||||||||
1. Мотивирование к учебной деятельности Добрый день, уважаемые научные сотрудники! «Научные» - потому что мы начинаем изучение нового учебного предмета о природе материального, который возможно в будущем для кого-то станет первой ступенькой в научной карьере. «Сотрудники» - потому что время одиночек в науке миновало, сейчас открытия совершаются научными коллективами. Слайд 1. Внимательно всмотритесь в картину американского художника Джона Синглтона Копли «Мальчик с белкой» (1765 г.). Какие объекты (предметы), изображенные на картине, мы будем изучать на данном учебном предмете? |
Учащиеся, возможно, скажут: «Какой-то грызун…» Назовут стакан, орехи, человека, цепь, стол, манжеты… |
ЛУУД: осознание личностного значения изучения темы
ПУУД: умения анализа информации, конкретизации |
|||||||||||||||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Этот урок носит имя «Красота и гармония природы». Поэтому обратимся к реальному животному. Слайд 2. Для этого зверька характерна естественная малочисленность, именно по этой причине он нуждается в охране. Основные враги - куница, дневные и ночные хищные птицы. Это исключительно лесное животное, проводящее практически всю свою жизнь в кронах и дуплах высоких деревьев, предпочитая лиственные и реже смешанные леса. Внешне зверек похож на небольшую белку с короткими ушами и большими выразительными глазами. Однако увидеть его очень сложно ввиду малочисленности, а также из-за сумеречно-ночного образа жизни. Длина тела составляет 12-23 см, хвоста – 11-13 см, масса достигает 170 г. Когда он бежит по стволу или ветке дерева, довольно легко спутать с белкой или соней. Однако в момент, когда он бросается с кроны одного дерева на ствол другого, расправив кожистые складки, проходящие между передними и задними лапами, силуэт зверька хорошо узнаваем. Надеюсь, теперь вы его узнали?
Обыкновенная летяга занесена в Красные книги МСОП, России, Вологодской области. Летяги ведут сходный с беличьим образ жизни. Только в отличие от белки летяга запасает на зиму не грибы и орехи, а березовые и ольховые сережки, которые складирует в дупле. Кроме них, летяга питается почками, семенами, корой различных деревьев, а также молодыми побегами. Пища летяги не иссякает никогда, какие бы погодные катаклизмы в лесу не происходили. Однако сильных морозов она не любит, холодное время летяга пережидает в гнезде, поедая свои припасы. Живет грызун в дуплах деревьев. На жилье никто не посягает из-за специфического запаха летяги, которым оно пропитывается. Именно из-за этого запаха летягу редко содержат в неволе. Размножение летяги изучено плохо. У самки один раз в год рождается по два-четыре детеныша. В месячном возрасте маленькие летяги впервые выходят из гнезд, а в 40-дневном возрасте пытаются совершать планирующие прыжки. [1] Слайд 3. Принцип работы вингсьюта (в переводе с англ. Wingsuit - белка-летяга, бёрдман, «костюм-крыло») человек подсмотрел у белок-летяг. Грызуны планируют с дерева на дерево с помощью перепонки, которая натягивается у них вдоль тела, когда они растопыривают лапы. Полёты в вингсьюте это разновидность прыжков с парашютом. При полётах в вингсьюте для приземления используется парашют. Несмотря на кажущуюся очевидность идеи крыльев на руках, работоспособная схема вингсьюта была сформулирована только в середине 1990-х годов. История сохранила имена 75 изобретателей крыльев типа «летучая мышь», которые пытались прыгать с различными конструкциями собственного изобретения. Почти все они погибли. В 1930-е годы в Ростовском аэроклубе подобный костюм был создан Александром Левским. Из-за чрезвычайно высокой смертности в 1950-х годах американская федерация парашютного спорта USPA запретила любые испытания крыльев типа «летучая мышь», и этот запрет продержался до конца 1980-х годов. В середине 1990-х годов француз Патрик де Гайардон изобрел современный вингсьют: • три крыла вместо двух; • двухслойные крылья, надуваемые набегающим потоком (ram-air). Все три тканевых крыла имеют внутри нервюры, надуваются набегающим потоком через воздухозаборники, и при полёте