Конспект занятия «Пищевые цепочки в лесу» (подготовительная группа)
Занятие "Цепочки в лесу"
Подготовительная группа
Цель: Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса: растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Дать знание о том, что лес - это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.
Материалы к занятию. Рассказ "Цепочки в лесу" из книги "Экология в картинках", бумажные цепочки из трех звеньев, пано " Дуб", изображения животных, которые упоминаются в рассказе, д/и "Пищевые цепочки".
Ход занятия.
1. Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что я для вас приготовила. Перед вами бумажная цепочка. Посмотрите на нее. Каждое звено зацепляется друг за друга. Как вы думаете, что случится, если центральное звено разорвать?
Ответы детей.
Воспитатель: Попробуем это сделать.
Эксперимент с бумажной цепочкой.
Дети делают вывод (с помощью воспитателя) о том, что при разрыве одного звена «страдает» вся цепочка.
2. Воспитатель: А теперь заглянем с тобой в лес.
Ребята, а вы бывали в лесу?
На первый взгляд он кажется пустым - одни деревья. Он не сразу откроет перед тобой свои секреты, но когда ты хорошенько присмотришься к нему, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов.
Похож ли лес на многоэтажный дом?
Они щебечут, пересвистываются, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело.
Кто живет в этом доме на разных этажах?
У гусеницы место на листке. Дело у нее одно - поедать листья. Ползет она по краешку листа и вгрызается в него своими острыми челюстями. Если прислушаться - даже хруст слышно.
В какое время года в лесу можно встретить гусениц и жуков?
Где они зимой?
На земле тем же самым занимается мышка. Съела травинку, другую. потом нашла колосок, попробовала - спелый ли, и потащила в норку, про запас.
А кто еще в лесу питается семенами, орехами, желудями?
А в стволе дерева, под корой, проедает - пропиливает свой ход личинка жука-усача. Ее не интересуют листья и трава, она древесиной питается.
Масса всяких мелких и крупных животных поедает траву, листья, кору, дерево, а уж о семенах да желудях и говорить нечего.
Какие животные едят траву, листья, кору?
И кажется, если дать гусеницам, жукам, да мышам волю - они весь лес съедят!
Только не случиться этого, никто им такой воли не даст. Очень много глаз за ними приглядывает.
Как вы думаете, кто приглядывает за жуками, гусеницами и мышами?
Пробежала по ветке синичка, мимоходом гусеницу - цап! - и понесла в гнездо птенцов кормить. Скользнула в траве ласка, нырнула в мышиную норку - и нет мыши. А на дереве дятел наклонил голову, прислушался, совсем как доктор и стал долбить дырку.
Почему дятла называют доктором?
Зачем он долбить дырку?
Вытащил личинку усача, а она большая, вкусная. Не зря старался.
Но за синицами, ласками, дятлами другие охотники следят, покрупнее.
Каких вы знаете крупных охотников?
Синиц и дятлов ловят соколы и ястребы, ласку ночью сова может подхватить.
И получается, что все лесные жители друг от друга зависят.
Почему животные друг от друга зависят?
Ястребам не прожить без синиц, синицам - без гусениц, гусеницам - без листьев, всем вместе - без леса.
Вот ученые-экологи и говорят, что лес - это сообщество растений и животных, которые связанны друг с другом совсем как звенья в цепочке. Ученые называют ее - пищевая цепочка.
Основание пищевых цепочек, их первое звено - это сам лес, его растения со всеми их листьями, плодами, ягодами, шишками.
Какие растения растут в лесу?
Второе звено в цепочках - все те, кто питается растениями.
Кто питается растениями?
Это гусеницы и мыши, зайцы и белки, и такие большие звери, как олени и кабаны.
Третье звено - охотники. Самые разные.
Какие охотники живут в лесу?
Тут и мелочь вроде жуков-красотелов, истребителей гусениц. Жабы с лягушками тоже здесь - они не дают слизнякам и мухам спуску. Тут и множство мелких птиц -они ловят насекомых и их личинок. Здесь и ласки и куницы, и лиса сверху вниз на мышей да зайцев поглядывает.
Почему лиса поглядывает на мышей и зайцев сверху вниз?
И все эти животные поедают тех, кто кормится растениями.
А еще выше - четвертое звено пищевой цепочки. Это те хищные звери, которые могут охотиться и на охотников: ястреба, совы, волки и рыси.
Множество таких цепочек в лесу, ими сцеплены друг с другом звери, птицы, насекомые, растения. Отдельно друг от друга им не прожить.
