Интеллектуальная игра – викторина «Своя игра» по теме «Защитим природу»
Пояснительная записка к презентации
Вихляева Вера Григорьевна,
учитель биологии и химии,
филиал МБОУ СОШ с. Пашино
«ООШ д. Кувакуш»
Афанасьевского района Кировской области
Интеллектуальная игра – викторина «Своя игра» по теме «Защитим природу».
Цель: в игровой форме дать учащимся возможность показать свои знания по экологии, узнать новые интересные факты про окружающую среду.
Задачи:
-привлечь внимание детей к изучению природы, к проблемам сохранения окружающей среды;
-формировать представление о взаимодействии человека и природы;
-учить объединять знания и умения, проявлять творческие способности;
-развивать у обучающихся экологическую культуру и культуру общения;
-воспитывать любовь к природе, стремление ее охранять и беречь.
Форма проведения: игра – викторина «Своя игра».
Участники: обучающиеся 5-6 классов.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация, видеоролики, фонограмма песни «Как прекрасен этот мир»
Подготовительный этап: выбор команд, названий, капитана, подготовка приветствия команды; создание презентации (Приложение 3), разработка мероприятия.
Ход мероприятия
Организационный момент.
Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей…. Здравствуйте!
Вступление. Тема мероприятия.
Тема нашего занятия “Защитим природу”. Сегодня мы побеседуем об охране природы, об очень важной науке экологии. Ребята, что такое природа?
Дети. Воздух, вода, почва, растения, животные, человек – всё это природа.
Учитель: Как вы понимаете слово “защитник”?
Дети: Защитник – это тот, кто защищает, охраняет, оберегает кого-нибудь.
Учитель: Есть такая наука экология, которая учит людей защищать природу, бережно относиться к окружающему миру.
Учитель: Часто мы не задумываемся о тех богатствах, которые дала нам природа. Стремясь к более комфортной жизни, мы осваиваем целинные земли, вырубаем леса, проникаем всё глубже в недра Земли, тем самым наносим огромный ущерб природе. Вследствие этого высыхают реки, исчезают редкие виды растений, птиц и животных. Увеличивается и количество экологических проблем на земле. Где искать решения? Как помочь сохранить территории, природные богатства, уникальный животный и растительный мир?
Мы сегодня поговорим об этом.
Описание игры.
Сегодня мы с вами встретились на необыкновенной игре. Это «Своя игра»! А это значит, что мы с вами услышим множество вопросов. Игра построена по принципу телевизионной викторины «Своя игра».
В игре участвуют 2 команды. Команды по очереди выбирают тему и количество баллов. На обдумывание вопроса команде даётся одна минута. В том случае, если команда не отвечает на вопрос, право ответа переходит к другой команде. Игра идет до последнего вопроса.
Переход к выбранному вопросу и обратно к таблице осуществляется по гиперссылкам. Правильный ответ появляется по щелчку мыши.
После того как закончится игра, жюри подсчитает ваши баллы и мы узнаем какая команда оказалась сильнее. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Приветствие команд.
Команды заранее готовят название, девиз, эмблему, приветствие другим участникам. Конкурс оценивается до 10 баллов.
«Своя игра»
Команда, первая разгадавшая загадку начинает игру.
У речек в низинах
Они всегда растут,
Их прутья на корзины
И коробы идут.
Ответ: (ива)
Категория 1 «Определения»
20 баллов. Часть биологии, изучающая отношение организмов между собой и окружающей средой.
Ответ: Экология
Учитель. Природа - это солнце, звезды, воздух, вода... Это деревья, птицы, звери, бабочки... И человек - это тоже часть природы. Но природа - это не беспорядочный набор живых и неживых предметов и явлений. Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки.
А экология - это наука о законах жизни природы.
В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме. Главный закон экологии - все связано со всем. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. А еще дождь, снег, и чистый воздух.
У Бориса Заходера есть замечательные стихи:
(Читает ученик)
1ученик:
Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, -
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед
И кто делает яд!
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
40 баллов. Нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и верхняя часть литосферы Земли, населенные живыми организмами.
Ответ: Биосфера
Учитель: Биосфера характеризуется разнообразием природных условий, зависящих от широты и рельефа местности, от сезонных изменений климата. Но основная причина этого разнообразия — деятельность самих живых организмов.
Между организмами и окружающей их неживой природой происходит непрерывный обмен веществ, и поэтому разные участки суши и моря отличаются друг от друга по физическим и химическим показателям.