парашютиста вперед создают подъёмную силу. Кроме того, давление внутри крыла создает необходимую жесткость, без которой крыло было бы тяжело держать рукой. Формальным минимумом для того, чтобы начать летать в вингсьюте, считается уровень в 200 прыжков с парашютом. Полёт в вингсьюте более всего близок к полёту птиц. Парашютист в вингсьюте летит вперед, а не вниз. Вертикальная составляющая скорости 40-100 км/ч позволяет продлить полёт до раскрытия парашюта до трех минут и более. Лучшие пилоты могут лететь с лётным качеством 3,5 (при попутном ветре - до 5), то есть на километр высоты пролетать более 4 км по горизонтали. [2] Валерий Розов - двукратный чемпион мира по парашютному спорту, многократный чемпион России по парашютному спорту, чемпион X-Games по скайсерфингу (1998 г.). В вингсьюте первым совершил прыжок в кратер действующего вулкана Мутновский (Камчатка); первым перелетел в вингсьюте через Татарский пролив (отделяет Сахалин от материка). [3] Какой вывод мы можем сделать? Слайд 4. Вот еще один пример «изобретений человека», подсмотренных в природе. Что изображено на данном слайде? Эта странноватая конструкция, превращающая человека в подобие рыбы-шара - костюм 1800 года сибирского охотника на медведей или смельчака, участвующего в борьбе с медведем. Для охоты в одиночку такая «кольчуга», конечно, была тяжеловата: сложно представить, что в этом наряде человек мог бы свободно передвигаться и уж тем более быстро бегать. Но когда такой необходимости не было (например, на боях или когда на охоту ходили группой), костюм хорошо защищал от медвежьих укусов и ударов лапой. Скорее всего, подобные «бронежилеты» могли быть только у крайне зажиточных людей того времени. Делали такой «комбинезон» из невыделанной сухой кожи сохатого. Рукава из «труб». Всё это соединялось железными кольцами. Кольчуга состоит из кожаных штанов и кафтана, утыканных металлическими гвоздями длиной примерно 2,5 см (каждый на расстоянии 2 см друг от друга) и металлического шлема с такими же гвоздями. Гвозди держались крепко благодаря второму слою кожи, который покрывал всю конструкцию. Охотник непременно брал с собой три ножа: один крепился у пояса, один - на шее, и один - в сапоге, чтобы до любого из них можно было быстро дотянуться. Так же был «рожон» - палка с ножом, лезвие наподобие столового ножа. Кончик закруглён, чтобы мог проскользнуть промеж костей. [4] Почему на один гвоздь нельзя сесть, а на стул для йоги можно? Посидеть на гвоздях? Запросто! Попробуйте сами, это совершенно безболезненно! А все потому, что чем больше площадь опоры, тем меньший вес давит на единицу этой площади. Для того, чтобы понять это явление, необходимо знать определение давления. Давление это физическая величина, которая равняется отношению силы, приложенной к данной поверхности, к площади поверхности. В данном случае сила – это вес человека, а площадь поверхности – это сиденье стула с гвоздями. Согласно определению давления, чем больше площадь поверхности, тем давление меньше! Давление, оказываемое весом человека, будет распределяться на каждый гвоздь равномерно. Поэтому на таком стуле можно сидеть. Итак, все дело здесь в более равномерном распределении давления. [5] Конечно, вы назовете прообраз? «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться», - сказал великий Леонардо да Винчи. Как же называется наука, изучающая и живые природные объекты и тела неживой природы? В сочинениях древнегреческого ученого Аристотеля впервые и появилось слово «физика» (от греч. «фюзис» – природа). В русский язык это слово ввел в XVIII веке русский ученый М. В. Ломоносов, когда в переводе с немецкого он издал первый учебник физики. |
- Это белка-летяга…
- Человек увидел, как планирует белка-летяга и изобрел костюм «вингсьют» для полета… - Белка-летяга и человек в костюме «вингсьют» используют одинаковые принципы полета… - Их полет может изучаться одной и той же наукой…
Учащиеся высказывают предположения: - стул… - какой-то странный костюм…
- Еж…
- Физика… |
ПУУД: умения анализа информации, конкретизации
ПУУД: моделирование
ПУУД: умения анализа информации
