Методическая разработка занятия-игры для детей подготовительной группы «В поисках сокровищ»
Пояснительная записка к презентации
Конспект занятия-игры
для детей подготовительной группы
«В поисках сокровищ»
Цель: создавать условия для формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников, развития познавательных и социально-коммуникативных способностей детей.Задачи:
Развивать познавательные процессы дошкольников: произвольное внимание, логическое мышление, произвольную память, воображение; математические способности; любознательность.
Поддерживать инициативность и самостоятельность детей в игре.
Развивать социально-коммуникативные способности дошкольников: умение работать вместе, в подгруппах, договариваться, строить партнерские взаимоотношения, работать сообща и дружно.
Образовательные области:
- приоритетная: познавательное развитие.
- в интеграции: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, музыкальная.
Технологии: технология открытого пространства: игра-путешествие (Харрисон Оуэн), технология развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), педагогика сотрудничества (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой).
Предварительная работа: занимательное дело «Какие бывают карты?», дидактические игры и упражнения на развитие произвольной памяти, внимания, мышления, воображения, просмотр мультипликационных фильмов «Джейк и пираты», «Робинзон Крузо», «Питер Пэн».
Оборудование: карта, разрезанная на куски; цветные флажки (красный, синий, оранжевый, зеленый); морской штурвал; веревка; конверты с заданиями разных цветов (красные, желтые, зеленые); кошелек; пиастры; бутылка с письмом; баночки для монет; мультимедийная установка; презентация; фломастеры; музыкальное сопровождение; воздушный шар; сундук; энциклопедия.
Презентация "В поисках сокровищ"
PPTX / 40.65 Мб
Ход
Вводная часть
Организационный момент
(1 вариант - дети занимаются свободной деятельностью, звучит музыка из кинофильма «Пираты Карибского моря» и появляется педагог, переодетый в пирата)
(2 вариант - дети входят в зал под музыку из кинофильма «Пираты Карибского моря», их встречает пират Крюк)
Пират Крюк:
- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (дети отвечают)
- Я – знаменитый пират Крюк. Ребята, посмотрите, что у меня есть! (показывает детям кусочек карты)
Проблемная ситуация
- Как думаете, что это? (ответы детей)
- Верно, это одна из частей пиратской карты!
- А зачем пиратам нужна карта? (ответы детей)
Да, раньше пираты по картам искали сокровища…
Может, и эта карта приведет нас к настоящим сокровищам…
А вы бы хотели отправиться в путешествие на поиски сокровищ? (ответы). И мне бы хотелось! Но как же нам это сделать лишь по одному кусочку карты? (предположения детей, приходят к выводу: надо собрать все кусочки карты и тогда найдем сокровища).
Основная часть
- Чтобы добыть сокровища нам придется пройти сложные испытания: где-то проявить интеллект и смекалку, а где-то даже ловкость. Поэтому нужна команда умных и смелых ребят! Кто хочет быть в моей команде и добыть сокровища? (дети отвечают)
- Тогда, для начала, отгадайте мои пиратские загадки.
Загадка № 1.
Он коварнейший злодей. Им пугают всех детей,
Носит пистолет и нож, учиняет он грабеж.
Он то беден, то богат и все время ищет клад.
Отвечайте поскорей Кто же это…? (Бармалей)
Загадка № 2.
Над водой взметнулась глыба –
Это очень злая рыба.
Показала свой плавник
И опять исчезла вмиг. (Акула)
Загадка № 3.
Через океан плывет великан
И пускает он фонтан. (Кит)
Загадка № 4.
Как плывут они красиво –
Очень быстро и игриво!
Нам показывают спины
Из морской воды… (Дельфины)
Загадка № 5.
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног –
Вот и весь я - … (Осьминог)
Крюк:
- Молодцы! Отгадали все мои загадки! Теперь я вижу, что вы готовы отправиться в путь, за сокровищами. А значит теперь вы - команда «Умных и Смелых ребят»!
Но прежде, чем мы отправимся в путь, расскажу вам одно важное правило: нам нужно будет не просто найти сокровища, а необходимо будет выкупить их у пирата Барбосы. Для этого, выполняя задания, мы будем собирать пиратские деньги.
Кстати, а кто-нибудь знает, как они называются? (дети отвечают)
- Чем больше денег мы сможем собрать, тем лучше будет наш клад.
- На каждом из островов мы будем выбирать вопросы и задания по степени сложности. В красных конвертах будут самые трудные задания, стоят они 3 пиастра. В желтых конвертах – более легкие, но стоят 2 пиастра. Задания в зеленых конвертах – самые легкие, но стоят очень мало – всего 1 пиастр. Нам нужно выбирать только один конверт. Пиастры мы будем складывать вот в этот кошелек. А кто хочет быть казначеем? (например, пусть казначеем будет девочка с голубыми бантиками)
- Ребята, а на чем обычно пираты отправляются в путешествие? (дети предлагают варианты).
