12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Цибульская Елена Васильевна1166
Учитель высшей категории. Стаж работы - 34 года.
Россия, Томская обл., Томск
Материал размещён в группе « Наши интересные уроки»
4

Интегрированный урок «Питание и пищеварение»



Образовательное учреждение: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25

Населенный пункт: г.Томск

Ф.И.О. учителей: Лязгина Валентина Викторовна, Цибульская Елена Васильевна

Название интегрированных предметов: биология + информатика

Тема урока: Питание и пищеварение

8 класс (1 урок)

Задачи урока:

Образовательные:

раскрыть значение пищеварения, пластическую и энергетическую функцию пищи;

показать разницу между понятиями «пищевые продукты» и «питательные вещества»;

изучить функции пищеварительной системы;

показать умения строить диаграммы по полученным данным, находить необходимую информацию используя сеть Internet, создавать презентации. С помощью Power Point .

воспитательная – развитие навыков коммуникативного общения и диалоговой деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: работа в группах.

Место урока в учебном плане: вводный урок по теме: «Питание и пищеварение»».

Методы: словесные, наглядные.

Оборудование: пробирки, спиртовка, пипетки, компьютеры, диск «Мое тело», медиа-проектор, экран

Наглядность: таблицы «Пищеварительная система», презентация «Питание пищеварение»

Демонстрационный материал: йод, хлеб, мука, картофель, грецкий орех, вода.

Раздаточный материал: таблица1, таблица2

План урока

Организационный момент – 2 мин.

Изучение нового материала – 10 мин

Работа по группам - 10 мин

Подведение итогов работы в группах 5 мин

Закрепление – 13 мин

«Это интересно» - 3 мин

Итог урока – 2 мин

Ход урока

Изучение нового материала.

Значение питания. Продукты питания и питательные вещества, пластическое и энергетическое значение питательных веществ.

Суть пищеварения.

Подбор продуктов питания с учетом потребности организма в питательных веществах.

Пища – источник энергии и строительного материала. Пища необходима для поддержания жизни. Клетки организма человека постоянно обновляются за счет питательных веществ.

Питательные вещества используются для пластического и энергетического обмена.

При пластическом обмене в результате окисления питательных веществ выделяется энергия, необходимая для создания новых веществ теплообразования, для физиологических процессов, происходящих в организме. Необходимые питательные вещества человек получает из пищи (обратите внимание на схему в презентации)


  1. Приложение к уроку Питание пищеварение
    PPT / 610.5 Кб
  2. В состав пищевых продуктов как растительного, так и животного происхождения входят питательные вещества.


  3.  

 

Питательные вещества

На экране появляются слова:

«Пища – мать здоровья»

М.В. Ломоносов

Не кажется ли вам, что можно сохранить здоровье, если последить за характером питания. Итак, ответим на следующие вопросы:

  1. Что такое пища и почему она необходима каждому из нас?

    Какие главные питательные вещества пищи?

II.Работа по группам.

1.Лаборатория «Химическая» (ведет учитель биологии)

Цель работы:

1) изучение химического состава пищи;

2) доказать, что в продуктах питания содержатся органические вещества.

Опыт №1. Доказать, что в состав пищевых продуктов входит белок.

1.Возьмите комочек теста, положите его в мешочек из марли. Хорошо промойте тесто в воде, налитой в стакан.

2. В марле осталась тягучая клейкая масса - клейковина. Клейковина сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком.

 

Опыт №2. Доказать, что в пищевых продуктах содержатся углеводы .

1.Возьмите картофель и нанесите на срез картофеля йод.

2. Что вы наблюдаете? (йод изменил окраску, следовательно в картофеле содержатся углеводы).

Опыт №3.Доказать, что в пищевых продуктах содержится жир.

Положите на бумажную салфетку грецкий орех и раздавите его. На салфетке появилось жирное пятно. Сделайте вывод.

Опыт №4. Доказать что в состав пищевых продуктов входят минеральные соли

1.Взять кусочек хлеба и поместить на металлическую пластинку. Нагреть. Хлеб начнет обугливаться, появляется дым. Это сгорают органические вещества. На пластинке останется зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.

В презентации откройте таблицу.

Суточная потребность организма взрослого человека

в различных химических элементах

Химические элементы

Na

K

Ca

Fe

Cl

P

Суточная норма

4-8 мг

2-3 мг

0,7 – 0,8 мг

0,012 мг

2-4 мг

1,5 – 2 мг

В данной таблице показаны самые важные химические вещества, необходимые для человека.

2.Лаборатория «Биохимическая» (ведет учитель информатики).

Цель: изучить значение питательных веществ для организма.

Вставьте диск «Мое тело» в дисковод и начните работу с ним. Найдите раздел

3Д сканерА-Я - Белки и нажмите клавишу Enter. Затем таким же образом изучите разделы «Углеводы», «Жиры», «Витамины».

Ответьте на вопрос:

- Каково значение всех этих питательных веществ для организма?

3.Лаборатория «Социологическая» (ведет учитель информатики)

Цель:

1) изучение спроса на продукты среди учащихся школы;

2)изучение предпочтения тех или иных продуктов учащимися разных возрастных особенностей.

Анкета.

Завтракаешь ли ты?

Что ты ешь на завтрак?

Считаешь ли ты, что завтрак необходим?

Какие овощи ты ?

Какой сорт хлеба ты ешь чаще всего?

Пьешь ли ты молоко на завтрак?

Что ты ешь чаще всего между основными приемами пищи?

Солишь ли ты пищу?

Любишь ли ты рыбу?

Любишь ли ты мясо курицы?

Какие продукты ты употребляешь чаще всего?

Считаешь ли ты свой вес нормальным, избыточным, недостаточным?

По результатам анкеты учащиеся должны составить таблицу. Данные этой таблицы необходимо поместить в электронные таблицы ( EXCEL) и с помощью Мастера диаграмм построить диаграммы.

По окончании работы каждая лаборатория представляет результаты своей работы и делает выводы.

4.Лаборатория «Рекламная» (ведет учитель информатики)

Цель: 1)создание антирекламы вредных продуктов; 2) определение самых вредных продуктов.

Создайте на Рабочем столе папку «Вредные продукты». Выйдите на адрес: ya.ru В строке поиска наберите ключевые слова «вредные продукты». Откройте заинтересовавшие вас страницы. Прочитайте информацию, скопируйте необходимую информацию и рисунки, и поместите в папку «Вредные продукты». Откройте Power Point. Создайте титульный лист. Затем на слайды скопируйте ту информацию, которую вы поместили в папку «Вредные продукты».

III.Подведение итогов работы в группах. По окончании работы каждая лаборатория представляет результаты своей работы и делает выводы.

IV. Закрепление.

Выпишите в таблицу слова, которыми обозначены питательные вещества и пищевые продукты.

Пищевые продукты

Питательные  вещества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
   
   
   
   
   
   
   

Мясо, хлеб, жир, молоко, углеводы, творог, белки, рыба, яблоко, яйцо.

Ответьте на вопросы:

Каково значение пищи?

Какие функции выполняют питательные вещества?

Почему важно знать содержимое белков, жиров и углеводов в различных пищевых продуктах?

В пищевой рацион обязательно должны входить белки, жиры, углеводы, однако, полным людям не рекомендуется употреблять много углеводов. Почему?

В нормах питания для работников тяжелого физического труда предусматривается относительное увеличение углеводов. Почему?

V. «Это интересно». На карточке написаны буквы. Найдите 10 слов, относящихся к пищеварительной системе и пищевым продуктам.

Таблица 2.

ТМОЖАППЕТИТФХИНГИГИЕНАБУН

РСЕНУАВЖЕЛУДОКТМИКАБВСЭПР

ПИЩАЭЯБЕНИФКРАХМАЛТРЕМУРА

ИНЕФЭМАЛЬОПРИНАБЛНЕБЙМСХГ

ЖЕЛЧЬАЫДРМЕНФКИВКНТУЦЕИРН

ТОВОДАТОРМЕЖДЕНТИНГОФДАМП

ТЫМАВУПЕЧЕНЬКОТУДПУЧШОЗОКН

Ответ: АППЕТИТ, ГИГИЕНА, ЖЕЛУДОК, ПИЩА, КРАХМАЛ, ЭМАЛЬ, ЖЕЛЧЬ, ВОДА, ДЕНТИН, ПЕЧЕНЬ.

VI. Итог урока. Каждому учителю предоставляется право сказать о том какая цель была поставлена на уроке, что сделано за урок и что нового узнали за этот урок.

Литература

Биология. Человек. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш Издательство «Дрофа», 2007.

«Резервы нашего организма». Н.А. Агаджанян, А.Ю. Катков «Знание», Москва, 1999

Детская энциклопедия. М.: «Просвещение», том 7, 2000

Электронные ресурсы

Интерактивная энциклопедия «Мое тело. Анатомия и физиология человека».

Lekmed.ru справочная информация о различных диетах и продуктах.

Leovit.ru инофрмация о таких продуктах как соль, сахар, специи и др.

Alexvk.ru Очень хорошая и полезная информация о 5 самых вредных продуктах.

Опубликовано в группе « Наши интересные уроки»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.