Публикация «Интегрированное обучение в ДОУ»

0
0
Материал опубликован 13 October 2022

Интегрированное обучение в ДОУ

Интегрированное обучение – это нестандартный способ обучения дошкольников. Интегрированный подход соответствует одному из принципов дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.


Целью интегрированного обучения является разностороннее, осознанное изучение понятия, предмета или явления с помощью комбинации видов деятельности – творческой, художественной, игровой, доступной детям этого возраста. Например, одновременно научить дошкольников чему-то из сферы математики, родного языка и творчества. Этим интегрированное обучение выгодно отличается от обычных занятий, когда дети получают знания только из одной научной области.

Актуальность интегрированного подхода объясняется целым рядом причин:

1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.

5. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими упражнениями.

6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.


Интегрированное обучение в ДОО.

Чтобы процесс интеграции не был поверхностным, следует четко знать различия между комбинированными,комплексными и интегрированными занятиями.

Комбинированное – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).

Комплексные занятия проводятся на знакомом материале, решают несколько задач, проводятся эпизодично.

Интегрированное занятие (Е.П. Климова) построено по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и различных средств развития детей и проводятся систематически. При интегративной подаче материала один из видов искусства должен выступать доминирующим, “стержневым”, другие же – помогать более глубокому осмыслению художественного образа, усиливать степень его эмоционального восприятия детьми.

Давать детям знания из различных областей можно на интегрированных и комплексных занятиях.

В чем их отличия.

Комплексные занятия. Суть: воспитатель вовлекает детей в разные виды деятельности и тем самым раскрывает тему занятия. Когда проводите комплексное занятие, предлагайте дошкольникам порисовать, поиграть, послушать сказку, сделать что-то еще по теме занятия. Помимо этого, давайте детям теоретические знания из разных дисциплин. Дошкольники освоят тему занятия в комплексе – как теорию, так и практику. Следите, чтобы знания на комплексном занятии дополняли друг друга. Дети должны чувствовать взаимосвязь информации и заданий, которые вы даете. Например, после того, как поговорите с дошкольниками о правилах пожарной безопасности, предложите нарисовать плакат по теме.

Интегрированные занятия. Суть: воспитатель дает ребенку знания и задания из разных учебных областей. Все это нужно, чтобы выработать у дошкольника целостное представление о чем-то. Например, чтобы создать у ребенка полноценный образ весны, педагог подключает подходящие произведения музыки, литературы и живописи.

Чтобы интегрированные и комплексные занятия проходили эффективно, стройте их по шести принципам:

Концентрируйте содержание занятия вокруг одной темы.

Излагайте материал доступно, давайте понятные задания.

Объясняйте взаимосвязь между теорией и практикой, который предлагаете дошкольникам.

Следите, чтобы дети не утомлялись. От этого зависит результат занятия.

Учебный материал должен быть компактным, но информативным.

Соблюдайте временные рамки занятия, учитывайте возрастные особенности детей.


Интегрированное или комплексное занятие – не всегда отдельное занятие. Это может быть и фрагмент занятия. Например, дети вспоминают названия животных, которые начинаются на букву «к». Но если хотите сформировать у дошкольников целостный образ какого-нибудь объекта или явления, то лучше выделить на это полное занятие. 

Методы и приемы применять на интегрированных занятиях

1.Сравнительный анализ, сопоставление, поиск.


2.Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как узнал?» и др.


3.Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.


Отличия комплексных и интегрированных занятий

На комплексном занятии

На интегрированном занятии

Одна деятельность сменяет другую. Их легко разделить

Сложно разделить задание по видам деятельности

Один вид деятельности доминирует, а другие его дополняют

Не определить, какая деятельность основная

Каждое из заданий связано с общей темой, но преследует собственную цель

Цель заданий – рассмотреть объект или явление с разных сторон

Дети не систематизируют знания по теме

Дети систематизируют свои знания, узнают что-то новое

В интегрированном занятии объединение происходит с проникновением элементов одной деятельности в другую, то есть пределы такого объединения размыты. На таком занятии почти невозможно, по крайней мере, очень трудно отделить один вид деятельности от другого.

В комплексном занятии одна деятельность сменяет другую, и этот переход ощутим: порисовали, теперь поиграем, а потом послушайте сказку. Комплексное занятие напоминает многослойный пирог, в котором каждый из прослоек остается отделенным".

Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты:

- социальные, в том числе нравственно-этические;

-эмоционально-чувственные, включая музыкальные, художественно-эстетические;

-логико-математические;

- естественно-научные.

Требования к структуре интегрированных занятий.

1.Четкость, компактность, сжатость учебного материала.

2.Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программ на каждом занятии.

3.Взаимообусловленность, взаимосвязанность предметов на каждом этапе занятий.

4.Большая информационная емкость учебного материала, используемого на занятии.

5.Систематичность и доступность изложения материала.

6.Необходимость соблюдения временных рамок занятия.

 

Примерная структура занятия.


Вводная часть: Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воздуха ?»)

Основная часть: Детям даются новые задания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воздуха в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

Заклюительная часть: Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной. .

 

Преимущества интегрированного занятия заключаются в том, что оно:

1.Способствует повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон.

2.В большей степени, чем обычное занятие, способствует развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимает перенапряжение, перегрузку.

3.Углубляет представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяет кругозор; способствует формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

4.Основывается на нахождение новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах.​​​​​​​

5.Эмоционально развивает детей, т. к. основано на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.