Тема «Интегрированное обучение в начальной школе».
Сегодня Россия стоит на пути инноваций и модернизации различных сфер жизни. Изменения, происходящие в стране и в обществе, модернизация системы общего образования, образовательная инициатива «Наша новая школа» предлагают новый подход к организации обучения. Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. А для того, чтобы УУД формировались активно и необходимо использовать новые и уже известные технологии обучения.
В условиях сельской школы, когда не все дети могут посещать детские дошкольные учреждения (в зависимости от материальных средств родителей или их сознательности), нет условий для развития детей, таких как в городах, многие дети приходят в первый класс недостаточно подготовленные в психо-физиологичеком плане. Эти дети, приходя в школу, не всегда воспринимают такие понятия как «урок» или «занятие». Такие занятия как интегрированные помогают адаптироваться к школьной жизни, почувствовать себя школьниками. Актуальность интегрированного обучения соответствует социальному заказу и тенденциям общественного развития. Вводимый Федеральный Образовательный Стандарт ориентирован на:
становление личностных характеристик выпускника, который умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
формирование коммуникативной активности обучаемых, при которой наблюдается поиск нестандартных способов решения задач,
гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности.
Одной из технологий обучения, которая помогает ребятам лучше раскрыться, и является интегрированное обучение. Интегрированное обучение стирает чёткие границы между предметами. Порой успешное изучение школьниками одного предмета зависит от наличия у них определенных знаний и умений по другому предмету. Например, умение списывать грамотно и быстро текст в большей мере зависит от умения бегло и правильно читать. Но даже если такое точное указание на возможное партнёрство отсутствует, строго оценивая содержательный план своего предмета, можно увидеть, что "изолированное" преподавание нередко ущербно и недостаточно.
Ведь мы всё более отчётливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными внутренними связями, так что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это так же есть основание для интеграции.
В этой технологии «спрятаны» различные виды обучения и воспитания, такие как объяснительно-иллюстративные, проблемное обучение, дифференцированное, программное, развивающее.
Интеграция учебного материала способствует развитию творческого, логического и вариативного мышления учащихся, является одним из существенных факторов воспитания внутренней культуры и личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, людям, жизни.
В интегрированном подходе к обучению привлекательно то, что не нужно специально готовить детей смотреть на мир глазами художников, писателей, музыкантов, математиков, физиков и так далее. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой, с содержания одного узкого предмета на другой. Именно интегрированные уроки позволяют:
объединить изучаемые в начальной школе дисциплины за счет использования взаимосвязей между учебными предметами, которые дают возможность выстроить целостное представление об изучаемых явлении, процессе;
повысить эффективность достижения образовательных целей и задач, которые стоят перед каждым учебным предметом, задействованном в интеграции;
создать условия для сохранности психического здоровья школьников за счет регулярной рациональной смены видов учебной деятельности;
развить навыки продуктивного общения и разнообразия учебного материала, приобретения жизненно-необходимого опыта, расширить социальное пространство личности;
способствовать более высокому уровню усвоения материала, его повторению, повышать мотивацию обучения, формировать обстановку творческого сотрудничества, активизировать познавательную и поисковую деятельность, способствовать восприятию целостной картины мира.
Из опыта очевидно, что эффективным является объединение естественно-научных и общественно-гуманитарных знаний, реализация межпредметных связей (что считается элементарным уровнем интеграции).
В процессе интеграции учитель имеет возможность использовать различные типы уроков: комбинированные, уроки изучения нового материала, закрепления знаний, систематизации и обобщения, уроки практического применения знаний и умений, уроки контроля знаний, нетрадиционные уроки:
урок – сказка (сюжетный урок);
урок – путешествие по сказке (помоги главному герою);
урок – путешествие ( по станциям: либо всем классом, либо командные соревнования);
урок обобщения знаний и так далее.
Интегрирую такие предметы как: математику и технологию, окружающий мир, литературное чтение и русский язык, русский язык и ИЗО, математику и окружающий мир и др.
Наиболее интересными являются результаты интеграции: как правило дети более раскрепощены, не боятся выдвигать идеи, пытаются их решить, то есть являются активными участниками учебного процесса.
Интегрированный вид обучения не является новым, но используя его и знакомя своих коллег с опытом своей работы, следует сказать, что данный вид работы очень интересен как для педагога, так и для самих учащихся. Разработка и проведение интегрированных уроков – это постоянное повышение своего профессионального мастерства, расширение методических знаний, которые помогают формировать познавательный интерес к изучаемым предметам, которые часто связаны с серьезными затруднениями.
Диженина Наталья Алексеевна