12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: продолжить знакомство с характерными признаками грибов, с их различными представителями; расширить знания о царстве грибов, об их разнообразии; познакомить с отличитель­ными особенностями, строением и способом питания плесневых грибов, дрожжей и грибов-паразитов; дать представление о спо­собах борьбы с грибами-паразитами; раскрыть значение грибов в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.

Оборудование: муляжи плодовых тел шляпочных грибов, таб­лицы: «Строение шляпочного гриба», «Грибы съедобные и не­съедобные», «Плесневые грибы», «Дрожжи» и т. д., натуральные объекты — плодовые тела трутовиков, колонии плесневых грибов на различных субстратах, спорынья, дрожжи, изображения гри­бов, готовый микропрепарат «Плесневый гриб мукор».

Ключевые слова и понятия: плесневые грибы, дрожжи; пе- ницилл, мукор, грибы-сапрофиты; пенициллин, антибиотики; грибы-паразиты: головня, спорынья, хлебная ржавчина; гриб трутовик, черная гниль, черная ножка, мучнистая роса, плодо­вая гниль, серая гниль, фитофтора; методы борьбы с грибами- паразитами сельскохозяйственных растений; микоз

Ход урока

Актуализация знаний

(Подготовленные доклады учащихся по темам «Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы», «Выращивание различных гри­бов».)

Ответьте на вопросы.

Почему грибы принято выделять в отдельное царство?

Какие признаки грибов свойственны и для представителей царства растений?

Какие признаки грибов свойственны и для представителей царства животных?

Какой тип питания характерен для грибов?

Какие способы добывания пищи встречаются у грибов?

Какие способы размножения встречаются у представителей царства грибов?

Какие грибы называют шляпочными?

Что такое микориза?

Что такое мицелий?

Какова функция плодового тела грибов?

В чем состоит основное отличие трубчатых грибов от пла­стинчатых?

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Вы уже знаете, что среди грибов встречаются и такие, которые не образуют плодовых тел.

Попробуйте привести примеры таких грибов. (Плесневые грибы, дрожжи.)

Многие из этих грибов живут рядом с нами, в наших домах и квартирах. Часто мы их даже не замечаем, пока они не дадут знать о себе слишком уж явно.

Плесневые грибы и дрожжи

 

 

 

Как вы думаете, о каких грибах идет речь? (О плесневых грибах.)

А какие грибы человек использует при выпечке хлеба? (Дрожжи.)

Обратите внимание, какие грибы разные. Давайте более по­дробно с ними познакомимся. Среди плесневых грибов наиболее известны и чаще всего встречаются в наших домах мукор и пени- цилл.

Гриб мукор можно обнаружить на старом хлебе, особенно если он некоторое время находился во влажном теплом месте (на­пример, в полиэтиленовом пакете). Если проследить за развитием этого гриба, можно заметить, что на хлебе сначала появляется пушистый белый налет.

Как вы думаете, что это такое? (Это начал расти плесневый гриб.)

Выращиваем мукор (плесень).

 

 

 

Это гриб мукор. Если мы и дальше будем наблюдать за ним, то заметим, что через некоторое время цвет его изменится. Он потемнеет. Это начали появляться и созревать споры. Грибница мукора состоит фактически из одной сильно разросшейся и раз­ветвленной клетки с большим количеством ядер в цитоплазме.

«Плесень под микроскопом»

 

 

 

Нити мицелия тонкие, бесцветные, поэтому и молодая плесень имеет вид белого пушка. Но некоторые гифы растут вертикально вверх. На их концах возникают шарообразные расширения. В этих шари­ках созревают споры гриба. После того как споры созреют, споран­гий разрывается и они высыпаются. Споры мелкие, не видимые невооруженным глазом, их можно разглядеть только в достаточно мощный микроскоп. Кроме того, споры очень легкие.

Как вы думаете, как распространяются эти споры? (Они разносятся ветром.)

Попав в благоприятные условия (тепло и определенная влаж­ность), споры прорастают, в результате чего образуется новый мицелий.

Как растёт размножается плесень. Ускоренная съёмка.

 

 

 

Как вы считаете, какой из способов добывания пищи ха­рактерен для мукора? (Это гриб-сапрофит.)

Он питается готовыми органическими веществами нежи­вых растений. Но этот гриб поселяется не только на хлебе. Он встречается и на других продуктах питания, например на фруктах и овощах, варенье и т. д. Некоторые виды мукора могут вызывать заболевания человека и животных. А мукор китайский издавна ис­пользовали в качестве закваски при приготовлении соевого сыра и некоторых других блюд.

В наших домах достаточно часто можно обнаружить еще один гриб — пеницилл. Этот гриб может обитать на продуктах пита­ния и в почве. В отличие от мукора мицелий пеницилла состоит не из одной клетки, а разделен перегородками на отдельные клет­ки. Клетки пеницилла одноядерные. Отдельные гифы, как и у му- кора, поднимаются вертикально вверх, образуя на концах особые разветвления в виде кисточек. Эти разветвления заканчиваются цепочками спор, которые по мере созревания отделяются и раз­носятся током воздуха.

