12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Николаевна Кречетова63
7

Интегрированный урок-спектакль (по литературе и информатике) в 11 классе "Встреча с Незнакомкой"

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Антрацитовская средняя школа № 6»

имени дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта

Владимира Афанасьевича Ляхова»







Интегрированный урок-спектакль

(по литературе и информатике)

в 11 классе

t1593594558aa.gif




t1593594558ab.jpg






Разработали:

учитель литературы Кречетова О.Н.

учитель информатики Королева О.В.








Антрацит

2020

Цели урока литературы:


продолжить знакомство с творчеством известного представителя серебряного века русской поэзии, символиста Александра Блока, помочь учащимся погрузиться в эпоху творчества поэта, понять его творческие искания, созвучные с авторскими переживаниями лирического героя стихотворения «Незнакомка»;

развивать навыки выражения собственных впечатлений от литературного произведения, а также устную и письменную речь учащихся, искусство выразительного чтения;

воспитывать любовь и развивать интерес к произведениям русской классической литературы.


Цели по урока информатики:


отработка навыка поиска информации в Интернете, анализа, отбора и структурирования информации;

воспитывать информационную культуру учащихся, дисциплинированность, усидчивость, привитие навыков самостоятельности в работе, Нетикета (сетевого этикета, т.е. этических принципов общения пользователей в сети Интернет);

развитие умения учащихся представлять компьютерные презентации перед аудиторией;



Тип урока: урок-спектакль.


Оборудование: иллюстративный материал: изображение озерковских дач начала 20-го века, 80-х гг. 20-го века, современности, иллюстрация И. Глазунова к стихотворению А. Блока «Незнакомка», мультимедийная доска, проектор, презентации к уроку.


Эпиграф

«Блок – самая лирическая тема Блока»

Ю. Тынянов

Ход урока


I. Организационный момент.


II. Вступительное слово учителей. Мотивация учебной деятельности.


1. Учитель литературы. Позвольте вам напомнить, что на пороге 20-го века человечество явилось свидетелем индустриализации и урбанизации. Электричество широко используется в быту, а также в промышленности (электрическое освещение, изобретение телефона, радио, в жизнь врывается кинематограф). Век индустриализации, по мнению многих, явился также угрозой естественности в человеческом существовании.

Представители искусства искали новые пути отражения действительности. Лев Николаевич Толстой писал: «Что-то не то. Форма ли художественная отжила или я отживаю?» Великий классик, представитель русского реализма, уловил возникновение новшеств в восприятии окружающего мира, отчуждение, упадничество в душах и сознании писателей рубежа 19-20-го веков. А точнее зарождение нового явления в литературе и искусстве России. Как вы помните, в жизнь искусства вторгается декаданс. Многие поговаривают о «конце века», т.е. «конце света».

t1593594558ac.jpg












Учитель информатики. На стыке веков 20-го и 21-го, также ходили слухи о «конце света», об апокалипсисе, о предсказаниях Нострадамуса. Однако просто наступил конец 20-го века и его сменил 21-й. Что же он принес со своим приходом?

«Век нынешний» разительно отличается от «века минувшего». 21-й век называют веком информационных технологий.

Во всех сферах жизни мы с вами вольно или невольно встречаемся с ними. Наука, образование, медицина, государственные органы, социальные структуры, промышленность просто не могут обойтись без информационных технологий. Они широко используются и в быту.

Также компьютерные технологии делают нашу с вами жизнь намного комфортнее. Вы, ребята, я думаю, регулярно прибегаете к помощи Интернета и находитесь в более выгодном положении, чем ваши сверстники 20 лет назад. На выполнение одних и тех же заданий у вас уходит намного меньше времени, чем у них. А все потому, что вы избавлены от долгой и кропотливой работы по поиску информации.

Имея в своем распоряжении современные компьютерные устройства, сегодня перед каждым из вас открывается бесчисленное количество возможностей самореализации, даже не выходя из дома. Благодаря специальным программам практически любой может почувствовать себя художником, модельером, архитектором, режиссером, музыкантом и т.д.

Однако некоторые скептики считают, что всеобщая компьютеризация не просто облегчила человечески труд, но вынудила его деградировать, взяв на себя всю умственную деятельность. Большинство же специалистов уверено, что при грамотном использовании компьютерных технологий польза от них несоизмеримо больше, чем вред. Необходимо найти «золотую середину», которая даст возможность бесконфликтному существованию и взаимному обогащению двух глобальных процессов: информатизации и эволюции человека.

t1593594558ad.jpg












Учитель литературы. Сегодня у нас не обычный урок, а урок-спектакль, на котором речь пойдет о творчестве представителя «серебряного века» Александре Блоке, а точнее его стихотворении «Незнакомка», пополнившем золотой фонд русской классики. Давайте вместе с вами на время перенесемся на озерковские дачи рубежа 19-20-го веков. Чистый воздух и дачные посиделки привлекали многих знаменитостей того времени. Здесь любил бывать и Александр Блок. Есть предположение, что именно в привокзальном ресторане Озерков он встретил свою «Незнакомку».


