12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ядикарян Гаянэ Оганесовна29


Ядикарян Г.О., педагог дополнительного образования

МБОУ ДО ДМЦ, г. Краснодар


Интеллект-карты в работе педагога-логопеда


Часто логопедам нужно внедрять в свою деятельность новые эффективные методы и формы работы с детьми, которые бы соответствовали возрасту, интересам и потребностям детей, подобрать такой дидактический материал, чтоб ребенку было интересно и не наскучило многократное повторение одного и того же материала.  Действительно, многократные повторения утомляют не только ребенка, но и взрослого. А от повторений никуда не деться, когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить.  А если этап автоматизации звука растягивается на длительное время, тогда логопеду в прямом смысле этого слова приходиться ломать голову над тем, как и чем, разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил малышу, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.

Разнообразить формы преподнесения речевого материала ребенку, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слоги, слова, предложения, можно использовать интеллект-карты.

Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется «mind maps». Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» — «карты». В итоге получаются «карты ума». Но чаще всего в переводах используется термин «интеллект-карты». В мир дошкольных технологий интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей. При составлении мыслительной карты задействованы оба полушария головного мозга. Это одна из особенности методики.

Интеллект - карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Благодаря своим свойствам использование метода Интеллект - карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволяет повышать интерес детей к занятиям, делает процесс усвоения информации более наглядным. При этом появляется возможность развивать все психические процессы, активизировать творческий и интеллектуальный потенциал каждого ребенка.

Интеллект - карты 

- учат выделять главное, обобщать, систематизировать;

- позволяют получить новые знания, обобщить или проверить их;

- способствуют развитию мышления, концентрации внимания, повышению мотивации;

- развиваю речь, память, воображение.

Составление карты предполагает использование различных рисунков, символов, стрелочек, шрифтов. Можно предложить детям дома подобрать картинки по теме. Тем самым, мы ненавязчиво вовлекаем и родителей в эту работу. Дети приносят вырезанные или нарисованные картинки. Либо педагог-логопед подбирает картинки по теме, может включать и лишние картинки, неподходящие к изучаемой теме.

Применять интеллект-карту можно как на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Создание интеллект-карт может длиться не одно занятие.


Техника работы с картами:

1.Лист бумаги лучше располагать горизонтально: именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры и так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.

2.В центре пишется или иллюстрируется и обводится главная идея. Выделяются ключевые понятия по теме.

3. Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы. Происходит движение от общего к частному: в центре находится общее – тема (её сразу видно, а во все стороны от этой ключевой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности).

4. Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой, или составляется предложение по каждой ветке.

5. Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации. Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.

6. Воспроизводиться рассказ по интеллектуальной карте.


Рекомендации по применению интеллект- карт (из опыта работы):

- следить за тем, чтобы дети отвечали полным ответом;

- проводите беседу по карте;

- задавайте больше вопросов;

- составляйте рассказы;

- следует добавлять (усложнять) задания в соответствии с возрастом детей, можно экспериментировать.


На логопедических занятиях с детьми с помощью интеллект-карт можно решать коррекционные задачи:

1. Развивать артикуляционную моторику.

2. Формировать лексико-грамматическую структуру речи.

3. Развивать связную речь.

4. Формировать навыки звукового анализа и синтеза.

5. Автоматизировать и дифференцировать звуки.

6. Подводить итоги в освоении раздела изученного материала.


Предлагаю вариант создания интеллект-карты на автоматизацию звука «Р», где происходит 1) Закрепление понятия звук, буква. 2) Характеристика данного звука. 3) Задание на определение, в каких словах встречается данный звук. 4) Определение позиции звука в слове. 5) Определение количество слогов в слове с данным звуком.

В конце создания интеллект–карты ребенок обобщает свои знания о звуке, а именно: звук «р» обозначается буквой Р, что данный звук согласный, звонкий и обозначается символом синего цвета (может быть и мягким)Встречается в следующих словах: (предлагаются картинки не только со звуком «р», но и картинки со звуком «л», дифференцируем звуки, ребенок выбирает картинки только со звуком «р»). Может находиться в начале в середине или в конце слова, а также встречается в словах с одним слогом, двумя, тремя и т. д.


t1712067089aa.jpgНабор карточек для создания интеллект-карты на автоматизацию звука «Р


План в виде интеллект - карт помогает ребенку сосредоточиться на важных деталях и восстановить в памяти дополнительные сведения по изучаемой теме, быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты. Также исходя из опыта работы можно выделить, что у детей пополняется словарный запас, улучшается лексико-грамматическая структура речи, дети учатся характеризовать изучаемый звук по акустическим и артикуляционным признакам. Применение метода интеллектуальных карт формирует умения делить поток речи на законченные структурно – смысловые единицы, вычленять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль, соединяя слова в предложения. Особенно эффективен данный прием при развитии монологической речи с использованием картин.


Список использованной литературы

1. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. М.,2009.

2. Борисова Е.П.  Лексический материал для закрепления правильного произношения звуков // Логопед. 2008. №1.

 3. Бьюзен Тони. Карты памяти: уникальная методика запоминания информации/ Тони Бьюзен, Джо Годфри Вуд; [пер. с англ. О. Ю. Пановой] – М«Росмэн», 2007.

4. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики (картотека пальчиковых игр). СПб.,2008.

5. Перегудова, Т.С. Вводим звуки в речь: картотека заданий для автоматизации звуков / Т. С. Перегудова, Т.А. Османова. – СПб.: Питер, 2008.

6. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. - Екатеринбург 2001.

7. Ткаченко, Т.А. В первый класс — без дефектов речи: метод. Пособие / Т. А. Ткаченко. – СПб.: Детство - Пресс, 1999. – 111 с. – Текст: непосредственный. – 200 с.

8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие – 5-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.- 210 с.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.