Отличная идея, Ваня, но у нас нет корабля! Зато есть канат и штурвал. Как можно из каната построить корабль? (строят из веревки). А кто будет штурманом нашего корабля, кто поведет наш корабль к таинственным берегам? Ребята, а почему вы выбрали…. (Ваню)? (дети отвечают)
- А как же нам узнать, куда нужно плыть? (дети предлагают варианты). Ах да, совсем забыл, у нас же есть кусочек карты. (рассматривают)
- Итак, как считаете, куда нам нужно плыть? (дети отвечают)
- Отлично, плывем на запад к красному флажку! Штурман, веди наш корабль вперед! (плывут под музыку к красному флажку, отмеченному на карте)
- Слева по борту земля! Смотрите, мы приплыли, на какой-то остров! Спускаемся на землю.
(На экране появляется Робинзон Крузо. Рядом с экраном стоит стул, где лежат три конверта)
Робинзон Крузо:
- Здравствуйте, команда Умных и Смелых ребят! (дети здороваются)
Крюк:
- Ребята, вы узнали нашего героя? (ответы детей)
- Да, это Робинзон Крузо.
Робинзон Крузо:
- Зачем ко мне пожаловали?
Крюк:
- Мы ищем сокровища.
Робинзон Крузо:
- Вы можете добыть следующий кусочек карты и заработать пиастры, если пройдете мое испытание – вам нужно найти отличия на картинках. На выполнение этого задания я Вам даю 1 минуту.
Игра 1. «Найдите отличия на картинках».
Крюк:
- Ребята, выполним задание Робинзона? Кто мне напомнит, сколько монет мы заработаем, если выполним задание в красном конверте? А если в желтом? А в зеленом? Итак, команда, какое задание мы выбираем? (дети выбирают конверт)
- Смотрите, а здесь две картинки! Что нам сделать, чтобы одновременно рассмотреть обе картинки? (дети отвечают)
- Давайте разделимся на 2 команды по вашему желанию. Как поделитесь?
Одно задание будут выполнять девочки, а другое – мальчики! Готовы? (выполняют задание).
- Наши ответы готовы, давайте послушаем девочек, какие отличия нашли они (ответ проверяют на экране). Аналогично проверяют ответ у мальчиков.
Если дети ошибаются или что-то не находят, Капитан Крюк предлагает компаниям помочь друг другу.
Робинзон:
- Молодцы, ребята, вы справились!
Крюк:
- Команда сколько мы заработали пиастров? Казначей, отсчитай нашей команде… пиастры!
Робинзон:
- А следующий кусочек карты находится под стулом! (ищут, находят кусок карты скотчем, приклеенный к обратной стороне крышки стула)
Крюк:
- Ну, что ж, посмотрим, куда нужно плыть дальше? (с детьми определяют маршрут, плывут под музыку к синему флажку, отмеченному на карте)
Подплывают к синему флажку. Рядом с ним запечатанная бутылка, баночка с пиастрами, фломастеры и конверты с заданиями.
Крюк:
- Ребята, странно, на этом острове нас никто не встречает, что ж тут нас может ожидать? (смотрят по сторонам)
- Посмотрите какая-то бутылка на берегу?! (дети догадываются, что в бутылке что-то спрятано). Крюк предлагает посмотреть, вытаскивают из бутылки письмо:
- Ребята, а вы читать умеете? Кто умеет, помогите прочитать письмо!
Письмо
«Привет, !
Это я - !
Вам нужно сыграть в
«Запомни слов»
- Ребята, какого цвета конверт мы выберем? (выбирают)
- Отлично!
Игра 2. «Запомни 10 слов»
Крюк:
- Слушайте внимательно условия игры! Сейчас я назову вам 10 слов, а после этого дам вам карточку с изображением разных предметов, вам надо обвести фломастером те предметы, которые я назвал. Проверьте, правильно ли обвели (ведущий еще раз называет слова, дети проверяют).
Крюк:
- Сколько пиастров мы заработали? Казначей, отсчитай монеты!
Ребята, а где же кусок карты, давайте посмотрим внимательно. Дети осматривают все предметы (бутылку, конверты) и находят карту, прикрепленную к одному из конвертов. (Рассматривают маршрут)
Крюк:
- Ребята, прежде чем отправляться дальше, давайте немного разомнемся и потренируем нашу ловкость и внимание.
Физкультурная минутка «Адмирал на борту!»
