Интегрированный урок в 11 классе по предметам «Физика- Ч и О»
Интегрированный урок в 11 классе по предметам « Физика- Ч и О»
Тема: Научно- технический прогресс и материальное производство.
ЦЕЛЬ: Показ влияния качественных изменений под воздействием научно-технической революции на состояние производственных сил общества.
ЗАДАЧИ:
- Повторить понятие «способ производства»;
- Рассмотрение ядерной реакции, и способы ее применения;
- Продолжить организовывать работу в группах;
- Учить умению анализа материала;
- Закрепление знаний по охране природы.
ХОД УРОКА:
ПРОБЛЕМА УРОКА:
Как вы думаете, что для современного мира научно техническая революция благо или зло.
Чи О: Повторение что такое «Способ производства».
Вопрос классу: Давайте вспомним, что такое «способ производства».
(элемент методики «критического мышления» )
Слово учителя: Для того чтобы производительные силы развивались, или не стояли на месте и необходима научно-техническая революция(НТР). Скажите, какие ассоциации возникают у вас с понятием НТР.
Систематизация полученных ответов: Технологии
Энергетика -> начало НТР
Производство -> начало НТР
Компьютер -> начало НТР
Для того чтобы лучше познакомиться с началом НТР- вспомним физику.
Учитель физики: Научно технический прогресс, прежде осуществлялся очень медленно, но в конце тридцатых годов прошлого столетия в НТР произошел скачек.
Сейчас мы с вами рассмотрим проблему ядерной энергетики. Где вам предстоит ответить на следующие вопросы( раздаются каждой группе)
Кто возглавлял коллектив ученых США по созданию ядерного оружия, и когда была произведена первая цепная реакция?
Кто возглавлял коллектив ученых в Советском Союзе?
Когда был создан первый ядерный реактор в Советском Союзе?
Где применяют радиоактивные изотопы?
Показать положительные и негативные стороны при использовании ядерной энергии.
Готово ли человечество использовать ядерную энергию?
Прежде чем рассмотреть данную тему давайте с вами вспомним следующий материал:
Что является мельчайшей частицей 1)вещества; 2) химического элемента?
На какие частицы делиться: 1) молекула; 2) атом;
Строение атома?
Какие силы взаимодействия существуют между: 1) молекулами; 2) атомами 3) ядром
Деление ядра урана было открыто в 1938г. Немецким физиком О.Ганном и Ф.Штрассманом. Они установили, что при бомбардировке урана нейтроном возникают химические элементы средней части периодической системы Менделеева: барий и криптон. Однако правильного истолкования этого фактора, почему происходит деление ядра урана при захвате нейтрона, было дано в начале 1939г. Английским физиком Фришем. Фриш ввел соотношение n/p= 1,6 , при котором ядро находиться в состоянии покоя и тогда Fя>Fк, при бомбардировки быстрым нейтронам ядра урана, пропорция меняется, происходит пульсация ядра и Fя<Fк, ядро( атом) делиться на два новых химического элемента, и освобождаются свободные нейтроны, которые дальше участвуют в цепной ядерной реакции.
Впервые цепная реакция деления была осуществлена в США, коллективом ученых( под руководством Энрико Ферми итальянским физиком в декабре 1942г). И уже в 1945г США первой в мире испытали атомную бомбу на японские города Хиросима и Нагасаки, где погибло 110тыс. человек. Т. е не прошло и семи лет после открытия деления ядра урана, как была создана ядерная бомба.
Осенью 1944г Берия официально возглавил работу по созданию атомного оружия. В СССР первый ядерный реактор был запущен 25.12.1946г, коллективом физиков который возглавлял Игорь Васильевич Курчатов.
В течение всей истории СССР Семипалатинский полигон( Казахстан) был важнейшим центром военно-ядерной структуры. С 1949-1989г на нем было произведено 498 ядерных испытаний из них 26 наземных, 91 воздушных, 8 высотных и 343 подземных.
Далее работа в группах( в каждой группе есть аналитик, критик, наблюдатель) учащиеся работают с учебником стр.211-219 и отвечают на поставленный вопрос.
Показать положительные и отрицательные стороны ядерной энергии и реакции.
экономия природного топлива |
Ядерные отходы |
Не засоряют среду золой |
Чернобыль, Факусима |
Использование в медицинских целях |
На полигоне загрязнённые земли |
Ядерные подводные лодки и корабли |
Облучение живых организмов |
Выделение большого количества энергии, которое потребляет человечество |
|
Не потребляет атмосферного топлива(кислород) |
Учитель физики : Мы проанализировали техническую сторону НТР, но есть и социальная, экологическая сторона данного явления.
Учитель Ч и О:
Задание группам:
Вам необходимо проанализировать текст учебника ( 2 учащимся , в группе- критиков предоставить последствия НТР, и по одному аналитику из группы проанализировать информацию о положительные стороны НТР)
Положительные стороны |
Отрицательные стороны |
Развитие техники |
Рост безработицы |
Полное удовлетворение потребностей человека |
Социальные проблемы |
Повышение уровня знаний, широта кругозора |
Экологические проблемы (Казахстан, Япония) |
Развитие тех.отраслей, которые повышают уровень жизни людей |
Отмирание многих традиционных профессий |
Безопасность условий труда |
|
Повышение качества продукции |
|
Очистительные предприятия (Казахстан) |
Общий вывод по физики и Ч и О
НТР- приносит как благо для общества так и вред
Решим проблему урока-блага и зла
Какое благо?
Какое зло? ПРИНОСИТ НТР
ВОПРОСЫ ГРУППАМ:
ФИЗИКА:
Кто возглавлял коллектив ученых США по созданию ядерного оружия, и когда была произведена первая цепная реакция?
Кто возглавлял коллектив ученых в Советском Союзе?
Когда был создан первый ядерный реактор в Советском Союзе?
Где применяют радиоактивные изотопы?
АНАЛИТИКИ: Показать положительную сторону при использовании ядерной энергии.
КРИТИКАМ: Показать отрицательную сторону при использовании ядерной энергии
АНАЛИТИКИ/ КРИТИКИ: Готово ли человечество использовать ядерную энергию?
Наблюдатели: Проработать текст учебника, помочь аналитикам и критикам с выводами.
Ч иО:
Что такое революция?
АНАЛИТИКИ: Рассмотреть положительные стороны НТР на соц.экономическом развитии общества, сделать вывод. Выступить
КРИТИКАМ: Рассмотреть отрицательное влияние НТР на соц.эконом. развитие общества, сделать вывод. Выступить
НАБЛЮДАТЕЛЯМ: Проработать текст учебника, помочь аналитикам и критикам с выводами.