ЛИСТАЯ ВРЕМЕНИ ТЕТРАДЬ……..
Цель деятельности учителя: систематизация, обобщение и расширение знаний о развитии жизни на Земле и о происхождении человека
Результаты изучения темы:
1. Предметные – применяют знания об этапах развития жизни и о происхождении человека в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности развития жизни на Земле.
2. Личностные – осознают себя жителями планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и чувство ответственности за сохранение ее природы; в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.
3. Метапредметные.
Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей развития природы.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об этапах развития жизни и человека на Земле и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.
Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».
Ход игры.
Ребята! Сегодня мы с вами продолжаем цикл интеллектуальных игр по курсу «Общая биология». Эта игра не первая в этом году, но вы уже знакомы с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.
1. Конкурс капитанов «Верите те ли вы, что…»
1.Прокариоты возникли в протерозойскую эру (нет, в архейскую)
2.Псилофиты – это первые наземные растения
3.Мхи дали начало древним папоротникообразным (нет, это слепая ветвь в эволюции)
4.Карбон – это время, когда на Земле шумели леса из древовидных папоротников
5.Голосеменные – господствующие растения кайнозоя (нет, мезозоя)
6.В кайнозое в животном мире господствовали только теплокровные организмы (не только)
7.Стегоцефалы вымирают в пермском периоде из-за сухости климата
8.Первые земноводные берут начало от морских кистеперых (нет, пресноводных)
9.В юрском периоде господствовали гигантские пресмыкающиеся, но не было археоптериксов (нет, были)
10.Двоякодышащие рыбы сохранились до наших времен
11.Черепа ископаемых людей могут многое рассказать об их образе жизни
12.Использование огня сказалось на особенностях строения черепа предков человека
13.Белки человека и шимпанзе сходны на 99%
14.Рудименты и атавизмы – это видовые признаки (нет, только рудименты)
15.Стадиальная эволюция человека продолжается и в наше время (нет, завершилась)
2. Конкурс «Подсказка»
1. В эту эру происходят крупные ароморфозы с большими последствиями
2. Появляется автотрофный тип питания
3. Изменяется состав атмосферы
(архей)
1. Эту эру можно назвать эрой рекордов.
2. Именно тогда появились очень крупные животные
3. Эта эра является временем господства голосеменных
(мезозой)
1. Этот период оставил неизгладимый след в истории Земли
2. Этот след в форме доказательств, которыми пользуется человечество
3. А пользуется человек тем, что образовалось из древних растений
(карбон)
1.В эту эру происходят важнейшие изменения в жизни позвоночных животных
2. Начинается освоение новой среды обитания
3. Появляется и расселяется новый класс позвоночных
(палеозой)
1. В эту эру уже существуют все основные группы растений и животных
2. Эта эра эволюции и господства человека
3. Господствующими растениями являются покрытосеменные
(кайнозой)
3. Конкурс-кроссворд " Одна из наук о человеке"
Кроссворд "Наука о человеке"
DOCX / 13.39 Кб
1. Представитель древнейших людей, которого до недавнего времени считали первым прямоходящим человеком (питекантроп)
2.Многочисленные ископаемые остатки этого человека были найдены в Китае (синантроп)
3.Это то, что возвращает человека к признакам предков (атавизмы)
4.Это те три части, на которые делится вид человек разумный (расы)
5.Эта наука помогает узнать прошлое органического мира (палеонтология)
6.Наиболее высокоорганизованный отряд млекопитающих (приматы)
7.Эта наука помогает другой науке восстановить ход эволюции (эмбриология)
8.Этот процесс начался давно и продолжается вечно (эволюция)
9.К ним относится африканский вид, а « Люси» - хорошо изученная ископаемая форма из Африки – его представитель (австралопитеки)
10.Это то, что возникло у человека в связи с прямохождением (изгибы)
11.Это есть у всех людей, но данные признаки утратили свое значение в процессе эволюции (рудименты)
12.Это необходимое условие формирования и работы второй сигнальной системы
(язык)
Одна из наук о человеке – антропология