|
|||||||||||||||
3. Выявление места и причины затруднения Еще в глубокой древности люди начали собирать информацию об окружающем мире. Кроме обычного любопытства, это было вызвано практическими нуждами. Ведь, например, если знаешь, как поднять и переместить тяжелые камни, то сможешь возвести прочные стены и построить дом, жить в котором удобнее, чем в пещере или землянке. А если научишься выплавлять металлы из руд и изготавливать плуги, косы, топоры, оружие и т. п., сможешь лучше вспахать поле и получить более высокий урожай, а в случае опасности сумеешь защитить свою землю. В древности существовала только одна наука - она объединяла все знания о природе, которые накопило к тому времени человечество. В наши дни эта наука называется естествознанием. С течением времени объем научных знаний об окружающем мире неизмеримо увеличился, и естествознание разделилось на отдельные науки: биологию, химию, астрономию, географию и ряд других. Одной из частей естествознания является физика. Благодаря достижениям физической науки человечество обладает уникальными знаниями о структуре и поведении самых разнообразных объектов - от гигантских звезд до мельчайших частиц вещества - атомов и молекул. Эти знания стали основой для создания новых технологий и приборов, которые помогают в работе врачам и строителям, путешественникам и земледельцам, облегчают нашу повседневную жизнь, открывают быстрый доступ к запасам информации, накопленным человечеством и т. п. Чтобы понять, как далеко шагнуло вперед человечество, достаточно сравнить условия морских путешествий в глубокой древности и в наши дни. Древнегреческий герой Одиссей долгие годы не мог вернуться на родину. При каждой новой попытке буря забрасывала его корабль в неизвестное место. Капитан современной яхты доставил бы античного героя домой всего за несколько дней. В отличие от древнегреческих парусников, корабль XXI века имеет двигатель и не зависит от прихотей ветра. Современный капитан имеет подробную карту района плавания. Его судно оснащено спутниковой системой GPS, благодаря которой ему всегда известны местонахождение и курс. Сонар - устройство для зондирования морского дна - предупредит капитана о подводных скалах и рифах, а радар - о надводных опасностях (айсбергах и других судах) в условиях плохой видимости. В случае аварии капитан всегда может вызвать помощь по радио. Очевидно, что с современным оснащением осуществлять морские путешествия стало намного безопаснее. А ведь все эти приборы, механизмы и устройства созданы благодаря знанию законов физики, к изучению которой вы сейчас приступаете. [6] Что же является предметом изучения науки физики, если она изучает природу материального? Почему вы затрудняетесь в определении предмета изучения физики? |
Учащиеся снова называют объекты живой и неживой природы
- Мы не изучали физику, она – незнакомый для нас учебный предмет… |
РУУД: рефлексия содержания материала РУУД: самооценивание |
|||||||||||||||
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) Слайд 5. Что же будет нашей целью на данном уроке? Совершенно верно. Как мы будем реализовывать эту цель? Эти методы называются библиографическими. А будут ли какие-то особые методы изучения физики? Слайд 6. В изучении физики нам будет помогать знаменитый писатель Григорий Остер и его замечательная книга «Физика. Ненаглядное пособие». [7] Задача № 13. Семиклассник Вася поймал первого попавшегося первоклассника и безжалостно сравнил его длину с однородной величиной, принятой за единицу этой величины. Что, собственно говоря, проделал с первоклассником Вася? Задача № 15. Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девчонки, а Толя стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются колины действия от толиных и как такие действия называют физики?
Задача Ученый с мировым именем Иннокентий открыл кастрюлю, обнаружил там 400 граммов гречневой каши, выразил массу обнаруженной каши в тоннах и быстро съел. Сколько тонн каши съел ученый с мировым именем?
Это перевод единиц измерения, которым мы часто будем пользоваться на физике.
