Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» для старших дошкольников по ТРИЗ-технологии

6
0
Материал опубликован 28 February 2019 в группе

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

для старших дошкольников

по ТРИЗ - технологии

Задачи: упражнять в сужении поля поиска при отгадывании объекта; систематизировать восприятие объектов как совокупность взаимосвязанных частей; развивать умение направлять своё воображение в соответствии с поставленной задачей; упражнять в подборе рифмующихся слов и составлении рифмовок; закрепить умение системного анализа объекта; воспитывать умение работать сообща, оказывать помощь друг другу.

Материал: мультимедийная установка, чёрный ящик, набор мягких модулей, наборы разрезных и предметных картинок, газеты, игрушки — слон, лимон, банан.

Ход игры:

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости! Предлагаем вам стать участниками нашего интеллектуального шоу «Что? Где? Когда?.

А играть сегодня будут ребята старшей группы. Поприветствуем их.

Выбор капитана команды.

Ведущий. Ребята, на адрес нашего детского сада поступило много писем с вопросами и заданиями от знатоков. Мы ознакомились с ними, выбрали самые интересные и поместили под рубриками, с которыми я сейчас вас и познакомлю. (На экране появляются названия рубрик: «Да — нет», «Что-то часть чего-то», «Жил-был кто-то», «Поиск общего», «Необычное в обычном».)

Рубрики очень интересные и загадочные, и сейчас мы узнаем, что же скрывается под ними. Но прежде я хочу познакомить вас с моим помощником. Оценивать выполнение заданий будет Умник (на экране появляется его изображение). Если вы успешно справитесь с заданием, то он будет хлопать в ладоши, а в случае неудачи очень огорчится и будет плакать. Но я верю в то, что всё будет хорошо, ведь вы сообразительные, находчивые и дружные ребята.

Ну что, команда, готова? Тогда я желаю вам удачи! Внимание на экран. Наша первая рубрика «Да — нет». Внесите, пожалуйста, чёрный ящик.

Под музыку вносится чёрный ящик.

Ведущий. Ребята, вам нужно угадать, какой объект находится в чёрном ящике. А поможет вам в этом известная игра «Да — нет» (объект — банан).

Дети отгадывают.

Ведущий. Давайте посмотрим, как оценивает вас Умник. (Оценка, вручение мешочка.)

Следующая наша рубрика «Что-то часть чего-то». Посмотрите, какие красивые, яркие кубики я подготовила для следующего задания «Сложи картинку». Это кубики с секретом, на них изображен какой-то объект. Какой, я вам не скажу, а только покажу маленький его кусочек (поворачивает к детям один кубик с частью изображения). Вам необходимо угадать, частью какого объекта он является. (Ответы детей.) А насколько верными были ваши предположения, мы узнаем, когда сложим изображение из кубиков.

Дети складывают изображение (велосипед). Умник оценивает.

Ведущий. Мы переходим к рубрике «Жил-был кто-то».

Жил-был кто-то,

И было у него что-то…

Ребята, кажется, у меня получаются стихи, и это не случайно, потому что наша следующая рубрика связана именно с рифмами и стихами. Сейчас на экране появятся картинки с разными объектами.

Появляются изображения предметов: лягушка, газета, домик, подушка, конфета, гномик и т.д.

Ведущий. Найдите, пожалуйста, среди них рифмующиеся между собой слова. (Ответы детей.) А сейчас составьте четверостишие с любыми из этих слов.

Дети сочиняют рифмовки. Умник оценивает.

Ведущий. Я уверена, что кто-нибудь из вас, когда вырастет, обязательно станет поэтом. Ну, а мы продолжаем игру, и следующая наша рубрика «Музыкальная пауза». Но, по-моему, этой рубрики не было вначале. Что же она обозначает? Что пришло время отдохнуть.

Танец «Аэробика для Бобика».

Ведущий. Следующая рубрика — «Поиск общего». Я хочу предложить вам видео вопрос. Это значит, что вы не только услышите его, но и увидите. Внимание на экран.

Видео вопрос: «Здравствуйте, ребята! Вас приветствует дошкольный центр развития. Мы хотим задать вам вопрос: «Что общего между объектами — слон и лимон?» Желаем удачи!»

Ответы детей. Оценка Умника.

Ведущий. А мы продолжаем и переходим к рубрике «Необычное в обычном». И сегодня у нас в гостях наши друзья — Львёнок и Черепаха. Они приготовили для вас очень интересное задание. Давайте посмотрим.

Входят Львёнок и Черепаха. Львёнок держит в руках газеты.

Черепаха. Львёнок, зачем ты принёс с собой столько газет?

Львёнок. Ты же знаешь, Черепаха, что я очень люблю читать газеты.

Черепаха. И ты собираешься их здесь читать?

Львёнок. Нет, я уже всё прочитал и теперь не знаю, куда выбросить эти газеты, их у меня о-очень много.

Черепаха. Зачем же выбрасывать?

Львёнок. А что мне теперь с ними делать?

Черепаха. Я думаю, дети помогут решить твою задачу. Ребята, вам нужно найти необычное применение обычной газете.

Звучит весёлая музыка. Дети делают различные поделки из газет (веер, шляпу, подзорную трубу и т.д.) и рекламируют их.

 

Ведущий. Ребята, время пролетело незаметно, и наша игра «Что? Где? Когда?»  подошла к концу. Вы успешно справились со всеми заданиями. Как вы считаете, что вам помогло выиграть? (Умение думать, внимательно слушать, работать дружно и т.д.) Давайте поблагодарим друг друга за игру.

Дети становятся в круг и выполняют движения по тексту.

 

Ведущий. Тому, кто справа, улыбнись,

Тому, кто слева, улыбнись.

Тому, кто справа, поклонись,

Тому, кто слева, поклонись.

Тому, кто справа, руку дай,

Тому, кто слева, руку дай.

Теперь по кругу ты шагай,

С друзьями вместе ты шагай.

Тому, кто справа, подмигни,

Тому, кто слева, подмигни.

Того, кто справа, обними,

Того, кто слева, обними.

Ну вот, закончилась игра,

И дружим мы всегда. Ура!

 

Н. Кульбей

 

Список литературы и электронных ресурсов

1)  Альтшуллер Г.С. Методика изобретательского творчества. - Минск, 1970. - 24 с.

2)  Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательных задач / Генрих Альтшуллер. - М., 2007. - 400 с.

3)   Викентьев И.Л., Каиков И.К. Лестница идей: Основы теории решения изобретательных задач (ТРИЗ) в примерах и задачах. - М., 1992. - 104 с.

   4) Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. - М.: Вита-Пресс, 1999. - 112 с.

  5)    Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду.- М.:Вита-Пресс, 2010.-143 с.   

6) Зиновкина М.М., Гареев Р.Т., Андреев С.П. Психология творчества: развитие творческого вображения и фантазии в методологии ТРИЗ: Учеб. Пособие. - М., 2004.- 364 с.

   7) Зусман А.В., Злотин Б.Л.   Воображайте! Школа креативного мышления.- М.: КТК Галактика, 2018.-176 с.

8) Ширяева В.А. ТРИЗ-педагогика: от теории к практике: учеб. Метод. Пособие/ В.А.Ширяева. - Саратов, 2006.- 72 с.

Электронные ресурсы:

9)   http://www.treko.ru/show_dict_1035.

10) http://www.trizminsk.org/e/260018.htm.

11) http://www.trizminsk.org/e/prs/233013.htm.

Комментарии
Комментариев пока нет.