Интеллектуальная игра к уроку биологии «Яблоко от яблони...» (9–11 класс)
ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ……..
( ГЕНЕТИКА, СЕЛЕКЦИЯ, БИОТЕХНОЛОГИЯ)
Цель деятельности учителя: систематизация, обобщение и расширение знаний по темам « Генетика, селекция, биотехнология»
Результаты изучения темы:
1. Предметные – применяют знания о закономерностях наследования, методах и результатов селекционной работы в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности наследования признаков у человека, растений, животных и микроорганизмов
2. Личностные – осознают себя жителями планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и чувство ответственности за сохранение ее природы; в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.
3. Метапредметные.
Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей развития организмов
Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) о закономерностях наследования, методах селекционной работы и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.
Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».
Ход игры.
Ребята! Сегодня мы с вами продолжаем цикл интеллектуальных игр по курсу «Общая биология». Эта игра не первая в этом году, но вы уже знакомы с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.
Конкурс капитанов «Верите те ли вы, что…»
1.Успех селекционной работы зависит только от мастерства селекционера ( нет)
2.Доминирование признаков всегда только полное ( есть и промежуточное)
3.Микробиологический синтез по сравнению с химическим экономичен и экологичен
4.Закон независимого наследования признаков – это третий закон Менделя
5.Искусственные ДНК и РНК помогает получить генная инженерия
6.Полиплоидные растения дают более высокие урожаи
7.Открытие Морганом сцепленного наследования позволило ученым создавать генетические карты организмов
8.Использование радиации позволяет ученым получать растения с ценными признаками
9.При одном и том же фенотипе генотип может быть разным
10.Соматические клетки не содержат половых хромосом ( нет, содержат)
11.У птиц самки гетерогаметны, а самцы – гомогаметны
12.Признаки, сцепленные с Y-хромосомой, передаются по мужской линии через поколение ( нет)
13.Близнецовый метод позволяет выявить роль среды и наследственности в формировании признаков
14.Гетерозис у растений проявляется только в первом поколении
15.Для выращивания огурцов в комнате или на балконе используют партенокарпические сорта
Конкурс «Подсказка»
Это явление нарушает привычное расщепление признаков 3:1
Полученные гибриды приобретают новые признаки, которых нет у родителей
При скрещивании гибридов между собой получают расщепление 1: 2: 1
( промежуточное наследование)
При скрещивании мухи дигетерозиготной с дигомозиготной по рецессивным признакам должно теоретически получаться расщепление 1:1:1:1
Но на практике получается расщепление 50% : 50%
А в последующих скрещиваниях получается иной результат 41,5:8,5:41,5:8,5%
( сцепленное наследование)
Охотник купил себе собаку без родословной
Но в школе его научили решать задачи по генетике.
Именно это скрещивание помогло ему убедиться, что собака не несет ненужных генов
( анализирующее скрещивание)
Это овощное растение из семейства бобовых известно всем
Оно является важным источником белка и обогащает почву азотом
Именно оно помогло открыть законы наследственности
( горох)
Для биологических экспериментов эти животные с коротким жизненным циклом очень удобны
Еще одно их достоинство – большая плодовитость и неприхотливость
Именно на этом животном было открыто сцепленное наследование признаков
( дрозофила)
Конкурс «Акула»
1.Акула
2.Скрещивание растений разных чистых линий ( межлинейная гибридизация)
3.Явление жизненной силы ( гетерозис)
4.Одомашнивание животных, или ( доместикация)
5.Акула
6.Кратное увеличение числа хромосом ( полиплоидия)
7.Потомство самоопыляющейся особи ( чистая линия)
8.Неаллельные гены, расположенные в одной хромосоме ( группа сцепления)
9.Акула
10.Скрещивание, применяемое для выяснения неизвестного генотипа (анализирующее)
11.Совокупность внешних и внутренних признаков ( фенотип)
12.Акула
13.Близкородственное скрещивание ( инбридинг)
14.Совокупность наследственных задатков ( генотип)
15.Метод антропогенетики, позволяющий выяснить характер наследования признаков ( генеалогический)
16.Мутации, вызывающие изменения строения хромосом ( хромосомные)
Конкурс "Кроссворд по теме "Селекция"
Кроссворд по теме "Селекция"
DOCX / 13.65 Кб
1.Одна из форм отбора ( массовый)
2.При прививке это то, что прививают к другому растению ( привой)
3.Совокупность внешних признаков организмов ( фенотип)
4.Это он играет в селекции роль «сита» ( отбор)
5.Производство необходимых продуктов с помощью микроорганизмов (биотехнология)
6.Группа животных с хозяйственно ценными признаками ( порода)
7.А это группа сельскохозяйственных растений ( сорт)
8.Явление жизненной силы ( гетерозис)
9.Это то, что получается при скрещивании двух пород или сортов ( гибрид)
10.Это нежелательное явление изменяет генотип организма чаще в худшую сторону ( мутация)
11.Наука о выведении новых пород и сортов ( селекция)
12.Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика ( опыление)
13.Мендель – основатель этой науки ( генетика)
14.Эти организмы – объекты биотехнологии ( бактерии)
Ответив на вопросы, вы отгадает название группы организмов , у которых нарушен принцип обратной связи. Они образуют веществ во много раз больше, чем им требуется - сверхпродуценты
Конкурс «Биоаукцион»
Вопрос о том, как Сема и Степа занимались селекцией.
Сема и Степа решили удивить своего деда и вывести для него новые гибриды перцев и баклажан. Сема занялся перцами, а Степан – баклажанами. На каждой грядке они посадили по 2 сорта каждой культуры, в расчете на то, что они переопылятся. Полученные семена от родительских растений они высадили на следующий год и получили точно такие же сорта. Гибридов не получилось. Дед объяснил им, почему так произошло. А как объясните вы?
( эти культуры самоопыляющиеся, требовалось искусственное опыление)
Вопрос о несбывшихся мечтах
Бабушка Таня под старость лет решила помочь деду Васе осуществить его давнюю мечту – получить гибрид помидоров и картофеля, чтоб собирать и вершки, и корешки. Из интернета она узнала о том, что англичане разработали способ получения таких растений путем прививок и выращивают их, получая помидоры черри и клубни картофеля. После этого бабушка Таня отказалась от этой бредовой идеи. Почему?
( межродовые гибриды бесплодны)
Вопрос о том, как важно знать биологию
Деловой и инициативный фермер Иннокентий за большие деньги купил племенного барана и запустил его в свое стадо. Полученное потомство он снова скрестил с этим же бараном. Такое скрещивание он практиковал несколько лет подряд. Улучшения породы не произошло, барана отправили на мясо, хотя он и был породистым. Почему же произошло ухудшение стадо, а ягнята часто рождались слабыми и больными?
( наблюдалась инбредная депрессия из-за близкородственного скрещивания)
Вопрос о том, как можно исправить недостатки созданных пород
Селекционеры в результате длительной работы создали новую породу крупно-рогатого скота, у которой молокоотдача на единицу корма была высокой. Но жирность молока была низкой, а это для животноводов важный производственный показатель. А чтобы сделали вы, чтоб исправить этот недостаток?
( необходимо провести однократное скрещивание с быками породы с высокой жирностью – вводное скрещивание)
Ильина Оксана Геннадьевна