2. Презентация стихотворения А. Блока «Незнакомка».


1) Театр за партой.

За столиком, на котором стоят чашечки с кофе, сидят писательница и поэтесса начала 20-го века.

Писательница. Инесса, прочти мне что-нибудь из твоих стихотворений.

Поэтесса.

Сумрачно,

Зябко,

Холодно!

В этом городе мне…

Друг мой, пока мы молоды

Встретимся при луне…

Писательница. Хорошие стихи, но от них веет грустью.

Поэтесса. Пожалуйста, могу прочесть оптимистические.


Солнечно,

Ярко,

Весело!

В этом городе мне.

Друг мой, напой мне песню,

Песнь о любви спой ты мне!


Или вот еще

Мне нравится мечтать,

В мечтах летать, не приземляясь.

Мне нравится стихи писать

Полетом вирша окрыляясь!


А как тебе вот эти?


Здорово быть поэтом,

Здорово с музой дружить!

Здорово в мире этом:

Яt1593594558ae.jpg
рком, безоблачном жить!


Писательница. Да какой же он яркий и безоблачный? Вон, посмотри, что наделали с людьми события, произошедшие недавно! Ведь на дворе 1906 год! Ведь эта революция, она произвела переворот сознания многих людей.

Поэтесса. Да, Софья, ты права. Это я написала просто так, для рифмы. Какая уж тут безоблачность в наши-то дни…

Писательница. А я хочу написать роман об одном поэте. Окружающий мир для него стал чем-то страшным и непривлекательным. Кругом ложь, жестокость, безвыходность. Он пишет о городской жизни, о том, что город – символ «страшного мира», этот мир должен погибнуть! Его душа полна противоречий, он пишет стихотворение, которое полно противоречий. Он хочет встретиться с Прекрасной Дамой, а встречается с «Незнакомкой».

Этот поэт – Александр Блок. Таким (не «символически-туманным»), а приближенным к реальности, он не был понятен символистам. Друзья считают его предателем. Да вот же он, Инесса, смотри!

t1593594558af.jpg

На середину класса из-за своего столика выходит ученик, исполняющий роль Александра Блока. Он начинает читать стихотворение «Незнакомка».


Ученик – Александр Блок.

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном
движется окне.

После этих строк в класс входит ученица, исполняющая роль Незнакомки. Она проходит между столиков и садится за столик у окна.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна.
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

Во время чтения предспоследнего куплета ученик – Александр Блок подходит к столику, где сидит Незнакомка и долго смотрит ей в глаза сквозь вуаль, а затем читает последний куплет стихотворения.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.


Пt1593594558ag.jpg
осле прочтения он приподнимается и приглашает Незнакомку на танец. Они танцуют (муз. Поля Мориа «Жизнь идет»).

Незнакомка. Поэт, мне кажется, ты так и не понял в чем истина. Разве она в вине?

Ученик – Александр Блок. Да, конечно же нет. Ты – символ, мистический идеал женственности, красоты. Но ты сама реальность, ты та самая красота, которая затмила собой всю пошлость и обыденность, ты та самая красота, которая, по словам Федора Достоевского, «спасет мир». Вот в чем истина!

Незнакомка. Ты прав, поэт.

Поэт и Незнакомка садятся за столик.

Писательница. Смотри, Инесса, а что это за молодые люди?

Поэтесса. Софья, это какая-то незнакомая барышня и с ней молодой человек. Но одеты они как-то странно…

Писательница. Подойду, побеседую с этими незнакомцами.

Подходит к столику, где сидят Алина и Саша.

Писательница. Будьте любезны, представьтесь! Кто вы такие?

Алина. Я Алина.

Саша. Я Саша.

Алина и Саша (вместе). Мы из будущего!

Писательница, Поэтесса, Александр Блок, Незнакомка (вместе). Как из будущего?

Алина. Мы живем в 21 веке, сейчас наступил 2020 год.

Саша. Мы учимся в 11 классе, это все равно, что 7-й класс вашей гимназии.

Алина. Мы изучаем творчество Александра Блока и готовимся к контрольной работе по этой теме.

Саша. Нам так захотелось побывать в Озерках, где Блок встретил «Незнакомку».