Учёные считают, что на Земле обитает от 2 до 5 млн видов живых организмов; каждый вид объединяет миллионы и миллиарды особей, определённым образом распределённых в пространстве. Каждый вид по-своему взаимодействует с окружающей средой. Деятельность живых организмов создаёт удивительное разнообразие окружающей нас природы. Это разнообразие служит гарантией сохранения жизни на Земле.
60 баллов. Тесное сожительство организмов разных видов, приносящее им взаимную пользу.
Ответ: Симбиоз
Просмотр видео «Симбиоз – сотрудничество биологических видов» (Приложение 1)
80 баллов. Свойство атмосферы пропускать солнечную радиацию, но задерживать земное излучение, способствуя аккумуляции тепла нашей планеты.
Ответ: Парниковый эффект
Просмотр видео «Парниковый эффект» (Приложение 2)
Категория 2 «В мире животных»
20 баллов. Отгадайте ребус
Ответ: Выдра
Учитель: Выдра - плотоядное млекопитающее в ветви семейства ласок, называемой куньи.
Логово выдры называют «лохом» или «кушеткой».
Выдры - очень активные охотники, проводящие много часов в день, преследуя добычу в воде или прочесывая реки и морское дно. Они в основном едят рыбу, но также лягушек , раков и крабов , некоторые виды несут камни, чтобы помочь разбить открытых моллюсков.
40 баллов. Это самое крупное животное на планете. Его длина доходит до 33 метров, а масса — до 190 тонн.
Ответ: Синий кит
Учитель: Самка синего кита всегда больше самца. На языке синего кита, который весит до 4 тонн, может уместиться около 50 человек. Почему киты поют? Точно не известно. Учёные предполагают, что песни китов – это своеобразная перекличка или сигналы опасности. Новорожденный синий кит весит около 2 тонн и выпивает за сутки 90-200 литров материнского молока. Детёныш синего кита находится с матерью около трёх лет.
60 баллов. Какое животное изображено на эмблеме Всемирного фонда защиты дикой природы?
Ответ: Панда
Учитель: Всемирный фонд дикой природы (WWF) — одна из крупнейших независимых международных природоохранных организаций, работающая более чем в 100 странах. Главные цели — сохранение биологического разнообразия Земли и уменьшение экологического следа.
Еще в 1961 году, в год основания WWF, в лондонский зоопарк привезли из Китая большую панду Чи-Чи, где ее увидел и нарисовал Питер Скотт, один из основателей фонда. Симпатичный медвежонок, находящийся под угрозой исчезновения, стал эмблемой Всемирного фонда дикой природы и одним из самых узнаваемых логотипов в мире. С тех пор логотип «панда» является символом сохранения биоразнообразия на нашей планете.
80 баллов. Какое животное едва не стало причиной экологического бедствия в Австралии ?
Ответ: Кролик
Учитель: Кролики в Австралии — серьёзные вредители и агрессивный вид. Они были привезены в Австралию на кораблях Первого флота и широко распространились после запуска в природную среду в 1859 году. Кролики наносят ущерб сельскохозяйственным культурам на миллионы долларов.
Категория 3 «Удивительные растения»
20 баллов.
«Продолжи фразу».
Наука, которая изучает растения, называется….
Ответ: Ботаника
Учитель: Ботаника охватывает широкий круг проблем: закономерности внешнего и внутреннего строения растений, их систематику, развитие в течение геологического времени и родственные связи, особенности прошлого и современного распространения по земной поверхности, взаимоотношения со средой, сложение растительного покрова, возможности и пути хозяйственного использования растений.
40 баллов
Отгадайте загадку.
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук.
Ответ: Подорожник
60 баллов.
Ваша задача – прочитать названия растений и указать лишнее, объяснить свой выбор..
Шиповник, зверобой, волчье лыко, земляника.
Ответ: Волчье лыко. Шиповник, зверобой, земляника - это лекарственные растения, а волчье лыко - ядовитое.
80 баллов.
«Узнай дерево по описанию»
Название у неё одно, а вот прозвищ множество: медовое дерево, царица лета, лыковое дерево, лубяное дерево, дерево спокойствия и счастья.
Цветут эти деревья поздно. Все деревья уже отцвели, а эти только собираются. Потому называют её «царицей лета». Не спеша нянчит это дерево каждый свой цветочек. И неспроста: пока все вокруг цвело, пчелы заняты были. А теперь пчелы посвободнее, все внимание ей уделяют. Нектар в цветках вкусноты и полезности необычайной. Пчелы так стараются его собрать, что даже ночью летают.
