ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ С.Н.НИКОЛАЕВОЙ
«ПОЗНАЁМ ПРИРОДУ – ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ»
ТЕМА ЗАНЯТИЯ «ЦЕПИ ПИТАНИЯ В ЛЕСУ»
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - познавательно-речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое
ЦЕЛИ
1.Организовать деятельность детей по изучению пищевых цепей лесного сообщества, продолжить работу по закреплению знаний о многообразии растений и животных леса
2. Совершенствовать навыки и умения детей давать полные ответы на поставленные вопросы, рассматривать иллюстрации книг, выполнять задания рабочей тетради
3.Развивать гуманное отношение ко всему живому, показать важность разных организмов в природе и доказать необходимость охраны живых существ
ОБОРУДОВАНИЕ
Рабочая тетрадь
Фломастеры
Клей
Ножницы
Картина «Куница охотится за белкой»
Дидактический материал «Животные леса»
Сегодня занятие я хотел бы начать вот с этого стихотворения
Не было гвоздя –
Подкова
Пропала.
Не было подковы –
Лошадь
Захромала.
Лошадь захромала –
Командир
Убит.
Конница разбита –
Армия
Бежит.
Враг вступает в город,
Пленных не щадя,
Потому что в кузнице
Не было гвоздя.
Перевод С.Я. Маршака
Случайно ли я прочитал вам это стихотворение? На этот вопрос мы ответим с вами позднее, в конце нашего занятия. А пока давайте рассмотрим вот эту картину. (Дети рассматривают картину « Белки спасаются от куницы». Сначала рассказывает кто-то один, а затем выясняем незамеченные рассказчиком детали.)
Почему я показываю вам именно эту картину? Абсолютно верно, это действие происходит в лесу, о котором мы с вами говорили на прошлом занятии и будем говорить и на сегодняшнем
.Открываем тетради и рассмотрим нашу прошлую работу.
Какие растения растут в лесу на его разных этажах?
Какие животные населяют наш лес.?
А почему в наш лес мы поселили именно этих животных?
Все в лесу находят пищу и места для жилья и образуют лесное сообщество, или экосистему. Что же объединяет все эти организмы в сообщество?
Их объединяют места обитания и питания.
Зачем в лесу нужны растения зайцу, лосю и другим травоядным?
Зачем нужны в лесу зайцы?
Верно, они питаются растениями, а зайцами питаются хищники. Вот мы и построили с вами то, что ученые называют цепью питания.
Какие звенья есть в этой цепи питания?
Главное звено – растения, только они могут создавать пищу для травоядных. Травоядные - второе звено в цепи питания, а третье звено – хищники.
Давайте рассмотрим страницу 23 «Цепи питания в лесу».
Давайте обведем цифры.
Что они обозначают? Звенья цепи питания.
Сколько же звеньев в этих цепочках? Их уже 4, так как добавились еще мелкие хищники. Давайте расставим стрелки в том направлении, кто кого кормит. Растения кормят травоядных, ими питаются мелкие хищники, которые служат пищей для крупных хищников .
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА: дети изображают движения животных, которых я им называю. Сова высматривает добычу, взлетает и тихо летит. Заяц, заметив сову, встает на задние лапы, а потом прыжками убегает в заросли кустарника. Под землей крот прокладывает себе ходы, разгребая землю своими передними лапами-лопатами. Лишнюю землю он движениями головы выталкивает наружу. В куче листьев спит ежик, свернувшись клубком. В это время по лесу торопится стадо кабанов. Они останавливаются под дубом, принюхиваются, а затем начинают своими пятачками рыть землю. Найдя желуди, они съедают их и потихоньку хрюкают
А теперь давайте заполним звенья цепей питания живыми организмами. Разрезаем 2 столбика рисунков и расклеиваем их в прямоугольники.
Остается незаполненной только одна цепочка. Зарисуйте в ней недостающие звенья.
Итак, мы сегодня говорили о цепочках питания. Давайте попробуем составить новую цепочку.( В это время на доске я выстраиваю цепочку питания - растения – насекомые – воробьи – ястреб)
Мне очень хочется рассказать вам одну правдивую историю, которая произошла в Китае. Китайцы вдруг решили, что воробьи съедают на их полях очень много риса и решили с ним расправиться. В один день весь Китай вышел на улицы и по сигналу вся страна начала бить в кастрюли. Бедные птицы взлетели в воздух и летали до тех пор, пока не упали замертво. А через несколько лет китайские поля наполнили полчища насекомых-вредителей. И пришлось срочно ввозить воробьев из других стран. Почему это произошло? ( По ходу рассказа из заранее составленной цепи убирались воробьи, детям становилось ясно, без мелких хищников насекомые стали быстро размножаться и вредить растениям. Какой вывод должны были сделать китайцы? Все организмы важны в природе, у нее нет полезных и вредных животных, всех их надо беречь
Почему же сегодняшнее занятие мы начали со стихотворения в переводе Маршака?
Заканчиваем занятие игрой «Да-Нет-ка» Животные для отгадывания: божья коровка, куница, бобр, кабан, лось. Игру начинает тот, кто был самым внимательным при знакомстве с картиной «Белки спасаются от куницы». Ребёнок знает, какое животное мы загадали. Дети должны отгадать , задавая ему вопросы о предполагаемом животном. На вопросы ребёнок отвечает словами «Да или Нет».Отгадавший животное выходит, и мы с ним загадываем новое животное