4. Конкурс «Меткий стрелок», или «Акула»
Команды поочереди отвечают на вопросы, которые выбирают сами по номерам таблицы, начерченной на доске. При правильном ответе команда получает один умник. Если ответ неверный, право ответа переходит к другой команде. Если команды выбирают вопросы под номерами, за которыми «спряталась акула», то «акула съедает» у них по одному умнику за вопрос. За каждый правильный ответ команд получает по одной букве из слова, которое надо будет отгадать после работы с вопросами. Это один из периодов кайнозоя - антропоген
1.Эти организмы относятся к прокариотам (бактерии)
2.Акула
3.Растения, у которых впервые в ходе эволюции появились семена (голосеменные)
4.Растения, у которых впервые появились корни ( Папоротники, хвощи, плауны)
5.Акула
6.Акула
7.А у этих появилась грудная клетка (рептилии)
8.Акула
9.Акула
10.Период, наиболее благоприятный для древовидных папоротников (карбон)
11.Акула
12.Это были первые из наземных растений (псилофиты)
13.Это низшие растения без тканей и органов (водоросли)
14.У этих наземных позвоночных впервые появились легкие (амфибии
15.Самый засушливый период палеозойской эры (Пермь)
16.В эту эру появились древние голосеменные (палеозой)
5. Конкурс «Биоаукцион»
Вопрос о том, что казалось потерянным, а потом нашлось
Эти живые организмы были малоспециализированными формами, поэтому и дали начало более совершенным организмам, способным усвоить новую среду обитания. Но кто-то из них ушел, а кто-то остался в прежней среде и поэтому дожил до наших дней. Из-за скрытного образа жизни они считались вымершими 70 млн лет назад и были найдены в Индийском океане в середине прошлого века. Так как же называют этих живых ископаемых?
(Кистеперые рыбы – латимерии)
Вопрос о живом существе, нашем далеком предке,название которого следовало бы изменить
Его останки ученые нашли прежде останков Люси и умелого человека и поэтому сочли, что это первое двуногое существо. Теперь мы знаем, что это не так. Но по правилам зоологической систематики название вида не меняют, узнав о нем что-либо новое. Это существо делало более совершенные орудия из камня и расширило область их применения. Они же первыми начали использовать огонь. Так как же называют нашего далекого предка, чьи останки были обнаружены голландским врачом Евгением Дюбуа на острове Ява? (Питекантроп)
Вопрос о частях единого целого
Этих частей разные ученые выделяют 3 или 5 и разделяют на них один существующий и довольно распространенный вид живых организмов. Но к какой бы группе не относились эти живые организмы, они – единый вид, так как потомство родителей из разных групп, будет все равно плодовитым. Морфологические незначительные развития никак не сказываются на уровне их развития. Так как же называются эти группы живых существ? (Человеческие расы)
Вопрос об амфибиях в растительном мире
Эти удивительные герои не побоялись выйти в неизведанный для них мир. Они покинули уютную колыбель жизни и шагнули в более контрастное, но совершенно свободное жизненное пространство. Потеряв свою прежнюю среду, они приобрели более сложное строение. Их слоевище оказалось более расчлененным, что увеличило их площадь поверхности, появились ризоиды. Но далеко от своей родной стихии они не ушли, так как для важных процессов жизнедеятельности требовалось наличие воды. Так как же называют по-другому этих «амфибий» - риниофитов?
(Псилофиты)
Вопрос о том, что страх превратился в важную необходимость
На ранних стадиях развития это явление вызывало панический страх, как и у других представителей животного мира. Но постепенно живые представители данного вида стали осознавать, что это явление может быть и полезным, особенно если изменить образ жизни. Это позволило изменить характер питания, изменить внешний облик, особенно одной части черепа. Это сначала находили, а потом научились получать и сами. Так что же из страха превратилось в насущную необходимость?
(Огонь)
6.Подведение итогов
После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.
Ильина Оксана Геннадьевна
Евгений Алексеевич
Трефилова Раиса Поликарповна
Евгений Алексеевич
Горбачёва Марина Юрьевна
Евгений Алексеевич
Лещёва Светлана Николаевна