пеницилл

 

 

 

Некоторые виды этого гриба специально разводят в лаборато­риях для медицинских целей. Дело в том, что в клетках некоторых видов пеницилла содержатся вещества, убивающие или подав­ляющие жизнедеятельность некоторых болезнетворных бактерий.

Из этого гриба изготовляют лекарство пенициллин, которое используют для подавления различных инфекций, возникающих в открытых ранах, а также при легочных заболеваниях, менинги­те. Пенициллин является антибиотиком, т. е. веществом, угне­тающе действующим на болезнетворные бактерии и некоторые вирусы.

Кроме того, к грибам относятся и дрожжи. Это однокле­точные организмы, обладающие всеми основными свойствами грибов. Тем не менее дрожжи не образуют мицелия. Дрожжей известно около 500 видов. Представьте себе, что дрожжи, куплен­ные в магазине являются живыми организмами, спрессованными в виде брикета и замороженными. Если небольшое количество дрожжей из пачки развести в воде и посмотреть под микроскопом, можно увидеть множество клеток овальной или продолговатой формы. Это клетки дрожжей. Внутри клеток находятся вакуоли — жировые капли. Отдельные клетки дрожжей часто бывают соеди­нены в ветвящиеся цепочки причудливой формы.

Дрожжи под микроскопом. Дрожжи грибы.

 

 

 

Если в воду с дрожжами добавить немного сахара и капель­ку соли, клетки дрожжей начнут активно расти, размножаться. Дрожжи растут очень быстро, что обусловливается очень высокой скоростью обмена веществ. При этом сильно изменяется хими­ческий состав окружающей среды. Дрожжи питаются сахаром, разлагая его на спирт и углекислый газ. В результате этого химиче­ского процесса высвобождается энергия, которую грибы исполь­зуют для обеспечения своей жизнедеятельности. Эти особенности дрожжей издавна использовались человеком в виноделии (дрожжи вызывают спиртовое брожение), а также в хлебопечении (угле­кислый газ, выделяемый дрожжами, образует в тесте пузырьки, в результате чего оно становится мягким и воздушным).

Дрожжи размножаются в результате почкования. Сначала на материнской клетке появляется бугорок, который постоян­но увеличивается в размерах. Затем делится ядро материнской клетки. Часть ядра остается в материнской клетке, а часть отправ­ляется в отпочковывающуюся дочернюю клетку. Новая молодая клетка может совсем отделиться от материнской или остаться радом с ней. Постепенно молодые клетки растут и образуют но­вые дочерние клетки. В результате может возникнуть достаточно длинная разветвленная цепочка, состоящая из отдельных клеток дрожжей.

Плесневые грибы и дрожжи

 

 

 

Какой способ питания характерен для описанных нами ранее грибов? (И плесневые грибы, и дрожжи являются сап- ротрофами.)

Что это значит? (Это значит, что эти грибы питаются остатками живых организмов или их выделениями.)

Но среди грибов встречаются и паразиты.

Вспомните, какие организмы называют паразитами. (Пара­зитами называются организмы, питающиеся за счет живых организмов, нередко нанося им вред.)

Среди паразитических грибов встречаются такие, которые могут вызывать различные заболевания у человека и животных, а также растений. Особое значение для человека имеют грибы, поражающие сельскохозяйственные растения. Давайте более по­дробно познакомимся с некоторыми наиболее часто встречающи­мися паразитическими грибами.

Паразитический гриб головня. Различные виды этого гриба мо­гут поражать разные виды хлебных злаков (например, пшеницу, овес, кукурузу, просо, ячмень и т. д.), а также и другие растения. Они наносят огромный вред многим сельскохозяйственным куль­турам. Если посмотреть на растение, пораженное этим грибом, то сразу будет заметно, какая часть растения гибнет под его воз­действием. Колоски зараженных растений почерневшие, как бы обугленные, похожие на головешки. Отсюда и название гриба — го­ловня. Если рассмотреть зараженные колоски более внимательно, то будет заметно, что они набиты не семенами, а черными мелкими спорами гриба. При уборке зерна, его транспортировке, во время молочения споры гриба-паразита разлетаются и легко прикрепля­ются к здоровым зернам. Вместе с зерном споры попадают в почву, где благополучно прорастают, образуют грибницу. Нити грибни­цы прорастают сквозь молодой проросток и впоследствии растут внутри стебля злака, между его клетками. Питается мицелий гриба за счет органических веществ растения-хозяина. Однако до момен­та колошения гриб не приносит ощутимого вреда своему хозяину. Достигнув колоса, мицелий гриба начинает бурно развиваться, уничтожает ткани колоса и образует споры внутри зерен.

