Интегрированное музыкальное занятие в старшей группе «Путешествие вместе с капелькой»
Интегрированное музыкальное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий и ознакомление с окружающим
в старшей группе.
Тема: «Путешествие вместе с капелькой»
Цель: воспитывать устойчивый интерес к музыкальному искусству через различные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально - ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.
Программное содержание:
- Развить воображение, память, речь, эмоциональную отзывчивость на музыку
- Закрепить представление детей о воде, ее качествах, изменениях, о природных явлениях.
- Развить пантомимическую и речевую выразительность, певческие и танцевальные способности, навыки игры на детских музыкальных инструментах.
- Формировать интерес к творческим играм.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Музыкальный материал:
«Вальс» А. Гречанинов
«Веселый танец» Т. Вилькорейская
«Спокойный шаг» Т. Ломовой
«Анданте» В. Моцарт
« Па-де труа» Фрагмент из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро»
«Сладкая греза» П.И. Чайковский
«Вальс» С.Майкапар
Песня «Тучка» А.Рукавишникова
песня «Дождик» Д. Зарицкая
танец с зонтиками
шум моря
журчание ручья
Оборудование:
Ленточки, цветы, солнышко, дидактический материал – рыбы, металлофоны, треугольники, дельфин, лейка, капельки, зонтики.
Билингвальный компанент:
Вода – су; капельки – тамшы; рыба – балық; дождик – жаңбыр; радуга – кемпірқосақ, море – теніз, река – өзен
Ход занятия.
Под музыку «Спокойный шаг» Т. Ломовой дети входят в зал и останавливаются в кругу.
Музыкальное приветствие на 3 языках.
Педагог.
Дети, мы с вами уже много раз отправлялись путешествовать. Но сегодня путешествие совсем необычное. Попробуйте отгадать, в страну какого вещества мы отправимся: «Что бывает жидким, твердым и газообразным?» Конечно, вода! Как по – казахски сказать вода? (ответы детей)
Педагог. Дурыс. Я прочитаю волшебное заклинание, полью на вас из волшебной лейки, и вы превратитесь в капельки - тамшы. Закройте глаза и представьте, какая вы капелька.
Ну-ка, лейка, лей, лей!
Для ребяток не жалей.
В капельки пусть превратятся,
От души повеселятся.
Расскажите мне о себе: какой вы формы, цвета, прозрачности, какой у вас характер, вы – капелька дождя или росы, а может быть тумана или дождевого облака, а может, остались на банке, которую ваша мама стерилизовала для компота?
Ответы детей.
Педагог.
Расселись капельки кто куда: на землю, на травку, на листочки, лепестки цветка (дети рассаживаются на плоскостные листья и цветы, которые лежат на полу) Капельки лежат и не высыхают, ведь уже наступила ночь, солнышка нет.
Капельки так устали, что закрыли глазки и заснули. Представьте, что же им снится...
Слушание "Сладкая греза" П.И. Чайковского
Педагог. Расскажите, что снилось вашим капелькам? Какое настроение было у них? Какая музыка по характеру?
Дети делятся впечатлениями.
Педагог. Өте жақсы. Молодцы!
Но вот появился первый лучик солнца.
Логоритмическое упражнение «Капельки»
( дети выполняют движения по тексту)
- Капельки открыли глазки и проснулись.
- Утром холодно: «Брррр-р». Капельки потянулись, зевнули, замерли
- И задрожали от холода.
- Подул ветер, и капельки стали спрыгивать с листочка на листочек, с листочка на веточку, с цветка на травку.
- Ветер подхватил их и закружил в вышине.
Танцевальный этюд "Капельки" под музыку из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» «Па-де труа»
(дети выполняют любые танцевальные движения под музыку)
Педагог. Какой замечательный танец вы станцевали!
- Но вот наконец-то земля! Выглянуло долгожданное солнышко и капельки протянули к нему свои ручки, погреться.
- Подставили один бочок, потом второй, потом личико. Солнце греет все сильнее, совсем стало жарко!
- Капельки стали понемногу испаряться и собрались в небе в большое, белое, пушистое облако (дети берутся за руки)
- Как интересно смотреть сверху вниз! Облака бывают такие разные, что кажется это - волшебная страна. Представьте на что похоже ваше облако?
(Ответы детей)
Куда плывет? Что видит сверху?
(Ответы детей)
Давайте мы расскажем и покажем, какие разные бывают облака.
Упражнение на развитие координации слова и движения развитие чувства ритма «Облака».
