Конспект познавательно-исследовательской деятельности с водой в старшей группе «Путешествие с капелькой»

10
0
Материал опубликован 19 February 2017 в группе

Цель: формирование представления детей о свойствах и состояниях воды путем экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Познакомить детей со свойствами и состояниями воды.

2. Учить детей навыкам проведения элементарных лабораторных опытов.

3. Развивать наблюдательность, любознательность.

4. Воспитывать бережное отношение к воде.

5. Закреплять правила поведения при проведении  элементарных лабораторных опытов.

Оборудование и материалы: аудио-магнитофон, флэш-карта, музыкальное сопровождение: мелодия ручейка, мыльные пузыри (по количеству детей) .

Раздаточный материал: прозрачные пластмассовые стаканчики, блюдца, ложки одноразовые чайные;  вода, лед, термос, красная гуашь, салфетки.

Ход образовательной деятельности: 

1.Организационный момент.

(заранее детям завязываются фартуки и прикрепляются бэйджики с именами)

Воспитатель:  - Здравствуйте ребята, я очень рада с вами познакомиться. Меня зовут Юлия Александровна.

- Ребята, давайте друг другу улыбнемся!

 Приветствие «Передаем друг – другу улыбку»

Дети стоят по кругу, и каждый передает соседу свою улыбку.

Воспитатель: Ребята, закройте глаза, а руки протяните вперед ладошками вверх и прислушайтесь. Ребята, что вы слышите? (звучит аудио запись льющейся воды). 

 (Воспитатель проходит и капает каждому ребенка капельку воды из пипетки).

Дети: Это звуки воды. 

В. Правильно, это журчит ручей.

Воспитатель: Ребята, а что у вас на ладошках?

Дети: Вода

 

А теперь  давайте  отгадаем загадки! Если правильно отгадаете – увидите на  экране отгадки.

1. Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг! (дождь)

2. Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь (снег)

3. Прозрачен, как стекло

А не вставишь в окно (лед)

В.  Как вы думаете, что общего у дождя, снега, льда? (вода, состоят из воды)

- Правильно. Все они состоят из воды.

Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.п.).

Что вода может делать? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)

Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.).

- Ребята, любите ли вы узнавать новое?  (да)

Воспитатель:  Давайте вы сейчас превратитесь  в капельки.

 (Воспитатель раздает детям шапочки-маски)

 

Повторяйте за мной: 
 

Чтобы превратиться вдруг,

Соберемся дружно в круг

Побежим как ручейки мы подальше от реки

Один, два, три… Стали капельками мы.

Воспитатель: А теперь я  приглашаю вас  в свою  волшебную лабораторию.

Воспитатель: -Дети, что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. И мы с вами будем это делать.

Воспитатель: - Садитесь, пожалуйста, за столы.

( Дети садятся за столы)

Только будем внимательны и осторожны!

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду - не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук-друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

 

2. Опытно-экспериментальная деятельность.

Опыт №1. «Вода - жидкость. Вода не имеет формы»

Воспитатель:  - Возьмите стаканчик с водой и перелейте воду в пустой стаканчик. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет и льется. Почему вода переливается? (от стаканчика к стаканчику, по воздуху, потому что жидкая).

- Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.

Какой сделаем Вывод?  вода – это жидкость.

Опыт № 2. «Вода бесцветная и прозрачная»

- А сейчас проведем другой опыт. Возьмите стаканчики с водой в руки.

- Ваши пальчики видны сквозь воду? (да, просвечиваются)

- А теперь опустите в стакан ложку. Что вы заметили? (ложку видно)

-Ребята, давайте добавим в стаканчик краски ( гуашь) и опустим туда ложку. Теперь нам видно ложку в стакане? (нет)

- Какой здесь можно сделать вывод?  Если в воду ничего не добавлять, то какая она? (у воды нет цвета). Вода - прозрачная.

Если в воду добавить краску, то она становится непрозрачной и приобретает цвет.

Вывод: вода –бесцветная и прозрачная.

Опыт № 3. «Вода не имеет запаха»

Воспитатель:  Мы с вами продолжаем наше волшебное путешествие.

Будьте осторожны! Если мы хотим проверить запах жидкости, никогда не подносим сосуд прямо к лицу, а, держим его на расстоянии, направляем воздух  к себе, помахивая рукой,  и одновременно нюхаем.

Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.

(У воды нет запаха).

А теперь я предлагаю вам понюхать воду в этом стаканчике (в воде растворен лимонный сок). Чем она пахнет?  (соком, кисло, по-другому)

Как вы думаете, почему вода приобрела такой запах? (в ней растворили лимонный сок)

Если вода чистая, то запаха нет. Если в воду что-то добавили, то появляется запах.

Вывод: вода не имеет запаха.

В: Ребята, что такое море? (тоже вода). Поиграем в веселую игру «Море волнуется раз». Я буду отгадывать вашу фигуру.

Физкультминутка «Море волнуется раз»

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри!

(воспитатель повторяет 2-3 раза)

Воспитатель:  Отдохнули, ребята? Тогда, продолжим.

Опыт №4 «Лед – твердая вода»

Воспитатель: Ребята, подойдите сюда и посмотрите. Что это?

 (показываю лед).(наблюдаем за таянием льда и его превращением в воду)

Ребята, будьте осторожны –лед холодный!

Возьмите кусочек льда в руки. Какой он на ощупь? Что происходит со льдом? Почему лед тает? А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?

Ответы детей: Влажными.

Как вы думаете, почему они стали влажными? ( руки были мокрыми, впитали воду)

Что же такое лед? (это тоже вода) Только какая вода, тоже жидкая? (нет) А какая тогда?

Вывод детей: лед – твердая вода.

Опыт №6«Газообразная вода - пар»

Воспитатель: Ребята, давайте пойдем дальше.

Ребята, будьте внимательны и осторожны – кипятком можно обжечься!

Дети, сейчас я налью немного горячей воды  в  стакан и накрою  сверху его зеркалом. Давайте посмотрим  внимательно на поверхность зеркала. Что вы видите на зеркале? (показываю поверхность зеркала).

Ответ: Образовались капли воды.

Ребята, из чего они образовались? (из пара, из  горячей воды)

Вывод: вода может превратиться в пар.

 

Подведение итогов и оценка результатов.

Воспитатель:-А сейчас, подойдите все ко мне. Давайте вспомним,  что мы узнали сегодня. Что мы с вами делали? Что вам понравилось больше всего?

Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали свойства и состояния воды.

Вода бывает какая – (жидкая, твердая, парообразная).

- Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Спасибо вам ребята. Вы были очень хорошими исследователями.Я  вам очень благодарна.

-Ну, вот и пришла пора нам возвращаться обратно в детский сад.

-Давайте встанем в круг  и превратимся из капелек  снова в детей.

-Повторяйте дружно все за мной:

Чтобы превратиться вдруг,

Соберемся дружно в круг

Побежим как ручейки мы подальше от реки

Один, два, три… Стали снова дети мы.

Воспитатель: - Я дарю вам волшебные подарки, чтобы вы не забывали  о нашем путешествии(мыльные пузыри).

 

Список используемой литературы:

Кайе В. А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет. — М.: ТЦ «Сфера», 2008.

Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.

Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет: из опыта работы. — Волгоград: Учитель, 2009.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации