Интегрированное занятие «Поиски сокровищ»
Интегрированное занятие: Социум + Творчество
Автор: Сабитова Н.А. (Казахстан, г.Усть-Каменогорск)
ОУД: Ознакомление с окружающим + аппликация
Возраст: 3-4 года
Тема: «Поиски сокровищ»
Цель обучения: Дети смогут называть предметы быта казахского народа, смогут располагать и наклеивать крупные и более мелкие элементы, подготовленные взрослым.
Навыки: говорения, творческое и пространственное мышление.
Ожидаемый результат: Ребенок называет предметы быта казахского народа (сундук, бесік, ковёр, домбра, круглый стол) находит место, располагает и наклеивает крупные и мелкие элементы.
Ход:
- Ребята, я была в деревне в гостях у әже и она мне рассказала очень много интересного про наш Казахстан, и про то, как жил и живет казахский народ. А еще она мне дала задание найти казахские предметы, которые она называет сокровищами казахского народа, но я с ним не могу справиться сама, мне очень нужна ваша помощь. Вы мне можете помочь? Тогда нам придется отправиться на поиски сокровищ. Хотите? Как вы думаете, какие сокровища мы будем искать? ( метод «Дерево предсказаний» - под руководством педагога)
Мы похлопаем в ладоши (хлопают), хлоп-хлоп-хлоп-хлоп
Будет путь у нас хороший (высоко поднимают ноги на месте – шагают) топ-топ-топ-топ,
Мы сокровища найдем («смотрят в бинокль») ищем-ищем,
Мы на поиски пойдем! (движутся по кругу за педагогом) Вперед!
Стоп! Пожалуй, остановка! Нам размяться нужно ловко!
Вас по двое разделю и кое о чем спрошу! (воспитатель на ковре рассыпает разные игрушки, половина детей берут игрушки, а другая половина с помощью воспитателя присоединяется к ним как пара)
Игра «Что вижу» (структурированная).
- Ребята, наши сокровища – это предметы, которые всегда были в казахской юрте. Мы еще их не нашли, но посмотрите вокруг и расскажите своему другу, какие предметы вы видите у нас в группе. Например, у меня игрушка и я говорю «стол», отдаю Диме. Дима, что ты видишь? (лампа)…
Игра «Сыщики» (самостоятельная)
- Молодцы! Что мы ищем? Сокровища! Правильно! Это - предметы казахского быта. Әже мне дала коржин – казахскую дорожную сумку, в ней вот такой орнамент, это очень красивый рисунок! Правда? А еще она мне дала вот такую фотографию казахского жилища – юрты, здесь не хватает этих предметов. Их нужно найти и вернуть на места! Сейчас мы будем искать в нашей комнате все предметы, на которых есть такой орнамент. (звучит музыка, дети ищут в комнате домбру, казахскую колыбель, казахские коврики, круглый казахский стол, сундук).
- Несите мне все, что вы нашли. Вы хорошо поработали, как настоящие сыщики! Все нашли! Теперь присаживайтесь за столы (дети произвольно садятся за три группы столов).
- Посмотрите, каждой группе я дам один предмет, внимательно рассмотрите его, потрогайте, подумайте и расскажите друг другу – зачем он нужен. (Сундук, колыбель, домбра). (В одной команде можно предложить схему для рассматривания предмета, тогда это будет структурированная игра, в другой команде педагог может присоединиться к детям, тогда это игра будет под руководством педагога).
Игра «Рассуждай-ка» (структурированная). Один ребенок – звенит в звоночек для окончания рассуждений. Педагог помогает детям договориться и выбирать спикера, который будет рассказывать о предмете.
- А теперь, расскажите, что это за предмет. И для чего он нужен? (дети по группам рассказывают, педагог помогает) Это – сундук, по-казахски сандық, в нем хранили одежду. А где мы сейчас храним одежду? В шкафу, правильно. (Педагог просит не говорящего ребенка приклеить маленькую картинку на свое место на фотографии юрты.)
- На что похож этот предмет? Правильно, на кроватку. Это казахская колыбелька для малышей – бесік. Она очень красивая, и всегда красиво украшалась казахским орнаментом. (Ребенок приклеивает картинку-колыбель на фотографию.)
- А это что за предмет и для чего он нужен? Слышите? (звучит музыка – звук домбры) Так звучит этот любимый казахский инструмент – домбра. Посмотрите, на что похож это инструмент? (предположения детей) Домбра всегда была в каждой юрте и висела на стене юрты, на ней все умели играть!
- А еще мы с вами нашли такой круглый и большой предмет. Подойдите к нему и сядьте на пол вокруг него. Что это? Это казахский стол - жер үстел, у него низкие маленькие ножки. За таким столом собиралась вся семья, как лучи большого солнышка. Давайте вместе скажем «жер үстел». Нужно и жер үстел вернуть на картинку в центр юрты. (ребенок приклеивает и возвращается за круглый стол).
Игра «Чего нет» (под руководством)
Я хочу с вами поиграть. На столе три картинки: бесік, сандык и домбра. С помощью чего мы нашли все наши предметы? Правильно, нам помог орнамент – казахский рисунок, он украшает все эти предметы. Я добавлю к картинкам еще и орнамент. Вы закроете глазки, а когда откроете – скажите чего нет на столе. (педагог называет ребенка, который ответит)
- Вы здорово справились и угадали все предметы! Но у нас есть еще один предмет. Что это? Правильно – это ковер, по-казахски его называют сырмак. Но наш сырмак мы не можем вернуть в юрту! Почему? (на нем есть дырки,) Да, на нашем сырмаке ни везде есть рисунок. Но мы с вами нашли и кусочки нашего ковра. Теперь нужно его починить. Для этого я приглашаю вас за столы, где вас ждут ваши сырмаки и недостающие кусочки орнамента. (дети проходят за столы) Вам нужно посмотреть на вашу дырку на ковре и подобрать большой или маленький кусочек. Затем аккуратно приклеить его. Как мы это сделаем? Выбранную картинку переворачиваем так, чтобы рисунок спрятался, мажем аккуратно клеем-карандашом, затем убираем клей, переворачиваем картинку и прикладываем ее на свой сырмак закрыв дырку, прижимаем ладошкой. (самостоятельная работа) (ребенок приклеивает ковер на картинку юрты)
- Вот вы и справились с заданием! Несите каждый свой красивый сырмак на жер үстел. Посмотрите какая красота получилась! У кого похожи сырмаки? Чей вам больше нравиться? У казахского народа много сокровищ, мы еще не раз будем их искать и знакомиться с ними, их можно увидеть не только в юрте, но и в разных домах.
Где мой коржин – казахская дорожная сумка? Вот он, давайте сложим в него все предметы, которые мы сегодня узнали. (на столе меленькие картинки (колыбели, сундуки, казахские столы, сырмаки, домбра) – Что ты положишь в коржин? Для чего этот предмет нужен? (Дети берут одну картинку, кладут в коржин и отвечают.)
Если вам понравилось искать, узнавать новые предметы - то возьмите одну картинку-машину и поставьте ее на эту дорогу путешествий, а если вам не понравилось путешествовать, то пусть ваша машинка останется в нашем нарисованном гараже.