Как вы думаете, как происходит борьба с грибом, поразив­шим сельскохозяйственные растения? (Учащиеся выска­зывают свои предположения.)

Для того чтобы гриб не развивался на сельскохозяйственных растениях, необходимо уничтожить его споры, прилипшие к по­севному зерну. Это делают с помощью центрифугирования, а также протравливания зерен химическими веществами, например рас­твором формалина.

Еще одним паразитом различных зерновых растений является спорынья. Споры этого гриба попадают в завязи цветка растения- хозяина и прорастают там. Во время образования колоса зернов­ки пораженных растений превращаются в черно-фиолетовые ядовитые образования, похожие на рожки. Это сплетения нитей грибницы спорыньи. На них образуются мелкие многочисленные споры, которые разносятся ветром. Сами грибы и их споры ядови­ты и, попав в пищу к человеку, могут вызвать тяжелые отравления.

Злаки, в том числе и культивируемые человеком, поражает и гриб, называемый хлебной ржавчиной. Название свое он получил благодаря тому, что живет преимущественно на хлебных злаках. Цикл развития этого гриба очень сложен. Сначала он поселяется на других растениях (часто на барбарисе), а в начале — середине лета перемещается на различные злаки, преимущественно на пше­ницу. За одно лето гриб образует несколько поколений спор ржа­во-коричневого цвета, за что и получил свое название. Иногда спор образуется так много, что они, разлетаясь при помощи ветра, ло­жатся слоем красноватой пыли на различные предметы. Хлебная ржавчина поражает листья и стебли растений.

Но какой же вред от этого человеку? (Учащиеся высказы­вают свои предположения.)

На зараженных этим грибом растениях колосья могут вообще не образоваться, или они оказываются мелкими, а зерно не со­зревает. Споры этого гриба могут переноситься ветром на сотни и даже тысячи километров, что сильно затрудняет борьбу с ним.

Какие пути решения этой проблемы вы могли бы пред­ложить? (Учащиеся высказывают свои предположения.)

Агрономы научились выводить сорта злаков, устойчивых к за­ражению этим грибом.

Трутовики или трутовые грибы, тоже часто являются пара­зитами.

Где можно обнаружить эти грибы? (На стволах деревьев.)

Как вы думаете, какая часть гриба нам обычно видна? (Пло­довое тело.)

Какова его функция? (В нем образуются споры гриба.)

А где же находится мицелий гриба (грибница)? (Внутри ствола дерева.)

Гифы гриба разрушают древесину дерева, нанося ему большой вред. Древесина зараженных растений постепенно становится трух­лявой, в них часто образуются дупла, и деревья ломаются. Появ­ление этих грибов может сильно сократить срок жизни растения.

Но как же дерево может заразиться трутовиком? (Примерный ответ. Споры этих грибов распространяются ветром. Они оседают на почве, траве, стволах деревьев. Если на стволе дерева имеется ранка или повреждение, споры проникают под кору, прорастают и образуют мицелий, который посте­пенно разрастается, и через некоторое время образуются плодовые тела грибов.)

ТРУТОВИК - полезные свойства

 

 

 

Плодовые тела трутовиков многолетние. Они нарастают каж­дый год, образуя концентрические наплывы.

Что можно сказать о грибе по количеству этих наплывов? (Можно судить о возрасте плодового тела гриба.)

Среди других грибов-паразитов наиболее часто встречается черная ножка, обычно поражающая молодые побеги капусты. На клубнях картофеля развивается черная гниль. Гриб, называемый мучнистой росой, нередко поражает листья, молодые побеги и пло­ды крыжовника, а также и других растений, таких, как картофель, смородина, томат. На яблоках часто поселяется плодовая гниль, на клубнике и землянике — серая гниль, на плодах и листьях пас­леновых растений, таких, как томат и картофель, — фитофтора.

Кроме того, некоторые грибы могут поселиться в организме людей и животных. Такие поражения называют микозами.

Грибы чага, трутовик и нарост сувель

 

 

 

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 54; учебник В.В. Пасечника § 9, 10.)

Творческое задание. Собрать в лесу коллекцию плодовых тел грибов трутовиков. Каждый экземпляр измерить и описать. Сде­лать к нему этикетку с надписью: в каком месте, в какое время и с какого дерева он был взят. Понаблюдать в течение года за ме­стами, с которых вы срезали плодовые тела грибов. Что с ними произойдет?

Задание для учеников, интересующихся биологией. Проделать опыт. Взять кусочек белого хлеба, положить на блюдце и при­крыть стаканом. Поставить в теплое место. Через некоторое время на кусочке хлеба появится белая плесень. Это мукор. По­наблюдать за его развитием в течение нескольких дней. Рассмот­реть при помощи лупы. Подумать, откуда взялись споры гриба на хлебе. Почему у грибов образуется такое большое количество спор?

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.