Интеллектуальная игра по биологии «На свой высокий трон восходит Крыса» (7–11 класс)
Интеллектуальная игра « На свой высокий трон восходит Крыса»
. Для тех, кто впервые смотрит данные публикации, даю ссылку на методику проведения этих игр
Цель: систематизация, обобщение и расширение знаний о животном мире и его представителях на примере крысы из отряда грызунов
Результаты изучения темы:
1. Личностные – осознание себя жителем планеты Земля, воспитание чувств ответственности за сохранение ее природы, любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе; расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности; развитие способности к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.
2. Метапредметные – извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) об особенностях отряда грызунов и обсуждение полученных сведений, соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета; освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе; развитие способности регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы.
3. Предметные – систематизация, обобщение и расширение знаний о представителях отряда грызунов и о крысах в частности; развитие умений детей применять знания в новых ситуациях для решения практических задач, принимать коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивание уровня своего познавательного интереса к изучаемой теме; владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы; развитие умений наблюдать, фиксировать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы.
Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет», переходящий приз «Мудрая тётушка Сова», презентация "Вот такие они, эти грызуны"
Вот такие они, эти грызуны"
PPTX / 1.47 Мб
Ход игры
Конкурс капитанов «Верите ли вы, что…»
1.Крысы могут жить поодиночке (нет, это очень социальные существа)
2.Крысы – единственные существа, кроме человека, умеющие смеяться
3.Крысы могут жить без воды дольше, чем верблюд
4.Опытные крысы трясут крысоловку, пока не соскочит пружина, а потом съедают приманку
5.Своими крепкими зубами крысы перегрызают свинцовые трубы
6.Крысы при опасности или агрессии могут прыгать в высоту до 2 метров
7.В 2001 году состоялась первая олимпиада для крыс, включающая скалолазание, эквилибристику, прыжки в длину, поднятие тяжестей и бег
8.В Китае издревле ели мясо крыс, называя его домашней олениной
9.Серых крыс по окраске всегда можно отличить от чёрных (нет)
10.Серая крыса на самом деле не серая, а коричнево-бурая
11.Серые крысы часто и охотно плавают, ныряют, ловят мелких рыб
12.Чёрные крысы лазают по деревьям, стенам, тросам и канатам
13.Серые крысы живут на чердаках, а чёрные – в подвалах (нет, наоборот)
14.У всех видов щетинистых крыс очень легко обламывается хвост посредине пятого позвонка
15.Серых крыс польский зоолог называл интеллектуалами животного мира
Конкурс «Подсказка»
1.Это полуводный грызун родом из Северной Америки был завезён в Россию и успешно прижился
2. Могут отгрызать растения под водой, не захлёбываясь (губы , как у бобров, обрастают резцы, изолируя их от ротовой полости)
3. Живут в норах или хатках, длинный хвост почти равен длине тела
(ондатра)
1.Они бывают серыми и жёлтыми, большими и малыми, крапчатыми и пятнистыми, золотистыми и даже каменными
2.Живут в норах, бугры выброшенного грунта называют бутанами
3. Внешне похожи на белок, но более крупные, с вытянутым телом
(суслики)
1.Все зверьки его рода живут в Северной Америке и только он один – в России
2.Хорошо лазает по деревьям, но при опасности прячется в наземных или подземных укрытиях
3. На светло-сером или рыжеватом фоне 5 продольных тёмных полос
(бурундук)
1.Это представитель семейства беличьих с длинным телом
2. Большую часть жизни проводит в норах, в спячку уходит на 6-8 месяцев
3. К зиме накапливает много жира. При опасности свистит
(сурок)
1.Это самый крупный грызун Европы
2. Коготь второго пальца расщеплён надвое для расчёсывания шерсти
3. Веки прозрачные, поэтому они видят и под водой
(бобры)
Кроссворд «Угадай грызуна, родственника морской свинки»
Очень похожа на мышь, но с коротким хвостом (полёвка)
Он и лесоруб, и строитель (бобр)
Водяная полёвка с длинным хвостом и ценным мехом (ондатра)
Он крепко спит, снижая температуру тела до 8-10 градусов (сурок)
Этот зверёк, живущий в степях и пустынях, впадает в спячку два раза в году –зимой и жарким летом (суслик)
Это не домашняя свинья, а морская …………… (свинка)
Ценный пушной зверь с ярко-красными резцами и голым хвостом, завезённый из Южной Америки (нутрия)
Этот ценнейший пушной зверёк получил своё название от горного индейского племени (шиншилла)
