Интеллектуальная игра "Физика + математика"
Интеллектуальная игра «Физика +математика» (7-8 классы)
Цели и задачи:
обобщить и систематизировать знания по предмету, формировать системно-информационный подход к анализу окружающего мира.
развивать теоретическое мышление, умение действовать самостоятельно и работать в группе, взаимовыручку и сотрудничество;
продолжить формирование положительных мотиваций к учебе и повысить рост интереса к знаниям; создать эмоциональные условия для самоутверждения личности и веры в свои собственные силы.
Категория участников: В проведении игры принимают участие 2 смешанные команды по 6 человек из учащихся 7, 8 классов.
Форма проведения мероприятия: интеллектуальная игра.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Учитель: Дорогие ребята!
Великий физик Б. Паскаль говорил, что"Предметы математики и физики настолько серьёзны, что надо не упускать случая сделать их занимательными".
Сегодня мы собрались, чтобы убедиться, чтобы никто из вас не задавал такой знакомый всем учителям вопрос: “А зачем мне математика? А зачем мне физика? Мне они в жизни не пригодятся!”
А ведь слово математика пришло к нам из древнего языка, где “мантейн” означает учиться и приобретать знания; “фюзис” - в переводе “природа”. И если есть упражнения для развития тела, то математика и физика призваны развивать логическое мышление, внимание, мозг, не говоря уже о приобретённых знаниях. Недаром их называют “гимнастикой ума”. Я надеюсь, что вы сегодня убедитесь, что математика и физика - это не “сухие” науки и что заниматься ими также увлекательно. Поэтому в нашей интеллектуальной игре мы скорее в шутку, чем всерьез попытаемся вас увлечь различными вопросами и загадками, которые помогут расширить ваш кругозор и углубить полученные знания. Ну что же начнем!
I Представление команды (название, эмблема, девиз команды)
Конкурс 1. Разминка «Загадки». (за каждый правильный ответ 1балл)
* Две сестры качались, *Никто его не видал,
Правды добивались, А слышать - всяких слыхивал,
А когда добились, Без тела, а живет оно,
То остановились. Без языка – кричит.
(Весы) (Эхо)
*На спине висит тарелка, *Я под мышкой посижу
По тарелки ходит стрелка, И что делать укажу:
Эта стрелка наперед Или разрешу гулять,
Нам погоду узнает. Или улажу в кровать.
(Барометр) (Градусник)
То, как арбузы, велики, Считает весь век,
То, словно яблоки, мелки А сам не человек
Они не могут говорить, (часы)
Не могут все определить.
( Гири)
Конкурс 2 «Думай быстро»
1.Чему равна 1/4 часа? | 15 минут | 2.Какую часть часа составляет 20 минут? | 1/3 |
3.Прибор для построения окружности. | Циркуль | 4.Наименьшее натуральное число? | 1 |
5.Сумма длин всех сторон многоугольника. | Периметр. | 6.Чему равен угол в квадрате? | 90o |
7.Что получится, если 7:0? | На нуль разделить нельзя. | 8.Прибор для измерения и построения углов? | Транспортир |
9. Три поросенка, догоняя надоевшего им волка, пробежали за час 18 км. Сколько км пробежал каждый? (18). | 18 | 10. Когда гусь стоит на двух ногах, то весит 4 кг .Сколько будет весить гусь, стоя на 1 ноге? (4 кг). | 4 |
Конкурс 3 «О физике и астрономии»
1. Назовите страну, которая первой запустила искусственный спутник Земли.
1) США; 2) Советский Союз; 3) Великобритания; 4) Япония.
2. Кто побывал в космосе первым?
1) Человек; 2) обезьяна; 3) крыса; 4) собака.
3. Назовите имя и отчество первого космонавта
1) Юрий Николаевич; 2) Алексей Юрьевич; 3) Николай Юрьевич; 4) Юрий Алексеевич.
4. Сколько планет насчитывает Солнечная система?
1)10; 2) 6; 3) 9; 4) 8.
5. Какая планета самая яркая из видимых с Земли? Её называют «Утренняя звезда».
1) Юпитер; 2) Плутон; 3) Марс; 4) Венера.
6.Назовите то место Солнечной системы, куда ступала нога человека.
1) Венера; 2) Луна; 3) Марс; 4) Юпитер.
