Интегрированное занятие на тему: «Ой грибы, грибы, грибочки» (восприятие художественной литературы, ознакомление с природой в ДОУ)
Конспект интегрированного занятия
(восприятие художественной литературы, ознакомление с природой, изобразительная деятельность (лепка)
на тему: «Ой грибы, грибы, грибочки»
Цель : Формировать у детей эмоциональный отклик к литературному произведению.
Задачи: Развивать умение внимательно слушать произведение, интерес к литературе. Формировать умение рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа: почему он так поступил, правильно ли он поступил. Расширять знания детей об осени: в лесу растут грибы. Закрепить умения детей классифицировать грибы (съедобные,
несъедобные) .Продолжать учить детей работать с пластилином. Учить лепить корзнику с грибами. Закрепить умение лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев; скатывать шар, раскатывать столбик движениями ладоней вперед-назад на дощечке , соединять детали в единое целое. Учить передавать некоторые характерные признаки: углубление, загнутые края шляпок грибов, утолщающиеся ножки. Развивать творческое воображение, эстетический вкус. Формировать навыки безопасного поведения в природе. Воспитывать у детей чувство доброты, готовности прийти на помощь любому кто попал в беду, умение дружить.
Коррекционные цели: Расширить словарный запас детей (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, груздь, волнушка, сморчок, опенок, собирать, заготавливать, прятаться, искать, съедобный, несъедобный. Развивать координацию речи с движением. Закрепить умения детей произносить поставленные звуки, утрируя их. Учить детей оречевлять свои действия. Продолжать учить детей классифицировать, обобщать. Совершенствовать общую и мелкую моторику.
Словарная работа: прет-растет, пригнетем-прижмем, короб- большая корзина, кадушка – небольшая кадка или деревянное ведерко, бурачка – корзина с крышкой из бересты, кузовок – корзинка, вязанка грибов – грибы собранные как бусинки на ниточке, скатывать, раскатывать, расплющивать, соединять, сглаживать.
Методы и приемы: интерактивные технологии (процесс обучения осуществляется в условии постоянного активного взаимодействия всех участников педагогического процесса.), технология проблемно-диалогического обучения, игровые технологии, технология активизированного обучения (подвижные игры, пальчиковая гимнастика)
Предварительная работа: рассматривание грибов, отгадывание загадок, чтение В.Сутеева «Под грибом», предложить детям заранее слепить корзинку для грибов.
Длительность : 35 минут
Ход занятия.
- Ребята, подойдите ко мне. Давайте мы с вами удобно расположимся на ковре, закроем глаза, и представим лес, в котором тепло и уютно.
Этюд «Сказочный лес»
(Звучит музыка «Звуки леса»)
Послущайте, как поют птицы, журчат звонкие ручейки. В лесу растут высокие сосны, стройные березы, могучие дубы. Белочка прыгает с ветки на ветку. На полянках много ягод земляники, разных грибов.
Представили ? А теперь откройте глаза. Вам понравилось в этом лесу? Какой замечательный лес. Он наполнил вас хорошим настроением.
А теперь давайте присядем на свои места для дальнейшей работы.
Давайте напомним друг другу, как мы должны говорить .
Речевка .
Кто хочет разговаривать
Тот будет выговаривать.
Все правильно и внятно
Чтоб было всем понятно.
Сюрпризный момент.
- Ребята, посмотрите, к нам пришел Ёжик. Он принес нам грибы. А чтобы узнать, какие же грибы принес Ёжик, нам нужно отгадать загадки.
В нежно-розового цвета
Платьице всегда одета.
Счастье грибникам в лесу
Отыскать её, красу. (Волнушка)
Среди берёз-весны отрада,
Растёт себе грибок, что надо.
Невзрачный вид у старичка,
Но вкус приятный у… (Сморчка)
Он растет где есть березы,
Любит дождь, туман и росы,
Сверху шляпки есть ворсинки,
Снизу — белые пластинки.
Для засолки лучший он,
С незапамятных времен.
Кто же будет он таков
В славной армии грибов? (Груздь)
В одинаковых нарядах,
В модных шляпках, пряча взгляды,
На пеньке сидят ребята.
Как зовут ребят? (Опята)
Коренастый, в шляпе новой
Гриб в бору растет сосновом.
Рады бабушка и дед: –
Будет праздничный обед!
Ой, схватили белки вмиг
Этот белый… (Боровик)
-Да, правильно вы угадали .Вы заметили, что у грибов есть свои имена.
-А хотите познакомиться со сказкой в которой живут эти грибы. Выходите на коврик.Для того, чтобы попасть в сказку нужно прикоснуться к грибочку и произнести волшебные слова: «Раз, два,три – грибочек в сказку нас веди».
Рассаживайтесь поудобнее, будем слушать сказку.
