12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич14262
Учитель биологии и географии, а ныне пенсионер, не сидящий без дела и ищущий профессионального общения. Продолжаю разрабатывать игры для уроков биологии и природоведения в начальной школе
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Урок биологии»

 СЛАВНОЙ ГЕНЕТИКИ ДЕТИ  (СЕЛЕКЦИЯ И БИОТЕХНОЛОГИЯ)

 

Цель деятельности учителя : систематизация, обобщение и расширение знаний о селекции и биотехнологии

Результаты изучения темы:

1. Предметные – применяют знания о методах селекции организмов, направлений биотехнологии в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности природных объектов.

2. Личностные – осознают себя жителями планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и гордость за ее людей; в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.

3. Метапредметные.

Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) методов селекции и биотехнологии.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) о методах и достижениях селекции и биотехнологии и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.

Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».

 

                                                    Ход игры.

         Ребята! Сегодня мы продолжаем с вами цикл интеллектуальных игр по курсу «Общая биология»». Эта игра четвертая, поэтому вы уже знакомы с правилами игры, условиями проведения, сегодня у вас будет еще один дополнительный конкурс Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.

 

Конкурс капитанов «Верите те ли вы, что……»

1.Рожь, овес, конопля, канатник были первоначально сорняками

2.На создание сорта затрачивается больше времени, чем на создание породы (нет)

3.В племенном животноводстве используется промышленное скрещивание (нет)

4.Селекция растений, основанная на перекрестном опылении, более эффективна ( да, т.к. дает более разнообразный материал)

5.Перекрестное опыление растений создает для селекционеров большие технические трудности

6.Церепадус – пример географически отдаленной гибридизации (нет, отдаленной гибридизации растений разных родов)

7.Культурных растений примерно 20 тысяч видов, а важнейших сельскохозяйственных культур только 250 видов

8.Костромская порода крупно-рогатого скота – результат заводского скрещивания

9.Инбридинг в 19 веке в Англии широко использовался для создания новых пород

10.Гетерозис характерен только для гибридных растений ( нет, и для животных)

11.Триплоидные сорта бананов могут размножаться семенами ( не образуют их)

12.Бестеры – межродовые гибриды белуги и стерляди – плодовиты и жизнеспособны

13.Мулы – гибриды жеребца и ослицы ( нет, это лошаки, а мул – гибрид кобылы и осла)

14.Триплоидные сорта арбузов не имеют семян

15.Лучшие в мире сорта льна-долгунца создали псковские и смоленские крестьяне

 

Конкурс «Подсказка» по теме «Биотехнология»

1.Эти ферменты используются при создании рекомбинантных нуклеиновых кислот

2. Их много разных видов, но ученые знают, какие когда надо использовать

3. Их можно сравнить с нашими режущими инструментами

                                                               ( рестриктазы)

1. У этих жадных организмов все не так, как у их нормальных собратьев

2. Эта жадность очень выгодна человеку

3. Ведь именно с их помощью можно получать ценные вещества в промышленных масштабах

                                                              ( сверхпродуценты)

1. Это то, что помогает человеку экономить на сырье

2. Это и то, что помогает не загрязнять окружающую среду отходами производства

3. Это то, что обеспечивает человека ферментами, антибиотиками, гормонами

                                                             ( микробиологический синтез)

1. Это то, что очень ценят генные инженеры

2. Это и то, что заставляет человека создавать новые лекарства

3. Это то, что может быть у бактерий и обеспечивает им устойчивость к неблагоприятным условиям среды, в том числе, и к антибиотикам

                                                            (плазмиды)

1. Работы в данном направлении биотехнологии ведутся на двух уровнях организации живой материи

2. Эти работы поставляют в хозяйства безвирусный посадочный материал

3. Они же помогают резко усилить скорость селекционной работы

                                                           ( клеточная инженерия)

 

Конкурс «Меткий стрелок» по теме «Плоды Земли»

