Конспект познавательно-исследовательской деятельности с водой в старшей группе «Путешествие с капелькой»
Цель: формирование представления детей о свойствах и состояниях воды путем экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами и состояниями воды.
2. Учить детей навыкам проведения элементарных лабораторных опытов.
3. Развивать наблюдательность, любознательность.
4. Воспитывать бережное отношение к воде.
5. Закреплять правила поведения при проведении элементарных лабораторных опытов.
Оборудование и материалы: аудио-магнитофон, флэш-карта, музыкальное сопровождение: мелодия ручейка, мыльные пузыри (по количеству детей) .
Раздаточный материал: прозрачные пластмассовые стаканчики, блюдца, ложки одноразовые чайные; вода, лед, термос, красная гуашь, салфетки.
Ход образовательной деятельности:
1.Организационный момент.
(заранее детям завязываются фартуки и прикрепляются бэйджики с именами)
Воспитатель: - Здравствуйте ребята, я очень рада с вами познакомиться. Меня зовут Юлия Александровна.
- Ребята, давайте друг другу улыбнемся!
Приветствие «Передаем друг – другу улыбку»
Дети стоят по кругу, и каждый передает соседу свою улыбку.
Воспитатель: Ребята, закройте глаза, а руки протяните вперед ладошками вверх и прислушайтесь. Ребята, что вы слышите? (звучит аудио запись льющейся воды).
(Воспитатель проходит и капает каждому ребенка капельку воды из пипетки).
Дети: Это звуки воды.
В. Правильно, это журчит ручей.
Воспитатель: Ребята, а что у вас на ладошках?
Дети: Вода
А теперь давайте отгадаем загадки! Если правильно отгадаете – увидите на экране отгадки.
1. Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг! (дождь)
2. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь (снег)
3. Прозрачен, как стекло
А не вставишь в окно (лед)
В. Как вы думаете, что общего у дождя, снега, льда? (вода, состоят из воды)
- Правильно. Все они состоят из воды.
Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.п.).
Что вода может делать? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)
Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.).
- Ребята, любите ли вы узнавать новое? (да)
Воспитатель: Давайте вы сейчас превратитесь в капельки.
(Воспитатель раздает детям шапочки-маски)
Повторяйте за мной:
Чтобы превратиться вдруг,
Соберемся дружно в круг
Побежим как ручейки мы подальше от реки
Один, два, три… Стали капельками мы.
Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в свою волшебную лабораторию.
Воспитатель: -Дети, что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. И мы с вами будем это делать.
Воспитатель: - Садитесь, пожалуйста, за столы.
( Дети садятся за столы)
Только будем внимательны и осторожны!
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду - не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук-друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.
2. Опытно-экспериментальная деятельность.
Опыт №1. «Вода - жидкость. Вода не имеет формы»
Воспитатель: - Возьмите стаканчик с водой и перелейте воду в пустой стаканчик. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет и льется. Почему вода переливается? (от стаканчика к стаканчику, по воздуху, потому что жидкая).
- Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.
Какой сделаем Вывод? вода – это жидкость.
Опыт № 2. «Вода бесцветная и прозрачная»
- А сейчас проведем другой опыт. Возьмите стаканчики с водой в руки.
- Ваши пальчики видны сквозь воду? (да, просвечиваются)
- А теперь опустите в стакан ложку. Что вы заметили? (ложку видно)
-Ребята, давайте добавим в стаканчик краски ( гуашь) и опустим туда ложку. Теперь нам видно ложку в стакане? (нет)
- Какой здесь можно сделать вывод? Если в воду ничего не добавлять, то какая она? (у воды нет цвета). Вода - прозрачная.
Если в воду добавить краску, то она становится непрозрачной и приобретает цвет.
Вывод: вода –бесцветная и прозрачная.
Опыт № 3. «Вода не имеет запаха»
Воспитатель: Мы с вами продолжаем наше волшебное путешествие.
Будьте осторожны! Если мы хотим проверить запах жидкости, никогда не подносим сосуд прямо к лицу, а, держим его на расстоянии, направляем воздух к себе, помахивая рукой, и одновременно нюхаем.
Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.
(У воды нет запаха).
А теперь я предлагаю вам понюхать воду в этом стаканчике (в воде растворен лимонный сок). Чем она пахнет? (соком, кисло, по-другому)
Как вы думаете, почему вода приобрела такой запах? (в ней растворили лимонный сок)
Если вода чистая, то запаха нет. Если в воду что-то добавили, то появляется запах.
Вывод: вода не имеет запаха.
В: Ребята, что такое море? (тоже вода). Поиграем в веселую игру «Море волнуется раз». Я буду отгадывать вашу фигуру.
Физкультминутка «Море волнуется раз»
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
(воспитатель повторяет 2-3 раза)
Воспитатель: Отдохнули, ребята? Тогда, продолжим.
Опыт №4 «Лед – твердая вода»
Воспитатель: Ребята, подойдите сюда и посмотрите. Что это?
(показываю лед).(наблюдаем за таянием льда и его превращением в воду)
Ребята, будьте осторожны –лед холодный!
Возьмите кусочек льда в руки. Какой он на ощупь? Что происходит со льдом? Почему лед тает? А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?
Ответы детей: Влажными.
Как вы думаете, почему они стали влажными? ( руки были мокрыми, впитали воду)
Что же такое лед? (это тоже вода) Только какая вода, тоже жидкая? (нет) А какая тогда?
Вывод детей: лед – твердая вода.
Опыт №6«Газообразная вода - пар»
Воспитатель: Ребята, давайте пойдем дальше.
Ребята, будьте внимательны и осторожны – кипятком можно обжечься!
Дети, сейчас я налью немного горячей воды в стакан и накрою сверху его зеркалом. Давайте посмотрим внимательно на поверхность зеркала. Что вы видите на зеркале? (показываю поверхность зеркала).
Ответ: Образовались капли воды.
Ребята, из чего они образовались? (из пара, из горячей воды)
Вывод: вода может превратиться в пар.
Подведение итогов и оценка результатов.
Воспитатель:-А сейчас, подойдите все ко мне. Давайте вспомним, что мы узнали сегодня. Что мы с вами делали? Что вам понравилось больше всего?
Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали свойства и состояния воды.
Вода бывает какая – (жидкая, твердая, парообразная).
- Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Спасибо вам ребята. Вы были очень хорошими исследователями.Я вам очень благодарна.
-Ну, вот и пришла пора нам возвращаться обратно в детский сад.
-Давайте встанем в круг и превратимся из капелек снова в детей.
-Повторяйте дружно все за мной:
Чтобы превратиться вдруг,
Соберемся дружно в круг
Побежим как ручейки мы подальше от реки
Один, два, три… Стали снова дети мы.
Воспитатель: - Я дарю вам волшебные подарки, чтобы вы не забывали о нашем путешествии(мыльные пузыри).
Список используемой литературы:
Кайе В. А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет. — М.: ТЦ «Сфера», 2008.
Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.
Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет: из опыта работы. — Волгоград: Учитель, 2009.