Облака как паруса, - качают руками над головой
Мчит их ветер, гонит.
Если много облаков-
Будет точно дождик. – стучат пальчиком по ладошке
Ну, а если облака,
Как перо жар-птицы, - рисуют воображаемое перо
Будет солнышко с утра,
Защебечут птицы. – показывают крылышки
А столкнутся лоб об лоб, - кулачками стучат
В тучу превратятся. – разводят руки в стороны
И тогда грохочет гром - - топают ногами
Это тучи злятся.
Педагог. Рассыпались капельки по лужайке и запели свою веселую песенку.
Песня "Тучка"
Педагог. Разозлились тучи и собрались в грозовое облако, пошел сильный дождик - жанбыр.
Пальчиковая гимнастика "Дождик - жанбыр"
Вот и кончился дождик. Выглянуло солнце, и в небе появилось что-то разноцветное. Отгадайте что же это: крашенное коромысло на небе повисло. Что это? Радуга - кемпірқосақ.
-Какие цвета радуги вы знаете? (ответы детей)
- В каком порядке они располагаются? (ответы детей)
- Какое выражение помогает нам это запомнить? (Ответы детей)
Педагог. Сейчас, капельки, я вас раскрашу в цвета радуги и мы поиграем. (Детям раздают разноцветные ленточки) Пока идет теплый летний дождь, все цвета радуги резвятся и танцуют, как только появляется солнышко, быстро собираются в радугу.
Игра "Радуга – кемпірқосақ"
(Под звуки дождя – дети врассыпную двигаются по залу, затем собираются в соответствии с цветами радуги)
Педагог. Замечательная радуга получилась, спасибо капельки! Рахмет! Смотрят капельки, что же осталось на земле после дождя?
(ответы детей) Лужи.
Муз. рук. Правильно, дурыс! Давайте спустимся и походим по лужам!
Логоритмическое упражнение "Лужи"
Шлеп - шлеп - шлеп - иду по лужам. - ритмичные шлепки по коленям
Хлюп-хлюп-хлюп - вода в ботинках - шагают на месте
Кап-кап-кап- мне зонтик нужен. – стучат пальчиком по ладошке
Оп-оп-оп- вода на спинке - хлопки в ладоши
буль-буль-буль - упала шапка - шагают на месте
ой-ой-ой - кругом вода. – качают головой
да-да-да - себя так жалко! - гладят себя по голове
Одевайтесь в дождь всегда! - грозят пальчиком
Педагог. А вот и разноцветные зонтики, чтобы прятаться от дождя, предлагаю потанцевать с ними.
Танец с зонтиками.
(несколько детей играют на металлофонах.)
Педагог. Из луж капельки собрались в веселый, озорной ручеек. Беритесь скорее за руки, чтобы ручеек не оборвался, держитесь крепче.
- Побежал ручеек между камешками, деревьями, мимо дорожки.
(дети двигаются змейкой по залу) А впереди река! Такая большая, широкая. Покажите, как плавно перекатываются волны. А теперь поплыли вперед. В реке водится много рыб. Каких рыб вы знаете?
Дидактическая игра "Кто живет в реке?"
Педагог. Но вот река кончилась, куда же она впадает? (ответы детей)
Многие реки впадают в море - тоныз. Сейчас наши капельки опускаются в море. Ложитесь на коврик, представьте, что вы мягко покачиваетесь на волнах. Закройте глазки.
Релаксация "Море - тоныз"
Плавно и нежно перекатываются волны, капельки отдыхают.
Педагог. А вот появился большой и добрый дельфин. Давайте сядем на него и поплывем домой. Капельки уже устали путешествовать.
(Дети садятся на дельфина)
Педагог. Вот наконец и берег, вставайте и превращайтесь в деток.
Заключение.
Педагог. Ребятки во что же превращалась капелька, расскажите.
Ответы детей.
Кем вам больше всего понравилось быть?
Как вы думаете, капельку надо беречь?
Да, безусловно, ведь каждая капелька может превратиться в реку, море, ручеек и даже океан. Так давайте будем всегда бережно относиться к каждой капле воды.
И если вам понравилось наше путешествие, то возьмите веселую капельку и посадите её на радугу, а если наше путешествие не понравилось вам , то возьмите грустную капельку.
Я рада, что всем понравилось путешествие с капелькой, и мы не раз ещё встретимся с ней. Наше занятие закончено, до свидание - сауболыныз балалар.
Дети поют песенку «На прощанье» на 3 языках и под музыку выходят из зала.