12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич12541
Учитель биологии и географии, а ныне пенсионер, не сидящий без дела и ищущий профессионального общения. Продолжаю разрабатывать игры для уроков биологии и природоведения в начальной школе
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Урок биологии»

                      ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ. ШАГИ ЭВОЛЮЦИИ



Цель деятельности учителя: систематизация, обобщение и расширение знаний о движущих силах эволюции организмов

Результаты изучения темы:

1. Предметные – применяют знания о путях эволюции организмов в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности движущих сил эволюции

2. Личностные – в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.

3. Метапредметные.

Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей эволюции

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об особенностях движущих сил эволюции и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.

Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».



                                                            Ход игры.

          Ребята! Сегодня мы с вами продолжаем цикл интеллектуальных игр по курсу «Общая биология». Эта игра не первая в этом году, вы уже знакомы с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.

Конкурс капитанов «Верите те ли вы, что…»

    1.Линней считал, что виды существуют, но не изменяются

    2.Жирность молока коров – признак с широкой нормой реакции ( нет)

    3.Разные породы животных – это и разные виды ( нет)

    4.Комбинативная изменчивость связана с возникновением новых генов (нет)

    5.Видообразование происходит и в наше время

    6.Полиплоидия может быть полезной для организмов ( нет)

    7.Эволюционные факторы направляющего значения – естественный отбор, изоляция, волны жизни ( только естественный отбор)

    8.Масса и цвет глаз человека – признаки с широкой нормой реакции ( нет, только масса тела)

    9.Ламарк считал, что виды изменяются, но не существуют

    10.Видовые приспособления могут быть вредны для отдельных организмов

    11.Приспособленность организмов полезна в любых условиях ( нет)

    12.Географическое видообразование происходит только при разрыве ареала ( нет, и при его расширении)

    13.При изменяющихся условиях действует стабилизирующий отбор

    14.Промышленный меланизм подтверждает существование естественного отбора в природе

    15.Люди разных рас относятся к разным видам ( нет)

Конкурс «Подсказка»

    1.Это то, что проявляется в трех видах

    2.Это помогает регулировать численность организмов

    3.И приводит к совершенствованию организмов

                                                             ( борьба за существование)

    1.Это происходит в природе постоянно

    2.Даже если условия не изменяются

    3.Он происходит в трех формах

                                                            ( естественный отбор)

    1.Это то, что помогает организмам

    2.Но это относительно

    3.Относительность этого проявляется при изменении среды

                                                            ( приспособленность)

    1.Это происходит, когда численность организмов увеличивается

    2.Вид расширяет свой ареал

    3.А микроэволюция приводит к образованию новых видов

                                                           ( видообразование)

    1.Это изменяет генотип организмов

    2.Причем, это может быть полезно и вредно для организмов

    3.Это является поставщиком материала для отбора

                                                          ( изменчивость)


Кроссворд "Как называется эта наука"


Кроссворд "Дарвинизм"
DOCX / 12.5 Кб

Ответив на вопросы кроссворда, вы вспомните название науки

    1.Систематическая единица, реально существующая в природе ( вид)

    2.Область расселения вида ( ареал)

    3.Это ………….. не питания, а реакции организма ( норма)

    4.Процесс длительного исторического развития организмов ( эволюция)

    5.Сходство с другим отдельным предметом или организмом ( мимикрия)

    6.Наиболее важный критерий для определения видовой принадлежности организмов ( генетический)

    7.Именно это ученый заложил основы систематики растений ( Линней)

    8.Одна из форм естественного отбора ( дизруптивный)

    9.Это он считал, что виды изменяются, но не существуют ( Ламарк)

                                                 Ключевое слово - дарвинизм


Конкурс «Акула»

Очень нравится детям конкурс «Меткий стрелок», или «Акула». Второе название прочно закрепилось за подобными заданиями. На доске решетка из 16 квадратов с цифрами от 1 до 16. Команды поочереди выбирают номер вопроса, учитель читает вопрос и команда отвечает. За правильный ответ один умник. Если ответ неправильный, на него может ответить следующая команда, а потом и еще одна, если ответы правильные не даны. В этом случае ответ дает учитель. Но за некоторыми цифрами спрятались не вопросы, а «акулы», которые съедают у команды по одному умнику.


    1.Макроэволюция

    2.Микроэволюция

    3.Популяция

    4.Изоляция

    5.Экологическое видообразование

    6.Акула

    7.Естественный отбор

    8.Борьба за существование

    9.Ароморфоз

    10.Акула

    11.Дивергенция

    12.Идиоадаптация

    13.Акула

    14.Дегенерация

    15.Акула

    16.Волны жизни



Конкурс « Биоаукцион»

         Вопрос о противоположностях, которые всегда вместе

Это про них писал Пушкин: «Они сошлись ,вода и камень, стихи и проза, лед и пламень…». Эти два биологических явления тесно связаны между собой и нужны для эволюции и организмов. Но если один все старается изменить, то другой – консерватор. Ему все нужно сохранить в неизменном виде, обеспечить видовое постоянство признаков организмов. Что же это за две противоположности? 

                                          ( изменчивость и наследственность)

          Вопрос о том, кто правит балом

Этот оркестр в живой природе сформировался очень давно. Каждый здесь играет свою роль. Кто-то вносит изменения, кто-то – регулирует численность, кто-то регулирует число участников. Благодаря главной скрипке оркестра уживаются и сложные, и простые организмы, происходит их приспособленность к среде обитания. Кто же играет роль главной скрипки и правит балом?

                                          ( естественный отбор)

          Вопрос о том, что хорошо растениям, но плохо животным

Это явление может происходить у растений и животных. Чаще этот процесс происходит у растений, живущих в суровых условиях тундр и высокогорий. Это обеспечивает им устойчивость к неблагоприятным условиям среды. Это явление использует человек для получения высокоурожайных сортов. А возникновение этого у животных приводит к гибели организмов. Что это такое? 

                                            ( полиплоидия)

          Вопрос о том, что исчезает и вновь появляется.

Эти изменения приводят к нарушению развития человека, они нежелательны, так как приводят к слабоумию, бесплодию. Но несмотря на то, что организмы с подобными изменениями не оставляют потомства, численность этих изменений у человека остается на определенном уровне. Как назвать эти нежелательные приобретения?

                                            ( мутации)

          Вопрос о трех дорогах, приводящих к одному результату

Этих путей-дорог три. Первая – очень узкая, все там четко приспособлено. При движении по другой дороге все упрощается. А пойдешь по третьей- все усложняется. Но все дороги приводят к увеличению численности организмов, расширению их ареала, возникновению новых популяций. Как назвать эти три дороги?

                                            (Идиоадаптация, дегенерация, ароморфоз)

Подведение итогов

          После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.






Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.