Ответ Г. Остера такой: «Переступая от нетерпения с ноги на ногу и скребя ложкой по стенкам кастрюли, ученый с мировым именем съел 0,0004 тонны холодной гречневой каши. Очень проголодался». |
- Понять, что изучает физика? - Читать учебник… - Находить информацию в Интернете… - Будем проводить опыты… - Собирать модели… Учащиеся называют метод: измерение... - Толя производит наблюдения, а Коля ставил опыт… Учащиеся затрудняются с вычислениями. |
РУУД: целеполагание ПУУД: умения анализа информации РУУД: самооценивание
|
|||||||||||||||
5. Реализация построенного проекта Слайд 7. Что же является предметом изучения физики? Материя:
Природные явления:
Все, что нас окружает, ученые называют материей. Услышав слово «материя», многие из вас представляют себе какую-то ткань - например, джинсовую. Для физиков это понятие намного шире. Ту материю, которую можно воспринять с помощью наших органов чувств (например, пощупать), называют веществом. Вещество - это и металлы, и пластики, и дерево, и воздух. О структуре и свойствах вещества вы узнаете, изучив определенный раздел учебника. Слайд 8. Определенная часть пространства, занятая веществом, называется физическим телом. Так, физическими телами являются любые окружающие нас предметы: ручка, тетрадь, стол, дверь и т. д. Человек, дерево, облако, Солнце, Земля - это тоже примеры физических тел. Слайд 9. В XIX столетии ученые установили, что кроме вещества существует еще один вид материи, который невозможно «пощупать». Этот особый вид материи называется полем. С помощью поля - невидимых электромагнитных волн - мы имеем возможность связываться со своими собеседниками по мобильному телефону, капитан корабля - запросить спутник о координатах своего судна. С помощью подобных волн работают радио и телевидение. Еще одним примером электромагнитного поля является свет. С некоторыми свойствами света вы познакомитесь при изучении раздела учебника. Слайд 10. Материя вокруг нас постоянно изменяется. Некоторые тела перемещаются относительно друг друга, часть из них сталкиваются и, возможно, разрушаются, из одних тел образуются другие... Перечень таких изменений можно продолжать и продолжать - недаром еще в глубокой древности философ Гераклит заметил: «Все течет, все меняется». Изменения в окружающем нас мире, то есть в природе, ученые называют специальным термином - явления. Восход и закат Солнца, сход снежной лавины, извержение вулкана, бег лошади, прыжок пантеры - все это примеры природных явлений. Чтобы лучше понять сложные природные явления, ученые разделяют их на совокупность физических явлений - явлений, которые можно описать с помощью физических законов. Слайд 11. Физические явления: • Механические; • Тепловые; • Световые; • Звуковые; • Оптические; • Электрические; • Магнитные (Электромагнитные) и др. Сложное природное явление - грозу можно представить как совокупность целого ряда физических явлений. Так, молния - огромный электрический разряд - представляет собой электромагнитное явление. Если молния попадет в дерево, то оно вспыхнет и начнет выделять тепло - физики в таком случае говорят о тепловом явлении. Грохот грома и потрескивание пылающего дерева - звуковые явления. Слайд 12. Примеры некоторых физических явлений приведены в таблице. Взгляните, например, на первую строку таблицы. Что может быть общего между полетом ракеты, падением камня и вращением целой планеты? Ответ прост. Все приведенные в этой строке примеры явлений описываются одними и теми же законами - законами механического движения. С помощью этих законов можно вычислить координаты любого движущегося тела (будь то камень, ракета или планета) в любой интересующий нас момент времени.