Этот всем известный зверёк линяет дважды в год, меняя окраску меха, а хвост линяет только раз в году (белка)
Прекрасный прыгун с длинным хвостом с кисточкой (тушканчик)
Ключевое слово – водосвинка, или капибара – длиной до 1,4 метра и весом до 113 кг
Конкурс-кроссворд "Угадай грызуна, родственника морской свинки"
Кроссворд к году Крысы
DOCX / 14.34 Кб
Конкурс «Акула» Грызуны - знакомые и незнакомые, родственники крыс
1.Самый мелкий из грызунов (мышь- малютка 7 см)
2.Акула
3.Самый большой грызун (капибара, или водосвинка)
4.Белка гигантских размеров (гигантская, или ратуф)
5.Акула
6.Акула
7.Грызун, вооружённый длинными острыми иглами (дикобраз)
8.Африканский грызун – голый землекоп – назван так потому, что у него нет …………. (шерсти)
9.Акула
10.Обитатель степей и пустынь, которого в народе называют земляным зайцем (большой тушканчик)
11.Акула
12.Таёжный полосатый родич белки (бурундук)
13.Этот зверёк впадает в спячку, за что и зовут его просто, как человека, любящего спать (соня)
14.Горный грызун Южной Америки с ценным мехом, при испуге лысеет (шиншилла)
15.Многочисленный зверёк тундры и тайги (лемминг)
16.Этого спящего зверька невозможно разбудить, даже взяв в руки, отсюда и поговорка «Спит ,как ……….. (сурок)»
Конкурс «Биоаукцион»
Вопрос, связанный с названием отряда из класса млекопитающие
Класс млекопитающие, или звери, делится на большие группы – отряды. Есть насекомоядные, их название связано с тем, чем они питаются. Есть парно и непарнокопытные, название этих отрядов связано со строением конечностей. А этот отряд получил своё название не от особенностей их строения, не от того, что они едят. Название связано с тем, как они едят. Так как же называется самый многочисленный отряд млекопитающих?
(грызуны)
Вопрос о болезни, которой не бывает у крыс
Белые крысы, выведенные человеком от серой крысы, давно стали подопытными животными. У крыс те же болезни, что и у человека. Поэтому и новые лекарственные препараты, и лечение , и диагностику отрабатывают на крысах. И питаются крысы тем же, что и люди. Но предпочитают животные корма растительным. Даже при обилии пищи предпочитают мясо и рыбу. В холодильниках, где хранятся мясные туши ,при минус 17 градусах, они питаясь только мясом, интенсивно размножаются и быстро растут. Но умные крысы знают меру в еде. Так чем же не страдают крысы, какой болезни у них не бывает?
(ожирение, избыточный вес )
Вопрос, связанный с питанием крыс
Даже острые наши ножи со временем тупеют и их приходится затачивать. В отличии от ножей передние зубы крыс – резцы, всегда острые, хотя они могут разгрызать очень твёрдый материал. Спереди резцы у грызунов покрыты эмалью, а сзади её нет. Резцы не имеют корней, поэтому растут всю жизнь. За год вырастают на 3 см, а за всю жизнь могли бы вырасти до 70 – 100 см. Так почему же зубы остаются острыми и всегда одинакового размера?
(они стираются и затачиваются)
Вопрос о крысе, название которой подчёркивает её роль в истории человечества.
Эта болезнь в древности и в Средние века была причиной панического страха. В 6 веке от этой чумы погибло 100млн человек. В 14 веке эта болезнь пришла в Европу вместе с крысами. За 5 лет погибло 24млн человек. Какой же вид крыс принёс в Европу чумных блох и возбудителей этой страшной болезни, известной в те времена под названием «чёрная смерть»?
(чёрная крыса)
Вопрос снова о зубах грызунов и крысы в том числе
У человека и у большинства млекопитающих есть три вида зубов. А вот крысам не повезло. У них только два типа зубов, а третьего типа просто нет. Возможно, что те зубы крысам просто не нужны. Они и без них прекрасно обходятся. И являются процветающей группой грызунов. Так каких зубов у крыс нет?
(клыки)
Подведение итогов
Команда- победительница получает переходящий приз – мудрую тётушку Сову. Команды выбирают лучшего игрока данной игры
Источники информации
1.Жизнь животных, том седьмой. Млекопитающие Под редакцией академика В.Е. Соколова. М, Просвещение, 1989
2. Бейко В.Б., Березина М.Ф., Богатырёва Е.Л, и др. Большая энциклопедия животного мира. М, РОСМЕН-ПРЕСС, 2007
3. Школьник Ю.К. Животные. Полная энциклопедия . М, Эксмо, 2011
4. Стручков Е.А. Окружающий мир. 4 класс: развитие умения развёрнутого оценивания информации Волгоград, Учитель, 2012
5. М. Аксёнова, С. Исмаилова. Энциклопедия для детей. Биология. М, Аванта + , 1994
Горбачёва Марина Юрьевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Евгений Алексеевич
Евгений Алексеевич
Суслопарова Людмила Юрьевна
Евгений Алексеевич
Сухова Елена Владимировна
Евгений Алексеевич
Ильина Оксана Геннадьевна
Евгений Алексеевич
Дементьева Ирина Михайловна
Евгений Алексеевич