1.Хлебный злак, бывший сорняк в посевах пшеницы (рожь, рыжик, овес, конопля))

2.Зерновая культура, которую выращивают даже за полярным кругом (ячмень)

3.Гибрид пшеницы и ржи (тритикале)

4.Самый влаголюбивый злак, которому не страшно затопление (рис)

5.Акула

6.Второе название кукурузы ( маис)

7.Из пыльцы этого растения индейцы варили суп ( кукуруза)

8.Акула

9.Из зерен этого злака получают перловую крупу ( ячмень)

10.Единственный из злаков имеет 6 тычинок ( рис)

11.Злак – чемпион вставочного роста ( кукуруза)

12.Гибрид редьки и капусты ( куузика)

13.Акула

14.Из него изготовляют пшено ( просо)

15.Гибрид черемухи и вишни ( церепадус)

16.Акула

 

Конкурс « Кроссворд «Это удивительное явление»


Кроссворд "Славной генетики дети"
DOCX / 15.01 Кб

 

5. Конкурс «Биоаукцион « Ими гордится страна»

 

Вопрос о русском огороднике, Ефиме Андреевиче, которого уважала вся Европа

            Этот человек стал героем Международной выставки садоводства и огородничества в Вене. Среди выдающихся экспонатов, которые заценили в Европе, был кочан капусты диаметром 71см. За свою работу он получил 11 золотых, 41 серебряную и 11 бронзовых медалей. Только в опытах по выведению новых сортов картофеля он использовал 200 сортов! А простое перечисление новых сортов овощей и картофеля едва умещалось на 7 страницах машинописи. А фамилия его происходит от известной всем птицы, первой прилетающей к нам с приходом весны. Какая же эта фамилия?

                                                          ( Грачев Е.А.)

Вопрос о великом селекционере и часовых дел мастере

             Этот великий ученый оставил после себя богатое наследие – новые сорта плодово-ягодных культур, которые были получены с использованием новых методов селекции. В царской России за свои труды был награжден орденом Св. Анны 3 степени, при Советской власти – орденом Ленина и Трудового Красного Знамени. Именно ему принадлежат слова: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача». Это прежде всего относится к опытам по отдаленной гибридизации. Ныне имя ученого носит один из старинных русских городов. Кто же этот ученый?

                                                         ( Мичурин И.В.)

Вопрос об основателе русской зоотехнической науки

            Это был человек с художественной, творческой натурой, всерьез увлекался музыкой, великолепно писал маслом. Ветврач по образованию, профессор Московской сельхозакадемии, известен своими работами в области селекции животных. Им были выведены асканийская порода тонкорунных овец, украинская степная белая порода свиней. А фамилия у этого ученого была обыкновенная, чисто русская. Какая?

                                                         ( Иванов М.Ф.)

Вопрос об ученом, чьими трудами пользуется благодарное человечество

          Это был выдающийся ботаник, генетик, селекционер и географ. Вместе с соратниками он провел 180 экспедиций на 5 континентах, собрал в генный банк более 250 тысяч образцов культурных растений. Вывел закон, значение которого для селекции так же велико, как и закон Менделеева. Именно ему принадлежит учение о центрах происхождения культурных растений. Именно под его руководством генетика в нашей стране вышла на передовые позиции мировой науки. Кто же это ученый с мировым именем?

                                                        ( Вавилов Н.И.)

Вопрос о селекционере, уважаемом в мировой селекции растений

           Василий Николаевич – академик, доктор сельскохозяйственных наук. Известен своими трудами в области селекции пшеницы. Им было создано 40 сортов зерновых культур. Всемирную славу получил сорт пшеницы «мироновская-808». За свои труды ему дважды – в 1966 и 1977 годах – было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Даже его фамилия соответствует его творческой натуре. Фамилия обозначает мелкое ручное производство промышленных изделий, в основе которого личное мастерство человека. О ком этот вопрос?

                                                        ( Ремесло В.Н.)

 

6 .Подведение итогов

После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.