3. Динамическая пауза: дети изображают движения животных, которых называет им воспитатель.
Сова высматривает добычу, взлетает и тихо летит. Заяц, заметив сову, встает на задние лапы, а потом прыжками убегает в заросли кустарника. Под землей крот прокладывает себе ходы, разгребая землю своими передними лапами-лопатами. Лишнюю землю он движениями головы выталкивает наружу. В куче листьев спит ежик, свернувшись клубком. В это время по лесу торопится стадо кабанов. Они останавливаются под дубом, принюхиваются, а затем начинают своими пятачками рыть землю. Найдя желуди, они съедают их и потихоньку хрюкают
4. Повторное чтение рассказа с наглядным показом материала на вертикальной поверхности (помечено знаком )
А теперь заглянем с тобой в лес.
На первый взгляд он кажется пустым - одни деревья. Он не сразу откроет перед тобой свои секреты, но когда ты хорошенько присмотришься к нему, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов.
Они щебечут, пересвистываются, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело.
У гусеницы место на листке. Дело у нее одно - поедать листья. Ползет она по краешку листа и вгрызается в него своими острыми челюстями. Если прислушаться - даже хруст слышно.
На земле тем же самым занимается мышка. Съела травинку, другую. потом нашла колосок, попробовала - спелый ли, и потащила в норку, про запас.
А в стволе дерева, под корой, проедает - пропиливает свой ход личинка жука-усача. Ее не интересуют листья и трава, она древесиной питается.
Масса всяких мелких и крупных животных поедает траву, листья, кору, дерево, а уж о семенах да желудях и говорить нечего.
И кажется, если дать гусеницам, жукам, да мышам волю - они весь лес съедят!
Только не случиться этого, никто им такой воли не даст. Очень много глаз за ними приглядывает.
Пробежала по ветке синичка, мимоходом гусеницу - цап! - и понесла в гнездо птенцов кормить.
Скользнула в траве ласка, нырнула в мышиную норку - и нет мыши.
А на дереве дятел наклонил голову, прислушался, совсем как доктор и стал долбить дырку.
Вытащил личинку усача, а она большая, вкусная. Не зря старался.
Но за синицами, ласками, дятлами другие охотники следят, покрупнее.
Синиц и дятлов ловят соколы и ястребы,
ласку ночью сова может подхватить.
И получается, что все лесные жители друг от друга зависят.
Ястребам не прожить без синиц, синицам - без гусениц, гусеницам - без листьев, всем вместе - без леса.
Вот ученые-экологи и говорят, что лес - это сообщество растений и животных, которые связанны друг с другом совсем как звенья в цепочке. Ученые называют ее - пищевая цепочка.
Основание пищевых цепочек, их первое звено - это сам лес, его растения со всеми их листьями, плодами, ягодами, шишками.
Второе звено в цепочках - все те, кто питается растениями.
Это гусеницы и мыши, зайцы и белки, и такие большие звери, как олени и кабаны.
Третье звено - охотники. Самые разные.
Тут и мелочь вроде жуков-красотелов, истребителей гусениц. Жабы с лягушками тоже здесь - они не дают слизнякам и мухам спуску. Тут и множество мелких птиц -они ловят насекомых и их личинок. Здесь и ласки и куницы, и лиса сверху вниз на мышей да зайцев поглядывает.
И все эти животные поедают тех, кто кормится растениями.
А еще выше - четвертое звено пищевой цепочки. Это те хищные звери, которые могут охотиться и на охотников: ястреба, совы, волки и рыси.
Множество таких цепочек в лесу, ими сцеплены друг с другом звери, птицы, насекомые, растения. Отдельно друг от друга им не прожить.
5. А теперь, ребята, я предлагаю вам самим построить пищевые цепочки.
Д/и "Пищевые цепочки"
Воспитатель: Мне очень хочется рассказать вам одну правдивую историю, которая произошла в Китае. Китайцы вдруг решили, что воробьи съедают на их полях очень много риса и решили с ним расправиться. В один день весь Китай вышел на улицы и по сигналу вся страна начала бить в кастрюли. Бедные птицы взлетели в воздух и летали до тех пор, пока не упали замертво. А через несколько лет китайские поля наполнили полчища насекомых-вредителей. И пришлось срочно ввозить воробьев из других стран. Почему это произошло? ( По ходу рассказа из заранее составленной цепи убирались воробьи, детям становилось ясно, без мелких хищников насекомые стали быстро размножаться и вредить растениям).
Какой вывод должны были сделать китайцы?
Все организмы важны в природе, у нее нет полезных и вредных животных, всех их надо беречь