Листья, почки, цветки обладают лечебными свойствами, поэтому с их помощью люди лечат многие болезни.
С давних времен используют люди древесину этого дерева. Древесина у нее мягкая, податливая. В старину делали из её древесины колчаны для стрел, ножны для оружия, строили бани. Шла она на лодки, чашки, блюдца, ложки, а еще на разные поделки и игрушки. А еще в старину люди не могли обойтись без лыка. Из лыка плели мочалки, корзины, мешки, веревки, а главное – лапти.
В наше время из её древесины делают мебель и музыкальные инструменты.
Ответ: Липа
Категория 4 «По страницам Красной книги»
20 баллов.Почему Красная Книга природы называется «красная»?
Ответ: Красный-цвет опасности.
Учитель: Красная книга – книга особенная. В ней перечислены животные и растения, которые могут навсегда исчезнуть.
В 1949 году была создана первая Красная книга. По заданию Международного союза охраны природы зоологи, ботаники, экологи составили списки животных и растений, которым угрожало полное исчезновение. Первое издание Международной Красной книги вышло в 1963 году, последнее 1978 – 1980 году (постоянно обновляется).
В 1966 году Международная Красная книга была издана в необычном виде. Обложка у неё была красная, а страницы – разноцветные.
Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.
Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.
Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы.
Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.
Зелёные: На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.
Серые: На серых страницах находятся сведения о мало изученных и редких видах.
Хранится Красная книга в Швейцарском городе – Морже.
Сегодня многие страны имеют национальные Красные книги. В их числе Австралия, Германия, Россия, США, Швеция, Эстония, Япония.
40 баллов. Издалека она похожа на разукрашенный поплавок. У селезня жёлтые щёки, разноцветный хохолок, коричневая грудь, белое брюхо. Название этой птицы похоже на название вкусного цитрусового плода.
Ответ: Мандаринка
60 баллов. Белая, как снег, и быстрая, как ветер. Её стихия – лёд и снег. В своих странствиях, особенно в самое холодное время, часто следует за хищниками, питаясь остатками их добычи. Гнездуется на утёсах и склонах северных островов.
Ответ: Белая чайка.
80 баллов. Название этого растения в переводе с китайского означает «корень жизни». Большую ценность составляет для медицины. Цены – очень высоки. Медицинские препараты на основе этого растения укрепляют защитные свойства организма, улучшают зрение и др.
Ответ: Женьшень.
Читает 2 ученик.
Туровская Галина «О Красной книге…»
Тысячи животных сегодня в книге Красной…
Зверей когда-то было много, земля была прекрасной.
Они же ведь цветы земли, как будто бы зимой снежинки!
Как жаль, что многих мы уж видим только на картинке.
Без растений пустеют все поля.
Теперь уж не цветная, а черно-белая становится земля.
А ведь это люди сделали землю такой,
Без зверей, без растений своею тяжелой рукой.
Только люди, только мы всё исправить можем.
Давайте же растениям и зверькам поможем!
Подарим им ласку, защиту и любовь!
Пусть восстановится и зацветет природа вновь!
Категория 5 «Пластиковый бум»
20 баллов. Что такое макулатура?
Ответ: Макулату́ра (нем. Makulatur, от лат. maculo — пачкаю) — отходы производства, переработки и потребления всех видов бумаги и картона, пригодных для дальнейшего использования в качестве волокнистого сырья.
40 баллов.
Экологическая задача.
Брошенная на землю бумага разлагается через 2 года. в школе вас предстоит учиться 7 лет.
Если вы каждый год будете бросать в лесу, на лугу или у реки бумагу (обёртки, пакеты, газеты), сколько лет потребуется для того, чтобы весь бумажный мусор разложился?
Ответ: 9 лет
60 баллов.
Докажите, что лучше:
Стеклянная тара или пластиковая?
Ответ: Стеклянная тара лучше, так как она используется многократно. Пластик трудно перерабатывать вторично, при производстве пластика затрачиваются ресурсы, энергия, загрязняется окружающая среда.
80 баллов.Какие способы сокращения количества твердых бытовых отходов вы можете предложить?
Ответ.:
1. Запрещение использования токсичных веществ (например, бензин с добавлением свинца).
2.Производить товары длительного пользования.
3.Сбор и изоляция токсичных материалов.
4.Сокращение количества отходов, сбор и переработка мусора.
(Возможны другие варианты ответа)
3 ученик.
Как жить в XXI веке?
Что натворили мы в двадцатом веке!
Что стало с экологией земли.
