12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ОЛЬГА188
Какой бы ни была ваша цель, вы сможете ее достигнуть, если только захотите потрудиться.
Россия, Удмуртская респ., Ижевск
Материал размещён в группе «Урок биологии»
2

Интегрированный урок по биологии и физике «Кто быстрее?»



«Интегрированный урок по биологии и физике «Кто быстрее?»

          Одним  из  путей  создания  ситуации успеха в процессе учебной деятельности являются интегрированные уроки, которые  развивают потенциал учащихся, пробуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно - следственных связей, развитию логики и мышления.

        Установление межпредметных связей по физике и биологии способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Такие уроки формируют научное мировоззрения учащихся, единство материального мира, взаимосвязи явлений в природе.

Тема: «Кто быстрее?»

Цель урока:

Установить межпредметные связи по биологии и физике в 7 классе

Задачи урока:

повторение материала по теме отряд «Чешуекрылые»,

решение физических задач на нахождение скорости движения бабочек,

повторение правильного перевода единиц измерения (система СИ) и сравнение результатов скоростного полета бабочек

Оборудование:

Проектор, экран, компьютер, цветные фотографии с изображением бабочек, таблица с задачами по физике, таблица с изображением и информацией о бабочках; во время урока используется электронный образовательный ресурс по данной теме

Учитель биологии: Сегодня на уроке мы повторим полученные знания по темам отряда «Чешуекрылые» по биологии и решим задачи по физике на нахождение скорости. Активность каждого ученика будет оценена, по итогу урока вы получите отметки.

Учитель физики: Рядом с нами живет мир существ, так мало похожих на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты. Эти удивительные существа – насекомые.

Учитель биологии: На планете Земля около полтора миллиона видов различных насекомых, все они очень интересны, обо всех хочется знать как можно больше. Представителей отряда Чешуекрылые насчитывается около 170 тысяч видов ( [2].

Учитель физики: Как и с помощью чего передвигаются бабочки? (учащиеся отвечают)

Учитель биологии: Самая крупная бабочка – это павлиноглазка Атлас (размах крыльев 30 см), а самая маленькая – «синий карлик» (размах 1,4 см). У представителей разных семейств бабочек, как скорость, так и характер полёта могут различаться очень сильно. Обычно встречаются бабочки в плавном полёте, ритмично взмахивающие крыльями.

Учитель физики: Нередко можно увидеть и планирующий полёт, когда бабочка парит в потоках воздуха, восходящего от нагретой солнцем поверхности земли. Такой полёт обычен для некоторых крупных тропических бабочек.[2]

По траектории качающегося маятника летают самки тонкопрядов. При взгляде на такую бабочку в полёте, кажется, что она висит на невидимой нити.

Учитель биологии: Спокойный, медленный полёт характерен для ядовитых и подражающих им бабочек – им то опасаться некого. Бабочки летают над поверхностью земли на определённых высотах. Так, парусники держатся довольно высоко, а бархатницы, напротив, в своём медленном, слабом полёте «жмутся» к земле. Но поймать их довольно трудно: они очень осторожны и, потревоженные, спешат скрыться в зарослях или камнях. У высокогорных аполлонов полёт «стригущий», всего в нескольких сантиметрах над камнями. Эти бабочки летают у вершинного гребня. Взлети бабочка повыше - и её может унести от родных мест порыв сильного ветра.[3]

Учитель физики.

Полёт большинства ночных бабочек, особенно с относительно небольшими крыльями, заметно отличается от полёта булавоусых бабочек. Те, кому удавалось поймать летящего бражника, знают, как сильно в полёте нагревается его тело: за счёт энергии, выделяющейся при работе мощных грудных мышц бабочки, её температура поднимается примерно до 40 °С. [3].

Учитель физики вместе с учащимися решают задачи на нахождение скорости полета бабочек, относящихся к различным семействам и находят ответ на главный вопрос «Кто быстрее?».

