12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Байлова Екатерина Валерьевна74
Россия, Ульяновская обл.

Занятие "Цепочки в лесу"

Подготовительная группа


 

Цель: Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса: растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Дать знание о том, что лес - это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.

Материалы к занятию. Рассказ "Цепочки в лесу" из книги "Экология в картинках", бумажные цепочки из трех звеньев, пано " Дуб", изображения животных, которые упоминаются в рассказе, д/и "Пищевые цепочки".

Ход занятия.

1. Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что я для вас приготовила. Перед вами бумажная цепочка. Посмотрите на нее. Каждое звено зацепляется друг за друга. Как вы думаете, что случится, если центральное звено разорвать?

Ответы детей.

Воспитатель: Попробуем это сделать.

Эксперимент с бумажной цепочкой.

Дети делают вывод (с помощью воспитателя) о том, что при разрыве одного звена «страдает» вся цепочка.

2. Воспитатель: А теперь заглянем с тобой в лес.

Ребята, а вы бывали в лесу?

На первый взгляд он кажется пустым - одни деревья. Он не сразу откроет перед тобой свои секреты, но когда ты хорошенько присмотришься к нему, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов.

Похож ли лес на многоэтажный дом?

Они щебечут, пересвистываются, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело.

Кто живет в этом доме на разных этажах?

У гусеницы место на листке. Дело у нее одно - поедать листья. Ползет она по краешку листа и вгрызается в него своими острыми челюстями. Если прислушаться - даже хруст слышно.

В какое время года в лесу можно встретить гусениц и жуков?

Где они зимой?

На земле тем же самым занимается мышка. Съела травинку, другую. потом нашла колосок, попробовала - спелый ли, и потащила в норку, про запас.

А кто еще в лесу питается семенами, орехами, желудями?

А в стволе дерева, под корой, проедает - пропиливает свой ход личинка жука-усача. Ее не интересуют листья и трава, она древесиной питается.

Масса всяких мелких и крупных животных поедает траву, листья, кору, дерево, а уж о семенах да желудях и говорить нечего.

Какие животные едят траву, листья, кору?

И кажется, если дать гусеницам, жукам, да мышам волю - они весь лес съедят!

Только не случиться этого, никто им такой воли не даст. Очень много глаз за ними приглядывает.

Как вы думаете, кто приглядывает за жуками, гусеницами и мышами?

Пробежала по ветке синичка, мимоходом гусеницу - цап! - и понесла в гнездо птенцов кормить. Скользнула в траве ласка, нырнула в мышиную норку - и нет мыши. А на дереве дятел наклонил голову, прислушался, совсем как доктор и стал долбить дырку.

Почему дятла называют доктором?

Зачем он долбить дырку?

Вытащил личинку усача, а она большая, вкусная. Не зря старался.

Но за синицами, ласками, дятлами другие охотники следят, покрупнее.

Каких вы знаете крупных охотников?

Синиц и дятлов ловят соколы и ястребы, ласку ночью сова может подхватить.

И получается, что все лесные жители друг от друга зависят.

Почему животные друг от друга зависят?

Ястребам не прожить без синиц, синицам - без гусениц, гусеницам - без листьев, всем вместе - без леса.

Вот ученые-экологи и говорят, что лес - это сообщество растений и животных, которые связанны друг с другом совсем как звенья в цепочке. Ученые называют ее - пищевая цепочка.

Основание пищевых цепочек, их первое звено - это сам лес, его растения со всеми их листьями, плодами, ягодами, шишками.

Какие растения растут в лесу?

Второе звено в цепочках - все те, кто питается растениями.

Кто питается растениями?

Это гусеницы и мыши, зайцы и белки, и такие большие звери, как олени и кабаны.

Третье звено - охотники. Самые разные.

Какие охотники живут в лесу?

Тут и мелочь вроде жуков-красотелов, истребителей гусениц. Жабы с лягушками тоже здесь - они не дают слизнякам и мухам спуску. Тут и множство мелких птиц -они ловят насекомых и их личинок. Здесь и ласки и куницы, и лиса сверху вниз на мышей да зайцев поглядывает.

Почему лиса поглядывает на мышей и зайцев сверху вниз?

И все эти животные поедают тех, кто кормится растениями.

А еще выше - четвертое звено пищевой цепочки. Это те хищные звери, которые могут охотиться и на охотников: ястреба, совы, волки и рыси.

Множество таких цепочек в лесу, ими сцеплены друг с другом звери, птицы, насекомые, растения. Отдельно друг от друга им не прожить.

3. Динамическая пауза: дети изображают движения животных, которых называет им воспитатель.