7. Какой учёный доказал, что Земля вращается вокруг Солнца?
1) Николай Коперник; 2) Галилео Галилей; 3) Исаак Ньютон; 4) К.Э.Циолковский.
8. Как звали первую собаку, побывавшую в космосе?
1) Звёздочка; 2) Стрелка; 3) Лайка; 4) Белка.
9. Назовите фамилию первой в мире женщины-космонавта, нашей соотечественницы.
1) Рюмина; 2) Кондакова; 3) Савицкая; 4) Терешкова.
10. Чему равна первая космическая скорость?
1) 7,9 км/с; 2) 12,4 км/с; 3) 17,8 км/с; 4) 29,1км/с.
Конкурс 4 Знатоки формул
Конкурс 5 «Заморочки из бочки»(1 б - 1вопрос)
1. Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее -груша или персик? (Груша.)
2. На столе стояли три стакана с ягодами. Вова съел один стакан и поставил его на стол. Сколько стаканов на столе? (Три.)
3. У Марины было целое яблоко, две половины и четыре четвертинки, Сколько было у нее яблок? (Три.)
4. Батон разделили на три части, Сколько сделали разрезов? (Два.)
5. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)
6. Что становится больше, если его поставить вверх ногами? (число “6”)
7. Какой рукой лучше размешивать чай? (лучше это делать ложкой))
8. Какую процедуру народная мудрость советует совершить 7 раз, прежде чем один раз совершить другую? (7 раз отмерь, а один раз отрежь)
9. В одной семье два отца и два сына. Сколько человек в семье? (три человека)
10. Чтобы дойти Ивану Васильевичу до работы требуется 1,5 часа. С работы, торопясь домой, он возвращается по той же дороге за 90 минут. Чем вы объясните такую разницу? (Нет разницы)
11. Тройка лошадей пробежала путь 30км. Сколько пробежала каждая лошадь? (30км)
12. Шла старушка в Москву, а навстречу ей три старушки. Сколько человек шло в Москву? (1).
13. Горело 5 свечей, 2 свечи погасли. Сколько свечей осталось? (2, остальные сгорел
14. Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? (часы, которые
остановились)
15. Задача о глупом Кондрате.
Шел Кондрат в Ленинград, навстречу ему 12 ребят,
У каждого по лукошку, в лукошке - по кошке,
У кошки - по котенку, у котенка - по мышонку.
Задумался старый Кондрат: "Сколько котят и мышат
Ребята несут в Ленинград?" [Глупый, глупый Кондрат!
Он один лишь и шел в Ленинград.
А ребята с лукошками, котятами и кошками
Шли навстречу ему, в Кострому!]
Конкурс капитанов 5 ( команды пишут пословицы, где присутствуют цифры»
Выходят капитаны команд. Каждому из них учитель задает вопросы, требующие быстрого ответа. За каждый правильный ответ 1 балл.
1 капитан.
1)Наука, изучающая явление природы (Физика)
2)Единица измерения работы (Джоуль)
3) Вид осадков, приводящих к потеплению. ( Снег)
4) Земля- планета или звезда (Планета)
5) Прибор для измерения массы тела (Весы)
6)Сотая часть метра (Сантиметр)
7)То, на чем вы стоите? (Пол)
2 капитан
1)Как называется линия, вдоль которой движется тело(траектория)
2) Единица измерения силы ( Ньютон)
3) Конвекционный поток большой массы воздуха? ( Ветер)
4) Что такое Солнце? ( Звезда)
5) Тысячная часть килограмма? ( Грамм)
6)Что тяжелее 1 кг железа или 1 кг пуха? (Одинаково)
7)Прибор для измерения температуры ( термометр)
Конкурс 6 Три подсказки или Устами младенца
Учитель зачитывает три подсказки, по которым нужно угадать физическое понятие.
Та команда, которая дала верный ответ после первой подсказки получает 3 балла, после второй – 2 балла, после третьей – 1 балл.