Леса сжигали, засоряли реки.
Мы и не делать этого могли.
Могли не портить внутренние воды,
Ужиться мог с природой человек.
Могли не строить в городах заводы,
а как же нам прожить грядущий век.
Прожить без техногенных катаклизмов,
И не рискуя умереть в дыму.
С безвредною водой для организма...
Внемлите, люди, слову моему
4 ученик.
Чтоб человечеству от газов не погибнуть,
От вымирания живое уберечь,
Нам надо одно правило постигнуть.
Нам надо экологию беречь.
Берегите природу
Берегите, ребята, природу, -
И цветы, и деревья, и луг,
И животных, и почву, и воду,
Ведь природа – надежный наш друг.
Учитель. Ребята, мы должны сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Охрана природы — долг и обязанность каждого. Свято относитесь ко всему живому. Берегите каждое деревце, веточку, каждый цветочек, не рубите деревьев без нужды, не ломайте их. Убирайте за собой мусор на лесных полянах. Не допускайте пожаров в лесу. Не загрязняйте реки, озера и не разрешайте это делать своим знакомым. Не разоряйте птичьи гнезда, не убивайте зверей.
1 ученик: Наша жизнь и наше будущее зависит от каждого из нас.
2 ученик: Приложите силы к тому, чтобы предотвратить экологическую катастрофу.
3 ученик: Давайте жить в согласии с природой, не нарушая её законов и порядков, разумно использовать её богатства, чтобы сохранить нашу планету для будущих поколений.
Дети поют песню «Как прекрасен этот мир».
(фонограмма - Приложение 3)
Ты проснешься на рассвете,
Мы с тобою вместе встретим
День рождения зари.
Как прекрасен этот мир, посмотри.
Как прекрасен этот мир.
Как прекрасен этот мир, посмотри.
Как прекрасен этот мир.
Ты не можешь не заметить, -
Соловьи живут на свете
И простые сизари.
Как прекрасен этот мир, посмотри.
Как прекрасен этот мир.
Ты взглянула – и минуты
Остановлены как будто,
Как росинки, их бери…
Как прекрасен этот мир, посмотри.
Как прекрасен этот мир.
Как прекрасен этот мир, посмотри.
Как прекрасен этот мир.
Рефлексия. Подведение итогов.
А сейчас, пожалуйста, закончите высказывания:
-Больше всего мне запомнилось сегодня….
-В сегодняшней игре мне удалось…
-Пожалуй, для себя я возьму…..
Предоставляется слово жюри для объявления результатов.
Подводится итог игры.
Награждение участников игры.
Список литературы
1.Заикина Е.А. Зеленый календарь планеты. Методические рекомендации для классных руководителей 5-7 классов// Журнал «Классный руководитель» №7, 2012 год
2.Экология родного края/ Под ред. Т.Я. Ашихминой.-Киров.: Вятка,1996
Интернет-ресурсы
http://dou459.forchel.ru/tsv-gorod/693-ekologiya-detyam.html#
https://www.yaklass.ru/p/biologia/obschie-biologicheskie-zakonomernosti/osnovy-ekologii
https://poznavaika.in/fakty/pro-zhivotnykh/133-interesnye-fakty-o-vydre-dlya-detej
http://cdb-seversk.tom.muzkult.ru/CHudo_yudo
https://www.westwing.ru/zhurnal/obraz-zhizni/wwf-symbols/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кролики_в_Австралии
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ботаника#
https://multiurok.ru/files/poznavatiel-naia-ighra-viktorina-eti-udivitiel-nyi.html
https://infourok.ru/igraviktorina-po-stranicam-krasnoy-knigi-2368096.html
http://bibliomenedzer.blogspot.com/2013/02/blog-post_5.html
Приложение 1
Видео «Симбиоз – сотрудничество биологических видов»
(https://www.youtube.com/watch?v=yo32dYQuBSU)
Приложение 2
Видео «Парниковый эффект» (https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwj1x6Oe2PjsAhVOr4sKHeNQAKoQtwIwBXoECAMQAg&url=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DyrPgxSSOo1s&usg=AOvVaw2HcuqxKD7mDCEu7Gl_iQl_)
Приложение3
Фонограмма к песне «Как прекрасен этот мир» (http://mp3minus.ru.net/%D0%9D%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B4%D1%8B/%D0%9A%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BD-%D1%8D%D1%82%D0%BE%D1%82-%D0%BC%D0%B8%D1%80)
Приложение 4
Презентация «Своя игра» (прилагается)