Сова высматривает добычу, взлетает и тихо летит. Заяц, заметив сову, встает на задние лапы, а потом прыжками убегает в заросли кустарника. Под землей крот прокладывает себе ходы, разгребая землю своими передними лапами-лопатами. Лишнюю землю он движениями головы выталкивает наружу. В куче листьев спит ежик, свернувшись клубком. В это время по лесу торопится стадо кабанов. Они останавливаются под дубом, принюхиваются, а затем начинают своими пятачками рыть землю. Найдя желуди, они съедают их и потихоньку хрюкают

4. Повторное чтение рассказа с наглядным показом материала на вертикальной поверхности (помечено знаком )

А теперь заглянем с тобой в лес.

На первый взгляд он кажется пустым - одни деревья. Он не сразу откроет перед тобой свои секреты, но когда ты хорошенько присмотришься к нему, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов.

Они щебечут, пересвистываются, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело.

У гусеницы место на листке. Дело у нее одно - поедать листья. Ползет она по краешку листа и вгрызается в него своими острыми челюстями. Если прислушаться - даже хруст слышно.

На земле тем же самым занимается мышка. Съела травинку, другую. потом нашла колосок, попробовала - спелый ли, и потащила в норку, про запас.

А в стволе дерева, под корой, проедает - пропиливает свой ход личинка жука-усача. Ее не интересуют листья и трава, она древесиной питается.

Масса всяких мелких и крупных животных поедает траву, листья, кору, дерево, а уж о семенах да желудях и говорить нечего.

И кажется, если дать гусеницам, жукам, да мышам волю - они весь лес съедят!

Только не случиться этого, никто им такой воли не даст. Очень много глаз за ними приглядывает.

Пробежала по ветке синичка, мимоходом гусеницу - цап! - и понесла в гнездо птенцов кормить.

Скользнула в траве ласка, нырнула в мышиную норку - и нет мыши.

А на дереве дятел наклонил голову, прислушался, совсем как доктор и стал долбить дырку.

Вытащил личинку усача, а она большая, вкусная. Не зря старался.

Но за синицами, ласками, дятлами другие охотники следят, покрупнее.

Синиц и дятлов ловят соколы и ястребы,

ласку ночью сова может подхватить.

И получается, что все лесные жители друг от друга зависят.

Ястребам не прожить без синиц, синицам - без гусениц, гусеницам - без листьев, всем вместе - без леса.

Вот ученые-экологи и говорят, что лес - это сообщество растений и животных, которые связанны друг с другом совсем как звенья в цепочке. Ученые называют ее - пищевая цепочка.

Основание пищевых цепочек, их первое звено - это сам лес, его растения со всеми их листьями, плодами, ягодами, шишками.

Второе звено в цепочках - все те, кто питается растениями.

Это гусеницы и мыши, зайцы и белки, и такие большие звери, как олени и кабаны.

Третье звено - охотники. Самые разные.

Тут и мелочь вроде жуков-красотелов, истребителей гусениц. Жабы с лягушками тоже здесь - они не дают слизнякам и мухам спуску. Тут и множество мелких птиц -они ловят насекомых и их личинок. Здесь и ласки и куницы, и лиса сверху вниз на мышей да зайцев поглядывает.

И все эти животные поедают тех, кто кормится растениями.

А еще выше - четвертое звено пищевой цепочки. Это те хищные звери, которые могут охотиться и на охотников: ястреба, совы, волки и рыси.

Множество таких цепочек в лесу, ими сцеплены друг с другом звери, птицы, насекомые, растения. Отдельно друг от друга им не прожить.

5. А теперь, ребята, я предлагаю вам самим построить пищевые цепочки.

Д/и "Пищевые цепочки"

Воспитатель:   Мне очень хочется рассказать вам одну правдивую историю, которая произошла в Китае. Китайцы вдруг решили, что воробьи съедают на их полях очень много риса и решили с ним расправиться. В один день весь Китай вышел на улицы и по сигналу вся страна начала бить в кастрюли. Бедные птицы взлетели в воздух и летали до тех пор, пока не упали замертво. А через несколько лет китайские поля наполнили полчища насекомых-вредителей. И пришлось срочно ввозить воробьев из других стран. Почему это произошло? ( По ходу рассказа из заранее составленной цепи убирались воробьи, детям становилось ясно, без мелких хищников насекомые стали быстро размножаться и вредить растениям).

Какой вывод должны были сделать китайцы?      

Все организмы важны в природе, у нее нет полезных и вредных животных, всех их надо беречь


 


 


 


 


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.