12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич12538
Учитель биологии и географии, а ныне пенсионер, не сидящий без дела и ищущий профессионального общения. Продолжаю разрабатывать игры для уроков биологии и природоведения в начальной школе
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Урок биологии»

ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ……..

( ГЕНЕТИКА, СЕЛЕКЦИЯ, БИОТЕХНОЛОГИЯ)

Цель деятельности учителя: систематизация, обобщение и расширение знаний по темам « Генетика, селекция, биотехнология»

Результаты изучения темы:

1. Предметные – применяют знания о закономерностях наследования, методах и результатов селекционной работы в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности наследования признаков у человека, растений, животных и микроорганизмов

2. Личностные – осознают себя жителями планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и чувство ответственности за сохранение ее природы; в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.

3. Метапредметные.

Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей развития организмов

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) о закономерностях наследования, методах селекционной работы и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.

Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».

 

                                                                Ход игры.

         Ребята! Сегодня мы с вами продолжаем цикл интеллектуальных игр по курсу «Общая биология». Эта игра не первая в этом году, но вы уже знакомы с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.

 

Конкурс капитанов «Верите те ли вы, что…»

1.Успех селекционной работы зависит только от мастерства селекционера ( нет)

2.Доминирование признаков всегда только полное ( есть и промежуточное)

3.Микробиологический синтез по сравнению с химическим экономичен и экологичен

4.Закон независимого наследования признаков – это третий закон Менделя

5.Искусственные ДНК и РНК помогает получить генная инженерия

6.Полиплоидные растения дают более высокие урожаи

7.Открытие Морганом сцепленного наследования позволило ученым создавать генетические карты организмов

8.Использование радиации позволяет ученым получать растения с ценными признаками

9.При одном и том же фенотипе генотип может быть разным

10.Соматические клетки не содержат половых хромосом ( нет, содержат)

11.У птиц самки гетерогаметны, а самцы – гомогаметны

12.Признаки, сцепленные с Y-хромосомой, передаются по мужской линии через поколение ( нет)

13.Близнецовый метод позволяет выявить роль среды и наследственности в формировании признаков

14.Гетерозис у растений проявляется только в первом поколении

15.Для выращивания огурцов в комнате или на балконе используют партенокарпические сорта

Конкурс «Подсказка»

Это явление нарушает привычное расщепление признаков 3:1

Полученные гибриды приобретают новые признаки, которых нет у родителей

При скрещивании гибридов между собой получают расщепление 1: 2: 1

                                                        ( промежуточное наследование)

При скрещивании мухи дигетерозиготной с дигомозиготной по рецессивным признакам должно теоретически получаться расщепление 1:1:1:1

Но на практике получается расщепление 50% : 50%

А в последующих скрещиваниях получается иной результат 41,5:8,5:41,5:8,5%

                                                        ( сцепленное наследование)

Охотник купил себе собаку без родословной

Но в школе его научили решать задачи по генетике.

Именно это скрещивание помогло ему убедиться, что собака не несет ненужных генов                                               

                                               ( анализирующее скрещивание)

Это овощное растение из семейства бобовых известно всем

         Оно является важным источником белка и обогащает почву азотом

Именно оно помогло открыть законы наследственности

                                                        ( горох)

Для биологических экспериментов эти животные с коротким жизненным циклом очень удобны

Еще одно их достоинство – большая плодовитость и неприхотливость

Именно на этом животном было открыто сцепленное наследование признаков

                                                       ( дрозофила)

 

Конкурс «Акула»

1.Акула

2.Скрещивание растений разных чистых линий ( межлинейная гибридизация)

3.Явление жизненной силы ( гетерозис)

4.Одомашнивание животных, или ( доместикация)

5.Акула

6.Кратное увеличение числа хромосом ( полиплоидия)

7.Потомство самоопыляющейся особи ( чистая линия)

8.Неаллельные гены, расположенные в одной хромосоме ( группа сцепления)

9.Акула

10.Скрещивание, применяемое для выяснения неизвестного генотипа (анализирующее)

11.Совокупность внешних и внутренних признаков ( фенотип)

12.Акула

13.Близкородственное скрещивание ( инбридинг)

14.Совокупность наследственных задатков ( генотип)

15.Метод антропогенетики, позволяющий выяснить характер наследования признаков ( генеалогический)

16.Мутации, вызывающие изменения строения хромосом ( хромосомные)

 

Конкурс  "Кроссворд по теме "Селекция"


Кроссворд по теме "Селекция"
DOCX / 13.65 Кб

1.Одна из форм отбора ( массовый)

2.При прививке это то, что прививают к другому растению ( привой)

3.Совокупность внешних признаков организмов ( фенотип)

4.Это он играет в селекции роль «сита» ( отбор)

5.Производство необходимых продуктов с помощью микроорганизмов (биотехнология)

6.Группа животных с хозяйственно ценными признаками ( порода)

7.А это группа сельскохозяйственных растений ( сорт)

8.Явление жизненной силы ( гетерозис)

9.Это то, что получается при скрещивании двух пород или сортов ( гибрид)

10.Это нежелательное явление изменяет генотип организма чаще в худшую сторону ( мутация)

11.Наука о выведении новых пород и сортов ( селекция)

12.Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика ( опыление)

13.Мендель – основатель этой науки ( генетика)

14.Эти организмы – объекты биотехнологии ( бактерии)

Ответив на вопросы, вы отгадает название группы организмов , у которых нарушен принцип обратной связи. Они образуют веществ во много раз больше, чем им требуется -                                                                                    сверхпродуценты

Конкурс «Биоаукцион»

Вопрос о том, как Сема и Степа занимались селекцией.

         Сема и Степа решили удивить своего деда и вывести для него новые гибриды перцев и баклажан. Сема занялся перцами, а Степан – баклажанами. На каждой грядке они посадили по 2 сорта каждой культуры, в расчете на то, что они переопылятся. Полученные семена от родительских растений они высадили на следующий год и получили точно такие же сорта. Гибридов не получилось. Дед объяснил им, почему так произошло. А как объясните вы?

                ( эти культуры самоопыляющиеся, требовалось искусственное опыление)

Вопрос о несбывшихся мечтах

         Бабушка Таня под старость лет решила помочь деду Васе осуществить его давнюю мечту – получить гибрид помидоров и картофеля, чтоб собирать и вершки, и корешки. Из интернета она узнала о том, что англичане разработали способ получения таких растений путем прививок и выращивают их, получая помидоры черри и клубни картофеля. После этого бабушка Таня отказалась от этой бредовой идеи. Почему?

                                             ( межродовые гибриды бесплодны)

Вопрос о том, как важно знать биологию

          Деловой и инициативный фермер Иннокентий за большие деньги купил племенного барана и запустил его в свое стадо. Полученное потомство он снова скрестил с этим же бараном. Такое скрещивание он практиковал несколько лет подряд. Улучшения породы не произошло, барана отправили на мясо, хотя он и был породистым. Почему же произошло ухудшение стадо, а ягнята часто рождались слабыми и больными?

       ( наблюдалась инбредная депрессия из-за близкородственного скрещивания)

Вопрос о том, как можно исправить недостатки созданных пород

           Селекционеры в результате длительной работы создали новую породу крупно-рогатого скота, у которой молокоотдача на единицу корма была высокой. Но жирность молока была низкой, а это для животноводов важный производственный показатель. А чтобы сделали вы, чтоб исправить этот недостаток?

( необходимо провести однократное скрещивание с быками породы с высокой жирностью – вводное скрещивание)

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (1)

Ильина Оксана Геннадьевна, 31.08.19 в 22:45 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Евгений Алексеевич!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.