Интегрированное занятие «Цепи питания в лесу» в подготовительной группе
Интегрированное занятие" ЦЕПИ ПИТАНИЯ В ЛЕСУ"
Направления развития ребенка: познавательно-речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое
ЦЕЛИ
1.Организовать деятельность детей по изучению пищевых сетей лесного сообщества, продолжить работу по закреплению знаний о многообразии растений и животных леса
2. Совершенствовать навыки и умения детей давать полные ответы на поставленные вопросы,формулировать вопросы, рассматривать иллюстрации книг и давать полные ответы по увиденному, выполнять задания рабочей тетради красиво и аккуратно
3.Развивать гуманное отношение ко всему живому, показать важность разных организмов в природе и доказать необходимость охраны живых существ
ОБОРУДОВАНИЕ
Рабочая тетрадь
фломастеры
клей
ножницы
Картина «Куница охотится за белкой»
Дидактический материал «Животные леса»
Ход занятия
Сегодня занятие я хотел бы начать вот с этого стихотворения
Не было гвоздя –
Подкова
Пропала.
Не было подковы –
Лошадь
Захромала.
Лошадь захромала –
Командир
Убит.
Конница разбита –
Армия
Бежит.
Враг вступает в город,
Пленных не щадя,
Потому что в кузнице
Не было гвоздя.
Перевод С.Я. Маршака
Случайно ли я прочитал вам это стихотворение?
На этот вопрос мы ответим с вами позднее, в конце нашего занятия. А пока давайте рассмотрим вот эту картину. (Дети рассматривают картину « Белки спасаются от куницы». Сначала рассказывает кто-то один, а затем выясняем незамеченные рассказчиком детали.) Почему я показываю вам именно эту картину?
Абсолютно верно, это действие происходит в лесу, о котором мы с вами говорили на прошлом занятии и будем говорить и на сегодняшнем
. Открываем тетради и рассмотрим наши прошлую работу.
Какие растения растут в лесу на его разных этажах?
Какие животные населяют наш лес.?
А почему в наш лес мы поселили именно этих животных?
Все в лесу находят пищу и место для жилья и образуют лесное сообщество, или экосистему.
Что же объединяет все эти организмы в сообщество?
Их объединяют место обитания и питания.
Зачем в лесу нужны растения зайцу, лосю и другим травоядным?
Зачем нужны в лесу зайцы?
Верно, они питаются растениями, а зайцами питаются хищники. Вот мы и построили с вами то, что ученые называют цепью питания.
Какие звенья есть в этой цепи питания?
Главное звено – растения, только они могут создавать пищу для травоядных. Это второе звено в цепи питания, а третье звено – хищники.
Давайте рассмотрим страницу 23 «Цепи питания в лесу». Давайте обведем цифры.
Что они обозначают? Звенья цепи питания.
Сколько же звеньев в этих цепочках? Их уже 4, так как добавились еще мелкие хищники. Давайте расставим стрелки в том направлении, кто кого кормит. Растения кормят травоядных, ими питаются мелкие хищники, которые служат пищей для крупных хищников .
Динамическая пауза: дети изображают движения животных, которых я им называю – сова высматривает добычу, взлетает и тихо летит. Заяц, заметив сову, встает на задние лапы, а потом прыжками убегает в заросли кустарника. Под землей крот прокладывает себе ходы, разгребая землю своими передними лапами-лопатами. Лишнюю землю он движениями головы выталкивает наружу. В куче листьев спит ежик, свернувшись клубком. В это время по лесу торопится стадо кабанов. Они останавливаются под дубом, принюхиваются, а затем начинают своими пятачками рыть землю. Найдя желуди, они съедают их и потихоньку хрюкают
А теперь давайте заполним звенья цепей питания живыми организмами. Разрезаем 2 столбика рисунков и расклеиваем их в прямоугольники.Остается незаполненной только одна цепочка. Зарисуйте в ней недостающие звенья.
Итак, мы сегодня говорили о цепочках питания. Давайте попробуем составить новую цепочку.( В это время на доске я выстраиваю цепочку питания—растения – насекомые – воробьи – ястреб)
Мне очень хочется рассказать вам одну правдивую историю, которая произошла в Китае. Китайцы вдруг решили, что воробьи съедают на их полях очень много риса и решили с ним расправиться. В один день весь Китай вышел на улицы и по сигналу вся страна начала бить в кастрюли. Бедные птицы взлетели в воздух и летали до тех пор, пока не упали замертво. А через несколько лет китайские поля наполнили полчища насекомых-вредителей. И пришлось срочно ввозить воробьев из других стран. Почему это произошло? ( По ходу рассказа из заранее составленной цепи убирались воробьи, детям становилось ясно, без мелких хищников насекомые стали быстро размножаться и вредить растениям. Какой вывод должны были сделать китайцы? Все организмы важны в природе, у нее нет полезных и вредных животных, всех их надо беречь
Почему же сегодняшнее занятие мы начали со стихотворения в переводе Маршака?
Заканчиваем занятие игрой «Да-нет-ка» Животные для отгадывания: божья коровка, куница, бобр, кабан, лось/
Игру начинает со мной самый внимательный ребенок, сделавший последнее дополнение к беседе по картине в начале занятия. Он выбирает рисунок животног из предложенных, но не показывает детям. Дети начинают задавать вопросы о животном, стараясь его угадать. При правильном вопросе мой помощник отвечает:"Да". Затем следуют другие вопросы.Важно слушать ответы, следить за ходом игры. Назвавший правильно загаданное животное срановится моим помощником