Задача: Бабочка Монарх может пролететь 1000 км без остановки, развивая при этом скорость до 50 км/час, за какое время она сможет преодолеть это расстояние?

Остальные задачи см. в Приложении № 1.

Учитель биологии (после заполнения таблицы и озвучивания того, что бражники - лучшие летуны) Бражники – очень своеобразные бабочки, и это их своеобразие проявляется почти во всем. Куда не глянь, все у них не как у людей бабочек. Например, бабочки летают небыстро, слово «порхает» определяет их манеру летать лучше всего. Бражники же считаются чуть ли не лучшими летунами в мире насекомых. [1.2]

Учитель физики. Скорость полета бражников достигает 50 км/ч, причем лететь они могут, судя по всему, сутками не садясь. Известен случай, когда бабочка олеандрового бражника за сутки долетела с Кавказа до Москвы ( этот факт зафиксирован в литературе) [1.1.]

Учитель биологии. Кроме того, бражники, когда прилетают к цветку за нектаром, на него не садятся, а зависают в воздухе, как колибри, и достают нектар с помощью длинного хоботка. Учитывая то, что им не требуется терять время на посадку и взлет для еды, а также скорость полета, они являются еще и одними из лучших опылителей растений, могут опылить до 100 цветков за три минуты. К семейству бражников относится великая и ужасная бабочка «Мертвая голова»- самый необычный из и так необычных бражников. Во-первых, он огромный, до 12 см в размахе, во-вторых, у него на спине рисунок, очень похожий на человеческий череп, что послужило основанием для многочисленных домыслов о нем: о связях его с Сатаной, о вестнике смерти, о перевоплощениях и т.п. Еще она умеет издавать звуки, причем неслабой громкости, втягивая воздух в особую пазуху, в которой находится мембрана. [1.1]

На следующем этапе урока каждый школьник выполняет творческое задание - изготавливает бабочку по предложенному шаблону. Во время выполнения задания демонстрируется видеофильм «Полет бабочек»

Учителя подводят итог урока, озвучиваются оценки по физике и биологии


интегрированный урок "кто быстрее?"
PPTX / 13.41 Мб

Список используемой литературы:

1. Интернет ресурсы:

1.1. http://ru.wikipedia . Насекомые

1.2. wikipedia.org/wiki /. Энтомология

2. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова «В помощь школьному учителю».

стр. 107-108

3. Энциклопедия «Биология», 2006 год

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (5)

Дементьева Ирина Михайловна, 21.11.17 в 17:58 1Ответить Пожаловаться
СПАСИБО!!!!! Добавила себе в папку!!!

Евгений Алексеевич, 25.11.17 в 20:11 2Ответить Пожаловаться
Презентация прекрасная!!!! А урок мне надо обдумать. Спасибо вам, коллеги!
ОЛЬГА, 25.11.17 в 21:36 1Ответить Пожаловаться
Евгений Алексеевич, данный урок был проведен апробирован несколько раз. Отзывы коллег положительные и особенно радуют такие интегрированные уроки вспоминают учащихся, ведь сами понимаете как мало часов в школьной программе отводится на самый большой класс животных-насекомых.
Евгений Алексеевич, 25.11.17 в 22:16 1Ответить Пожаловаться
Я в восторге от презентации. Кто делал шаблоны? Я не умею и мне все презентации для моих книг сделала моя ученица. Сейчас я не работаю, но она мне помогает. Во всех уроках, а в таких особенно, ярким должно быть начало и завершение. Подумайте над завязкой и финалом, напишите мне, а я Вам расскажу о своей версии. Урок будет шедевром, если его немного подработать. У меня есть два интересных урока по темам "Величина и её пределы" и "Полёт организмов" Только ленюсь их опубликовать. И ещё. Такие уроки я провожу один, пусть даже там физика и ненавистная математика, где я был двоечником
Надежда, 11.12.18 в 18:19 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за работу!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.