Алина. Мы приехали на современную станцию, встали с поезда и каким-то непонятным образом оказались здесь. Я захотела найти нужный материал в сети Интернет. Нашла изображение озерковских дач, ресторана, станции. Сохранила материал. И здесь по-видимому произошло смещение времен, хотя мой телефон не машина времени, но мы оказались в Озерках.

Ученик – Александр Блок. Как, обо мне знают в 21 веке?

Саша. Не только знают, но и изучают ваше творчество. Оно входит в золотой фонд литературы, хотя вы писатель «серебряного века».

Ученик – Александр Блок. Очень отрадно.

Саша. В 21 веке господствуют информационные технологии, это намного облегчает процесс обучения школьников. Например, когда я на уроке читал Ваше стихотворение «Россия», то подготовил к нему презентацию. С помощью мультимедийной доски, проектора и флеш-накопителя я сейчас ее продемонстрирую. Я работал в программе Power Point.

Читает стихотворение А.Блока «Россия», сопровождая его демонстрацией слайдов презентации.




Слайд №1

Слайд №2


t1593594558ah.jpgt1593594558ai.jpg











Слайд №3

Слайд №4



t1593594558aj.jpg t1593594558ak.jpg








t1593594558al.jpg

Слайд №5



Слайд №6


t1593594558am.jpg




t1593594558an.jpgt1593594558ao.jpg

Слайд №7

Слайд №8












Саша (после прочтения стихотворения). Александр Александрович, почему Вы персонифицировали Россию в образе женщины?

Ученик – Александр Блок. Да потому, что в моем сознании женский образ никогда не имел одинарного значения. Образ женщины для меня – образ вечности, образ Прекрасной Дамы, образ Родины.

Аt1593594558ap.jpg
лина.
Ну а я хочу Вам представить свое сочинение. Готовясь к нему, я также работала в программе для создания презентаций.

t1593594558aq.jpg










Алина читает свое сочинение, сопровождаемое мультимедийной презентацией.

t1593594558ar.png

Слайд №1










t1593594558as.png t1593594558at.png

Слайд №2

t1593594558au.png










Слайд №3











Слайд №4











t1593594558av.png

Слайд №5

t1593594558aw.png









t1593594558ax.png

Слайд №6












t1593594558ay.png

Слайд №7













Слайд №8















Учитель литературы. Вот и подошла к концу наша театральная часть урока.

2) Стратегия «Согласен – не согласен».

Ученики должны выбрать, с каким вариантом ответа на вопросы «Нужны ли современным школьникам нетрадиционные уроки литературы?» они согласны.

(На мультимедийной доске размещаются ответы на вопрос.)

«ЗА». Нужны, потому что они помогают глубже понять тему, стать участником литературного произведения, а значит заинтересовать им, более подробно изучить его.

«ПРОТИВ». Такие уроки не нужны. Традиционные уроки по схеме: опрос учащихся, объяснение нового материала, домашнее задание более интересны и продуктивны.

«ИНОЕ МНЕНИЕ». Главное понять тему урока, а каким способом он будет преподнесена мне безразлично.

t1593594558az.jpg











«Помогают ли вам знания, полученные на уроках информатики в подготовке к другим предметам?»

«ЗА». Помогают, т.к. становится доступной та информация, которой нет в учебниках и школьной библиотечной литературе. Развивается познавательная активность учащихся, творческие способности. Многократно увеличиваются возможности самообразования

«ПРОТИВ». Не помогают, т.к. появляется возможность списывать готовые работы из Интернета, представляя их как свои. Также немалая часть информации в сети является недостоверной, что вводит в заблуждение учащихся.

«ИНОЕ МНЕНИЕ». Главное, чтобы учащие приходили на урок готовые, а каким способом они будут выполнять задания – это их личное дело.


III. Подведение итогов урока.

1) Записи учащимися в тетради.

Особенности художественного мира А.Блока:

символические сюжеты и образы, которые отражают мистические переживания поэта;

воплощение разных аспектов идеи Вечной Женственности в женских образах;

герой – носитель хаоса, неопределенности, находящийся в постоянных духовных поисках;

отождествление темы Родины и Вечной Женственности;

мелодичность и ритмичность стиха.

2) «Микрофон»

Продолжить предложение:

Стихотворение А.Блока «Незнакомка» понравилось мне тем…


IV. Домашнее задание.

Сочинение-рассуждение «Моя встреча с блоковской «Незнакомкой», развернутое высказывание «Чем, по моему мнению, окончилась встреча в Озерках представителей двух поколений?»

t1593594558ba.jpg


Использованная литература


Долгополов Л.Александр Блок. Личность и творчество. – М.: Наука, 1978 г.

Журавлев В.П. – М.: Просвещение, 2016.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.