Каждый из вас, снимая свитер или расчесывая волосы пластмассовым гребнем, наверняка обращал внимание на появляющиеся при этом крохотные искры. И эти искры, и могучий разряд молнии относятся к одним и тем же электромагнитным явлениям и, соответственно, подчиняются одним и тем же законам. Поэтому для изучения электромагнитных явлений не стоит дожидаться грозы. Достаточно изучить, как ведут себя безопасные искорки, чтобы понять, чего следует ждать от молнии и как избежать возможной опасности. Впервые такие исследования провел американский ученый Б. Франклин (1706-1790 гг.), который изобрел эффективное средство защиты от грозового разряда - молниеотвод. Изучив физические явления по отдельности, ученые устанавливают их взаимосвязь. Так, разряд молнии (электромагнитное явление) обязательно сопровождается значительным повышением температуры в канале молнии (тепловое явление). Исследование этих явлений в их взаимосвязи позволило не только лучше понять природное явление - грозу, но и найти путь практического применения электромагнитных и тепловых явлений. Наверняка каждый из вас, проходя мимо строительной площадки, видел рабочих в защитных масках и ослепительные вспышки электросварки. Электросварка (способ соединения металлических деталей с помощью электрического разряда) - это и есть пример практического использования научных исследований. [6] |
Учащиеся записывают в тетрадь, что изучает физика
Учащиеся записывают в тетрадь классификацию физических явлений
Учащиеся работают с таблицей
|
ПУУД: умения анализа информации, конкретизации
ПУУД: классификация
ПУУД: установление причинно-следственных связей |
|||||||||||||||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Теперь, когда вы узнали, что собой представляют материя и физические явления, пришла пора определить, что же является предметом изучения физики. Окружающий нас мир состоит из материи. Существует два вида материи: вещество, из которого состоят все физические тела, и поле. В мире, который нас окружает, постоянно происходят изменения. Эти изменения называются явлениями. Тепловые, световые, механические, звуковые, электромагнитные явления - все это примеры физических явлений. Что изучает физика? |
Предмет изучения физики - структура и свойства материи, физические явления и их взаимосвязь. |
ПУУД: обобщение и формулирование выводов |
|||||||||||||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Слайд 13. Используя фотографии слайда, классифицируйте предложенные физические явления
|
Учащиеся соотносят название и пример физического явления
Самопроверка по эталону: Звуковые – 1, 4, 10, 12; Тепловые – 3, 5, 7, 8; Механические – 2, 6, 9, 11. |
РУУД: рефлексия содержания материала
РУУД: самооценивание |
|||||||||||||||
8. Включение в систему знаний и повторение Слайд 14. Назови физические явления, которые происходят с организмами.
Слайд 15. «Можно ли нарушить законы природы?» - спрашивает Григорий Остер? Возможны ли события, которые отразил на своих фотографиях китайский фотограф? На сайте «Уникальные фотографии – фотошоп отдыхает!» 15 ноября 2012 размещены 20 подобных фотографий. Григорий Остер так отвечает на свой вопрос: «Законы природы, как ни старайся, все равно не нарушишь. Это тебе не правила перехода улицы. Законы природы – нерушимы». [7] Китайский фотохудожник Ли Вэй играет в прятки с невесомостью и гравитацией. Он любит свисать со своими друзьями с мостов, зданий и автомобилей – все ради искусства. На создание одной фотографии порой уходит около полугода, а участвовать в необычной «фотосессии» может довольно большая команда. Для создания фото используются дым, зеркала, проволока и даже краны. После того, как фотография сделана, следы от веревок и проволок убираются с помощью фотомонтажа. [8] |
Учащиеся называют по нескольку возможных физических явлений, происходящих с одним организмом
Учащиеся высказывают свое мнение. |
РУУД: рефлексия содержания материала РУУД: самооценивание
ПУУД: конкретизация
КУУД: изложение своего мнения, аргументация его |
|||||||||||||||