Чтение сказки «Война грибов с ягодами» (обработка В. Даля)
Красным летом всего в лесу много - и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и черной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прет, на ягоды гневается: "Вишь, что их уродилось! Бывало и мы в чести, в почете, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же, - думает боровик, всем грибам голова, - нас, грибов, сила великая - пригнетем, задушим ее, сладкую ягоду!"
Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы созывать, стал помочь скликать:
- Идите вы, волнушки, выступайте на войну!
Отказалися волнушки:
- Мы все старые старушки, не повинны на войну.
- Идите вы, опёнки!
Отказалися опёнки:
- У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!
- Эй вы, сморчки! - крикнул гриб-боровик. - Снаряжайтесь на войну!
Отказались сморчки; говорят:
- Мы старички, уж куда нам на войну!
Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом:
- Грузди, вы ребята др`ужны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать!
Откликнулись грузди с подгруздками:
- Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы ее шапками закидаем, пятой затопчем!
Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается.
"Ну, быть беде", - думает зеленая травка.
А на ту пору пришла с коробом в лес тетка Варвара - широкие карманы. Увидав великую груздевую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть. Набрала его полным-полнешенько, насилу до дому донесла, а дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки - в кадушки, опёнки - в бочонки, сморчки - в бурачки, груздки - в кузовки, а наибольший гриб-боровик попал в вязку; его пронзали, высушили да и продали.
С той поры перестал гриб с ягодою воевать.
Беседа по содержанию:
1.Кто вспомнит, как называется сказка?
2.Кто затеял войну с ягодами? Как вы думаете, почему?
3.Кого позвал в собой Боровик?
4.Кто отказался идти с Боровиком? Почему?
5.Кто согласился?
6.Война состоялась? Почему?
7.Что Варвара сделала с грибами? Что она сделала с Боровиком?
- Ребята, скажите, гриб-боровик, правильно поступил, что затеял войну?
- Почему не нужно звать никого на войну?
- Правильно, надо жить всегда дружно и ни с кем не ссориться. Запомните, ребятки, что любой спор или конфликт можно решить мирным путем. Что это значит? Как вы думаете? Нужно просто договориться.
-Наша сказка подошла к концу и нам пора возвращаться .Прежде чем мы попадем в группу, давайте поиграем. Вышли на коврик.
Физминутка. «По грибы».
Осеннюю порою мы в лес с тобой придем, (шагают на месте)
Грибов корзинку целую в лесу мы соберем! (приседания)
Летает паутина и падает листва, (покачивают руками над головой)
Шуршит под сапогами увядшая трава. («шуршат» ногами)
По тонкому мосточку ручей мы перейдем, (идут на носочках)
Семью лисичек рыженьких во мху с тобой найдем. (наклоны вниз)
Раздвинем травку палочкой и там увидим вдруг — (скрестные движения прямых рук)
Цветные сыроежки рассыпались вокруг. (кружатся на месте)
А на полянке крепкие боровики стоят. («пружинка»)
Под лапы елок спрятались, в корзинку не хотят. (ставят руки «елочкой» над головой)
Опят, груздей и рыжиков с тобою мы нашли, (повороты вправо-влево)
Грибов корзинку целую домой мы принесли! (хлопают в ладоши)
Сейчас волшебные слова и грибочек перенесут нас обратно в группу. Давайте дотронемся до грибочка и скажем дружно :« Раз, два, три – грибочек в группу нас веди».
- Посмотрите, что грибочки оставили нам в подарок.(на столах лежат досточки с пластилином и корзинкой, накрытые салфеткой.
- Мы с вами заранее слепили корзиночки, а сейчас мы наполним их грибами и устроим выставку
- Какие грибы вы будете лепить? А что значит – несъедобные грибы? Для кого они несъедобные.
- Давайте вспомним, из каких частей состоит гриб?
- Как вы будете лепить ножку? Шляпку? А затем, что будете делать?
- После того, как вы вылепите грибы, что вы будете делать?
А сейчас, давайте поиграем с пальчиками.
Пальчиковая игра «В лес по ягоды».
- Раз, два, три, четыре, пять Дети ритмично сжимают
Будем мы грибы искать. И разжимают пальцы.
- Первый гриб – боровик, Массируют фалангу большого пальца
Полезай в лукошко. (от ногтя к основанию пальца).
- Подосиновик стоит Указательный палец.
На высокой ножке.
- Подберёзовик нашли Средний палец.
Под берёзкой прямо.
-А маслёнок прячется Безымянный палец.
Вот какой упрямый!
- На пеньке нашли опят Мизинец.
Целый маленький отряд.
- Полную корзинку Переплетают пальцы, сделав
Набрали мы грибов. «корзинку».
- Принесём, почистим, Потирают ладони друг о друга.
Сварим. Делают круговые движения
указательным пальцем по ладони
другой руки.
- Суп готов!!! Вытягивают руки вперёд.
Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь.
Выставка детских работ.
Итог занятия.