Пояснительная записка к презентации
Одним из путей создания ситуации успеха в процессе учебной деятельности являются интегрированные уроки, которые развивают потенциал учащихся, пробуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно - следственных связей, развитию логики и мышления.
Установление межпредметных связей по физике и биологии способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Такие уроки формируют научное мировоззрения учащихся, единство материального мира, взаимосвязи явлений в природе.
Тема: «Кто быстрее?»
Цель урока:
Установить межпредметные связи по биологии и физике в 7 классе
Задачи урока:
повторение материала по теме отряд «Чешуекрылые»,
решение физических задач на нахождение скорости движения бабочек,
повторение правильного перевода единиц измерения (система СИ) и сравнение результатов скоростного полета бабочек
Оборудование:
Проектор, экран, компьютер, цветные фотографии с изображением бабочек, таблица с задачами по физике, таблица с изображением и информацией о бабочках; во время урока используется электронный образовательный ресурс по данной теме
Учитель биологии: Сегодня на уроке мы повторим полученные знания по темам отряда «Чешуекрылые» по биологии и решим задачи по физике на нахождение скорости. Активность каждого ученика будет оценена, по итогу урока вы получите отметки.
Учитель физики: Рядом с нами живет мир существ, так мало похожих на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты. Эти удивительные существа – насекомые.
Учитель биологии: На планете Земля около полтора миллиона видов различных насекомых, все они очень интересны, обо всех хочется знать как можно больше. Представителей отряда Чешуекрылые насчитывается около 170 тысяч видов ( [2].
Учитель физики: Как и с помощью чего передвигаются бабочки? (учащиеся отвечают)
Учитель биологии: Самая крупная бабочка – это павлиноглазка Атлас (размах крыльев 30 см), а самая маленькая – «синий карлик» (размах 1,4 см). У представителей разных семейств бабочек, как скорость, так и характер полёта могут различаться очень сильно. Обычно встречаются бабочки в плавном полёте, ритмично взмахивающие крыльями.
Учитель физики: Нередко можно увидеть и планирующий полёт, когда бабочка парит в потоках воздуха, восходящего от нагретой солнцем поверхности земли. Такой полёт обычен для некоторых крупных тропических бабочек.[2]
По траектории качающегося маятника летают самки тонкопрядов. При взгляде на такую бабочку в полёте, кажется, что она висит на невидимой нити.
Учитель биологии: Спокойный, медленный полёт характерен для ядовитых и подражающих им бабочек – им то опасаться некого. Бабочки летают над поверхностью земли на определённых высотах. Так, парусники держатся довольно высоко, а бархатницы, напротив, в своём медленном, слабом полёте «жмутся» к земле. Но поймать их довольно трудно: они очень осторожны и, потревоженные, спешат скрыться в зарослях или камнях. У высокогорных аполлонов полёт «стригущий», всего в нескольких сантиметрах над камнями. Эти бабочки летают у вершинного гребня. Взлети бабочка повыше - и её может унести от родных мест порыв сильного ветра.[3]
Учитель физики.
Полёт большинства ночных бабочек, особенно с относительно небольшими крыльями, заметно отличается от полёта булавоусых бабочек. Те, кому удавалось поймать летящего бражника, знают, как сильно в полёте нагревается его тело: за счёт энергии, выделяющейся при работе мощных грудных мышц бабочки, её температура поднимается примерно до 40 °С. [3].
Учитель физики вместе с учащимися решают задачи на нахождение скорости полета бабочек, относящихся к различным семействам и находят ответ на главный вопрос «Кто быстрее?».
Задача: Бабочка Монарх может пролететь 1000 км без остановки, развивая при этом скорость до 50 км/час, за какое время она сможет преодолеть это расстояние?
Остальные задачи см. в Приложении № 1.
Учитель биологии (после заполнения таблицы и озвучивания того, что бражники - лучшие летуны) Бражники – очень своеобразные бабочки, и это их своеобразие проявляется почти во всем. Куда не глянь, все у них не как у людей бабочек. Например, бабочки летают небыстро, слово «порхает» определяет их манеру летать лучше всего. Бражники же считаются чуть ли не лучшими летунами в мире насекомых. [1.2]
Учитель физики. Скорость полета бражников достигает 50 км/ч, причем лететь они могут, судя по всему, сутками не садясь. Известен случай, когда бабочка олеандрового бражника за сутки долетела с Кавказа до Москвы ( этот факт зафиксирован в литературе) [1.1.]
Учитель биологии. Кроме того, бражники, когда прилетают к цветку за нектаром, на него не садятся, а зависают в воздухе, как колибри, и достают нектар с помощью длинного хоботка. Учитывая то, что им не требуется терять время на посадку и взлет для еды, а также скорость полета, они являются еще и одними из лучших опылителей растений, могут опылить до 100 цветков за три минуты. К семейству бражников относится великая и ужасная бабочка «Мертвая голова»- самый необычный из и так необычных бражников. Во-первых, он огромный, до 12 см в размахе, во-вторых, у него на спине рисунок, очень похожий на человеческий череп, что послужило основанием для многочисленных домыслов о нем: о связях его с Сатаной, о вестнике смерти, о перевоплощениях и т.п. Еще она умеет издавать звуки, причем неслабой громкости, втягивая воздух в особую пазуху, в которой находится мембрана. [1.1]
На следующем этапе урока каждый школьник выполняет творческое задание - изготавливает бабочку по предложенному шаблону. Во время выполнения задания демонстрируется видеофильм «Полет бабочек»
Учителя подводят итог урока, озвучиваются оценки по физике и биологии
интегрированный урок "кто быстрее?"
PPTX / 13.41 Мб
Список используемой литературы:
1. Интернет ресурсы:
1.1. http://ru.wikipedia. Насекомые
1.2. wikipedia.org/wiki/. Энтомология
2. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова «В помощь школьному учителю».
стр. 107-108
3. Энциклопедия «Биология», 2006 год
Дементьева Ирина Михайловна
Евгений Алексеевич
ОЛЬГА
Евгений Алексеевич
Надежда