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) И заключительный вопрос от Г. Остера: «Мише во сне явилась добрая фея и подарила рогатку. Можно ли считать явление феи с рогаткой физическим явлением?» [7] Почему наш урок носил имя «Красота и гармония природы»? Многие люди для похудения используют разные диеты. Но можно использовать и другой способ. Проведем эксперимент: сядьте поудобнее на стуле, выпрямив спину. Устойчиво ли ваше положение? Поднимите ноги, согнутые в коленях, как можно выше. Постарайтесь, чтобы спина оставалась прямой, а ноги – поднятыми, как можно выше. Победит тот, кто дольше не опустит ноги на пол. Устойчиво ли ваше положение? Такие упражнения позволяют тренироваться, не сходя со стула, «сжигая» калории. Неустойчивость положения объясняется смещением центра тяжести, что мы будем изучать в дальнейшем более подробно. |
- Нельзя. События, которые происходят во сне или в воображении, а не наяву, физическими не называют. - Физика – наука о природе… - Многие красивые явления в природе являются физическими явлениями… - Красоту и гармонию природы можно объяснить с помощью физических законов… - Всё в природе подчиняется физическим законам… Учащиеся отмечают устойчивость положения человека, сидящего на стуле с поставленными на пол ногами. Учащиеся отмечают неустойчивость своего положения и напряжение мышц брюшного пресса. |
РУУД: рефлексия содержания материала КУУД: умения публичного мини-выступления, изложения своего мнения, аргументации его
ПУУД: экспериментирование |
|||||||||||||||
Домашнее задание: 1. Прочитайте §1. Что изучает физика, § 2. Некоторые физические термины. Выполните задания из рабочей тетради на с.6 – 10. 2. Наука, изучающая биологические явления с точки зрения физики, называется биофизикой. Приведите несколько объектов, которые изучает биофизика. Слайд 16. 3. На сайте «Наука – детям» в разделе «Физика для чайника» можно найти вот такое объяснение, что такое механическое движение: «Первое с чем сталкиваются на физике в 7 классе это движение! Учитель движется в класс, «плюнутая» из ручки бумажка, движется к цели; движется друг по классу, в надежде догнать обидчика... Что же такое движение? Сложных понятий и формулировок нам не нужно. Со всем будем разбираться на примерах. Сели на стул, передвинули мышку, подняли чашку, наклонили монитор... Все это движение. А движение – это, всего-навсего, ИЗМЕНЕНИЕ. Изменение чего? ПОЛОЖЕНИЯ. Т.е. когда предмет был в одном месте (или положении), а стал в другом. Мы сначала стояли, а потом изменили положение своего тела в сидячее; мышка спокойно себе лежала в одном положении, а мы ее подвинули в сторону; чашка стояла на столе, а мы ее подняли в положение выше стола и т.д. и т.п. (См. рисунок: 1 - начальное положение тела, 2 - конечное положение тела) На рисунке изображено движение: а) ноги (замах); б) жертвы (наклон); в) обидчика (бег); г) портфеля (полет). Вывод: Механическое движение - это когда что-то меняет своё положение». [9] Постарайтесь составить подобное пояснение для любого другого физического явления. |
Учащиеся записывают д/з: 1 + по выбору 2-е или 3-е задание. |
ЛУУД: осознание личностного значения изучения темы |
Источники, использованные при составлении конспекта урока:
1. http://web-zoopark.ru/mlekopitayushchie/obyknovennaya_letyaga.html Летяга
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%81%D1%8C%D1%8E%D1%82 Вингсьют
3. http://www.mhealth.ru/form/sport/valerij-Rozov-kak-letat-v-vingsyute/ Как летать в вингсьюте
4. https://www.drive2.ru/c/1990092/ Сибирский костюм
5. http://mybiblioteka.su/tom2/2-78435.html Стул с гвоздями
6. http://school.xvatit.com/Физика. 7 класс: Учебник / Ф. Я. Божинова, Н. М. Кирюхин, Е. А. Кирюхина. — X.: Издательство «Ранок», 2007. — 192 с.: ил.
7. http://virtuallab.by/publ/biblioteka/nauchnaja_literatura/grigorij_oster_fizika_nenagljadnoe_posobie/15-1-0-146 Григорий Остер - Физика. Ненаглядное пособие
8. http://toneto.net/news/samoe-neobcsnoe-i-kreativnoe/1unikalne-fotografii---fotoshop-otdhaet-1/1 Уникальные фотографии
9. http://virtuallab.by/publ/interesnye_stati/interesnye_stati/mekhanicheskoe_dvizhenie/2-1-0-12 Сайт «Наука - детям», раздел «Физика для чайников»
Здесь будет файл: /data/edu/files/w1459187746.pptx (Что изучает физика)