Интеллектуальная игра по биологии «От простого к сложному. Шаги эволюции» (9–11 класс)
ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ. ШАГИ ЭВОЛЮЦИИ
Цель деятельности учителя: систематизация, обобщение и расширение знаний о движущих силах эволюции организмов
Результаты изучения темы:
1. Предметные – применяют знания о путях эволюции организмов в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности движущих сил эволюции
2. Личностные – в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.
3. Метапредметные.
Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей эволюции
Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об особенностях движущих сил эволюции и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.
Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».
Ход игры.
Ребята! Сегодня мы с вами продолжаем цикл интеллектуальных игр по курсу «Общая биология». Эта игра не первая в этом году, вы уже знакомы с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.
Конкурс капитанов «Верите те ли вы, что…»
1.Линней считал, что виды существуют, но не изменяются
2.Жирность молока коров – признак с широкой нормой реакции ( нет)
3.Разные породы животных – это и разные виды ( нет)
4.Комбинативная изменчивость связана с возникновением новых генов (нет)
5.Видообразование происходит и в наше время
6.Полиплоидия может быть полезной для организмов ( нет)
7.Эволюционные факторы направляющего значения – естественный отбор, изоляция, волны жизни ( только естественный отбор)
8.Масса и цвет глаз человека – признаки с широкой нормой реакции ( нет, только масса тела)
9.Ламарк считал, что виды изменяются, но не существуют
10.Видовые приспособления могут быть вредны для отдельных организмов
11.Приспособленность организмов полезна в любых условиях ( нет)
12.Географическое видообразование происходит только при разрыве ареала ( нет, и при его расширении)
13.При изменяющихся условиях действует стабилизирующий отбор
14.Промышленный меланизм подтверждает существование естественного отбора в природе
15.Люди разных рас относятся к разным видам ( нет)
Конкурс «Подсказка»
1.Это то, что проявляется в трех видах
2.Это помогает регулировать численность организмов
3.И приводит к совершенствованию организмов
( борьба за существование)
1.Это происходит в природе постоянно
2.Даже если условия не изменяются
3.Он происходит в трех формах
( естественный отбор)
1.Это то, что помогает организмам
2.Но это относительно
3.Относительность этого проявляется при изменении среды
( приспособленность)
1.Это происходит, когда численность организмов увеличивается
2.Вид расширяет свой ареал
3.А микроэволюция приводит к образованию новых видов
( видообразование)
1.Это изменяет генотип организмов
2.Причем, это может быть полезно и вредно для организмов
3.Это является поставщиком материала для отбора
( изменчивость)
Кроссворд "Как называется эта наука"
Кроссворд "Дарвинизм"
DOCX / 12.5 Кб
Ответив на вопросы кроссворда, вы вспомните название науки
1.Систематическая единица, реально существующая в природе ( вид)
2.Область расселения вида ( ареал)
3.Это ………….. не питания, а реакции организма ( норма)
4.Процесс длительного исторического развития организмов ( эволюция)
5.Сходство с другим отдельным предметом или организмом ( мимикрия)
6.Наиболее важный критерий для определения видовой принадлежности организмов ( генетический)
7.Именно это ученый заложил основы систематики растений ( Линней)
8.Одна из форм естественного отбора ( дизруптивный)
9.Это он считал, что виды изменяются, но не существуют ( Ламарк)
Ключевое слово - дарвинизм
Конкурс «Акула»
Очень нравится детям конкурс «Меткий стрелок», или «Акула». Второе название прочно закрепилось за подобными заданиями. На доске решетка из 16 квадратов с цифрами от 1 до 16. Команды поочереди выбирают номер вопроса, учитель читает вопрос и команда отвечает. За правильный ответ один умник. Если ответ неправильный, на него может ответить следующая команда, а потом и еще одна, если ответы правильные не даны. В этом случае ответ дает учитель. Но за некоторыми цифрами спрятались не вопросы, а «акулы», которые съедают у команды по одному умнику.
1.Макроэволюция
2.Микроэволюция
3.Популяция
4.Изоляция
5.Экологическое видообразование
6.Акула
7.Естественный отбор
8.Борьба за существование
9.Ароморфоз
10.Акула
11.Дивергенция
12.Идиоадаптация
13.Акула
14.Дегенерация
15.Акула
16.Волны жизни
Конкурс « Биоаукцион»
Вопрос о противоположностях, которые всегда вместе
Это про них писал Пушкин: «Они сошлись ,вода и камень, стихи и проза, лед и пламень…». Эти два биологических явления тесно связаны между собой и нужны для эволюции и организмов. Но если один все старается изменить, то другой – консерватор. Ему все нужно сохранить в неизменном виде, обеспечить видовое постоянство признаков организмов. Что же это за две противоположности?
( изменчивость и наследственность)
Вопрос о том, кто правит балом
Этот оркестр в живой природе сформировался очень давно. Каждый здесь играет свою роль. Кто-то вносит изменения, кто-то – регулирует численность, кто-то регулирует число участников. Благодаря главной скрипке оркестра уживаются и сложные, и простые организмы, происходит их приспособленность к среде обитания. Кто же играет роль главной скрипки и правит балом?
( естественный отбор)
Вопрос о том, что хорошо растениям, но плохо животным
Это явление может происходить у растений и животных. Чаще этот процесс происходит у растений, живущих в суровых условиях тундр и высокогорий. Это обеспечивает им устойчивость к неблагоприятным условиям среды. Это явление использует человек для получения высокоурожайных сортов. А возникновение этого у животных приводит к гибели организмов. Что это такое?
( полиплоидия)
Вопрос о том, что исчезает и вновь появляется.
Эти изменения приводят к нарушению развития человека, они нежелательны, так как приводят к слабоумию, бесплодию. Но несмотря на то, что организмы с подобными изменениями не оставляют потомства, численность этих изменений у человека остается на определенном уровне. Как назвать эти нежелательные приобретения?
( мутации)
Вопрос о трех дорогах, приводящих к одному результату
Этих путей-дорог три. Первая – очень узкая, все там четко приспособлено. При движении по другой дороге все упрощается. А пойдешь по третьей- все усложняется. Но все дороги приводят к увеличению численности организмов, расширению их ареала, возникновению новых популяций. Как назвать эти три дороги?
(Идиоадаптация, дегенерация, ароморфоз)
Подведение итогов
После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.