(игра на внимание)
Участники встают в круг. Капитан Крюк под музыку показывает различные движения, дети должны их выполнить:
- Лево руля! - все поворачиваются влево
- Право руля! – команда поворачивается вправо
- Нос! – вытягивают руки вперед
- Корма! – поворачиваются спиной внутрь круга
- Поднять паруса! - все останавливаются и поднимают руки вверх.
- Драить палубу! - все делают вид, что моют пол.
- Пушечное ядро! - все приседают.
- Адмирал на борту! - все замирают, встают по стойке «смирно» и отдают честь.
Крюк:
- Ребята, отправляемся дальше к оранжевому флажку (плывут под музыку)
- Смотрите, нам кто-то машет впереди!
(Останавливаются перед экраном. На экране появляется пират Джейк)
Джейк:
- Здравствуйте, команда Умных и Смелых ребят! (дети отвечают)
- Я знаменитый пират Джейк. Куда путь держите? (дети отвечают)
- Я могу вам дать следующий кусок карты и немного пиастров, если вы пройдете мое испытание!
Крюк:
- Ну что, ребята, пройдем? (дети отвечают)
Джейк:
- «Морские ребусы».
Игра 3. «Разгадай ребус»
Крюк:
- Ребята, а вы знаете, что такое ребусы? (дети отвечают).
- Какого цвета задание мы выбираем? (дети отвечают). Внимание на экран!
(Каждый раз, после того, как дети отгадывают ребус, на экране появляется картинка – правильный ответ)
Крюк:
- Команда, мы справились с этим зданием? (дети отвечают)
- Сколько пиастров мы заработали?
- Казначей, отсчитай деньги в кошелек!
- А где же наш следующий кусок карты?
Джейк:
- Ваша карта спрятана на острове в белом конверте! (дети находят часть карты и рассматривают маршрут, определяют, что нужно плыть к зеленому флажку).
Крюк:
- Ребята, и снова в путь! (плывут под музыку, приплывают к острову с зеленым флажком, к флажку привязан воздушный шар, рядом баночка с пиастрами)
Крюк:
- Ребята опять нас никто не встречает. Звучит аудиозапись:
Черная Борода:
Ребята, вас приветствует пират Черная Борода. Меня сейчас нет на острове, но я отлично вижу вас в мою подзорную трубу! Я знаю, что вы собираете карту, и свое испытание для вас я уже приготовил. Вам нужно сыграть со мной в игру «На что похожи облака?»
Игра 4. «На что похожи облака?»
Крюк:
- Ребята, какой сложности задание мы выберем? Отлично, давайте откроем конверт. Нам нужно внимательно рассмотреть картинку и назвать, на что похоже каждое облако. А кто хочет быть ведущим, доставать картинки из конверта? Пусть это будет девочка в розовом платье. (выполняют задание)
- Ребята, нам удалось выполнить задание? Сколько пиастров мы заработали? Казначей, отсчитай монеты!
Черная Борода:
- Отлично, справились! А следующий кусок карты вы найдете в воздушном шаре! (Крюк и ребята лопают шар и находят кусок карты)
Крюк:
- Ну что ж команда, в путь! Веди корабль, штурман! (плывут под музыку)
Крюк:
- Вижу остров, сходим на землю!
Раздаются фанфары. На экране появляются пират Барбоса и три сундука: большой, средний и маленький. Под сундуками надписи: цена 12 пиастров (большой сундук), цена 8 пиастров (средний), цена 4 пиастра (маленький).
Барбоса:
- Ну что ж, ребята, выбирайте сундук!
Крюк:
- Ребята, какой сундук мы можем выбрать? Как узнать? (дети подсчитывают заработанные пиастры и решают, какой сундук могут выбрать).
Если у детей недостаточное количество денег, Крюк их выручает, достав из кармана завалявшиеся пиастры.
Барбоса:
- Он где-то рядом, ищите свой сундук, ребята!
Дети и Крюк ищут сундук, находят, вместе открывают и находят энциклопедию «Хочу все знать».
Крюк:
- Ребята, я желаю вам внимательно изучить эту книгу и узнать еще больше интересного о нашем мире.
- А теперь пора возвращаться в детский сад, все на корабль. Штурман, полный вперед!
Заключительная часть
Рефлексия
Крюк:
- А пока мы плывем, ребята, скажите, во время нашего путешествия вы узнали что-то новое, чему-то научились? (ответы детей)
- Легко ли было проходить испытания?
- Какие были ли трудности? Почему? А что помогло нам с ними справиться?
2. Переход в совместную деятельность
Крюк:
- Ребята, ну, вот мы и вернулись из нашего путешествия, идем в группу и рассмотрим новую книгу!