- действует на дно и стенки сосуда;
увеличивается с глубиной;
нужно, чтобы прикрепить что-нибудь кнопкой. (давление)
- происходит при определенной температуре;
и в кастрюле, и в чайнике, и в самоваре;
интенсивное парообразование с поверхности жидкости. (кипение)
- может притягивать и отталкивать;
бывает и красного и синего цвета;
у него два полюса. (магнит)
-обладает хорошей теплопроводностью;
хорошо проводят ток;
железо, никель, алюминий. (металлы)
-мера инертности;
основная единица измерения – кг;
у бегемота больше, чем у осла. (масса)
-скорость выполнения работы;
важнейшая характеристика всех двигателей;
у КамАЗов больше, чем у ВАЗа. (мощность)
-бывает спиртовой и ртутный;
прибор для определения температуры;
тоже, что и градусник. (термометр)
-ее у нас нет, когда мы спим, когда сидим на уроках;
она есть на перемене, на уроках физкультуры;
у птиц она больше, чем у человека, еще больше она у ракеты. (скорость)
-она имеется у всех здоровых людей: у мужчин ее больше, чем у женщин и детей, ее совсем мало у больных;
она не вещь, и не сохраняется;
«давай поборемся», - говорят те, у кого ее много. (сила)
- Прозрачен, бесцветен, легок
- водород, кислород, неон
- ещё одно название машины «Волга» (газ).
Конкурс 7 «Анаграммы»
(Участники получают листы с одинаковыми анаграммами и за 5минут отгадывают зашифрованные физические величины и приборы)
1. надлевие (давление)
2. потносль (плотность)
3. соскторь (скорость)
4. самса (масса)
5. братемор (барометр)
6. кайнели (линейка)
7. раратемутпе (температура)
8. ямерв (время)
9. лиса (сила)
10. сыев (весы)
Конкурс 8 "Угадай - ка"
Команде предлагается решить словесные ребусы - 3 балла.
1. (Точка)
2. (Минус)
3. (Сумма)
Конкурс 9 «Ребусы»
Первой отвечает та команда, которая первая ударит в камертон.
Ответ: ток
Ответ: вакуум
Ответ: тело
Ответ: резистор
Ответ: телевизор
Ответ: ромб
Ответ: модуль
Ответ: конус
Ответ: стереометрия
Ответ: квадрат
Жюри подводит итог и суммирует результаты двух конкурсов.
10. Конкурс капитанов
Учитель представляет рассказ, в котором перепутаны все единицы измерения, необходимо быстро исправить ошибки, правильно расставить единицы измерения. Выигрывает тот капитан, который справится с заданием быстрее. Оценивается быстрота выполнения работы в 5 баллов.
«Я встал пораньше в 4 кг утра. Позавтракав плотно, выпил 1 км молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое – 50С. Утром было прохладно, температура всего 10 ч тепла. Поэтому я шел быстро, со скоростью 5 л в час. Пришел, закинул удочку. Не прошло и 20 см, как я поймал первую рыбину. Большущую: длиной 50 мин и весом 3 км/ч. Отличная получилась уха».
Конкурс 11 «Найди лишнее»
(на слайде участники видят ряд слов, нужно выбрать лишнее и объяснить свой выбор)
1. скорость, путь, время, килограмм, масса
2. линейка, мензурка, термометр, весы, штатив
3. килограмм, Ньютон, метр, километр, Паскаль
4. Ньютон, Гук, Пифагор, Паскаль, Архимед
5. пар, стекло, лёд, туман, роса
6. компот, вода, молоко, хлеб, тарелка
7. кипение, таяние, горение, гниение, отвердевание
Сегодня мы сделали небольшой шаг в познании окружающего нас мира – посмотрели на него глазами физика. Как сказал Пьер Лаплас: „То, что мы знаем, - ограниченно, а то чего мы не знаем, - бесконечно! ” Поэтому обогащайтесь знаниями, чаще находитесь в этой бесконечности.
Подведение итогов игры. Вручение призов.
Вот закончилась игра.
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?
Жюри подсчитывает баллы, подводит итоги, объявляет победителей. За первое и второе место даются грамоты. Также призами отмечаются самый внимательный игрок, самый сообразительный игрок и самый активный болельщик.
Список литературы
1. Вяткина С. Н., учитель физики
2. Дудка А.В, учитель физики МОУ «СОШ № 4» г. Прохладный
3. Панова Н. И, учитель математики и физики, МБОУ Клетско –Почтовская СШ
4. Синяк Т. И, учитель физики
5. Фролова О. Б., учитель математики
6. материал из интернета