Публикация «Интерактивные методы контроля знаний на занятиях в учреждениях дополнительного образования»
Интерактивные методы контроля знаний на занятиях в учреждениях дополнительного образования
Хохлова Нина Борисовна,
педагог дополнительного образования
МУ ДО «Дом творчества» р.п. Духовницкое
Духовницкого района Саратовской области
Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так,
как учили этому вчера.
Джон Дьюи
На сегодняшний день дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, оно социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства как образование, сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей. Реализация программ дополнительного образования предоставляет всем без исключения детям возможность проявления своих талантов, помогает им научиться жить вместе, приобретать знания на протяжении всей жизни, работать и совершенствоваться в своей профессии, справляться с различными ситуациями; проявлять самостоятельность и способность к оценке своих возможностей, личную ответственность за качество выполняемой работы.
Определить качество дополнительного образования можно по многообразию предлагаемых детям образовательных областей, видов, типов и форм деятельности, программной проработанности и ресурсной обеспеченности образовательного процесса, конкретности прогнозируемых педагогами и детьми результатов образования, реальности их достижения в обозначенные в программе сроки.
Специфика дополнительного образования допускает различные схемы продвижения ребѐнка от одного образовательного результата к другому. Освоение любой образовательной программы может начинаться с любого достигнутого ребёнком уровня готовности к восприятию предлагаемого материала, к решению предложенной задачи или к выполнению какого-то задания.
Поэтому главное условие эффективности образовательной программы дополнительного образования детей – включение в ее структуру контрольно-диагностического блока, представляющего обучающимся возможность не только выяснить свое отношение к тому или иному виду деятельности, но и познать свои важные качества, степень и потенциал их развития. Контрольно – диагностический блок является в проектировании образовательной программы самым трудным и ответственным. Контроль знаний обучающихся является одним из основных элементов оценки качества образования, важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса [1]. Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего коллектива для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации [2]. В учебной практике оценка образовательной деятельности детей осуществляется по учебным параметрам. При этом результат деятельности детей судят по участию и достижениям в конкурсах, смотрах, выставках, фестивалях и т.п. Но это относится к традиционному варианту контроля, который включает в себя промежуточный и итоговый контроль. Можно применять сложный вариант, т.е. стартовая диагностика, промежуточный и итоговый контроль, который помогает отследить динамику развития ребенка от начального уровня знаний, умений и навыков до конечного результата.
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» (ст.15,п.3) «образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся». Каждый педагог дополнительного образования может разработать свой вариант контроля усвоения ЗУН и достижений воспитанников в усвоении образовательной программы дополнительного образования детей. Важно, чтобы контроль и оценка знаний учащихся отвечали обще дидактическим требованиям и выполняли учетную, контрольно – корректирующую, обучающую, воспитательную функции.
Целесообразно применять индивидуальные и групповые формы контроля на разных его этапах как традиционные: диктант, самостоятельная, контрольная, практическая, лабораторная работы, реферат, статья и др. , так и нестандартные: тесты, викторины, соревнования, эстафеты, коллективно-творческие дела, проекты, исследовательские работы и др. Для диагностики личностного развития ребенка используют наблюдение, тестирование, анкетирование, методы рефлексии, метод неоконченного предложения. Ограничение применения разнообразных форм, методов и средств контроля снижает возможности выявления результатов обучения, реализации основных функций проверки [3].
При выборе форм контроля необходимо помнить:
форма должна быть понятна детям;
формы контроля должны быть интересными, нетрадиционными;
результат должен отражать реальный уровень подготовки детей;
контроль должен иметь различные степени сложности;
контроль не должен вызывать чувство страха, формировать позицию человека не способного достичь успеха.
Повысить эффективность проверочных заданий возможно при использовании интерактивных методов, систематическое применение, которых создает благоприятные условия для формирования у детей учебной деятельности [4]. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. В их основе лежит механизм интеракции. Под интеракцией понимается непосредственная межличностная коммуникация. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение [5]. Поскольку сама идея подобного обучения возникла в середине 1990-х годов с появлением первого веб-броузера и началом развития сети Интернет, ряд специалистов трактует это понятие как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета. Вполне допустимо и более широкое толкование, как способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Интерактивные методы обучения способствуют и решению проблемы контроля качества знаний обучающихся в образовательном процессе, так как они помогают объективно оценивать результаты обучения.
Применение на интерактивных занятиях методики определения качества знаний по В.П. Беспалько, позволяет определить уровни усвоения знаний обучающихся и их способность переходить с одного уровня на другой: от ученического к типовому, эвристическому и творческому. Данные уровни позволяют решать различные задачи, отображающие развитие опыта учащихся в данном предмете в процессе обучения [6]. В процессе интерактивного общения в парах, группах у обучающихся формируются собственное мнение по тому или иному событию, явлению, активная жизненная позиция, творческие способности; развиваются речь, чувство ответственности за общее дело, систематизируются, анализируются, конкретизируются и корректируются представления, понятия; устанавливаются логические связи, содействующие пониманию закономерностей и мировоззренческих идей и т.п. Такие занятия – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике. К интерактивным методам относят игры, мозговой штурм, обыгрывание ролей, игровое проектирование, анализ конкретных проблемных (или других) ситуаций и другие.
Интерактивные способы контроля качества знаний обучающихся, способствуют повышению их заинтересованности, обнаружению достижений, успехов обучающихся, а главное углублению знаний и умений.
Специфика интерактивных заданий позволяет отражать все признаки качества знаний, как конечный результат их усвоения. К данным признакам относятся: полнота, оперативность, глубина, гибкость, конкретность и обобщенность, свернутость и развернутость, систематичность, а также осознанность [7]. Компьютерные средства позволяют создавать интересные и информационно насыщенные дидактические материалы и тестовые и контрольные задания для учащихся. С помощью компьютера можно за короткое время составить несколько вариантов тестов, содержащих вопросы на сопоставление и соответствие, задания закрытого и открытого типов. Такие тестирующие материалы позволяют быстро и качественно провести мониторинг усвоения новых знаний. Используя различные компьютерные программы, учащиеся и сами с удовольствием создают новые дидактические материалы: таблицы, плакаты, карточки, кроссворды по темам и пр.
Различные сервисы предлагают в помощь педагогу :
1. Интерактивные задания (викторины, пазлы, упражнения, игры и др.) – сервисы learningapps.org
2.Викторины, анкеты, таблицы, схемы, диаграммы- сервисы Google
3. Анкеты, опросы, тесты на сервере http://webanketa.ru
4. Целая фабрика различных кроссвордов - http://puzzlecup.com/crossword-ru/
5. Различные пазлы - сайт Puzzle Creation
6. Облако слов на сайте http://www.tagxedo.com
Контроль знаний обучающихся можно проводить с помощью теста или на примере практических заданий. Можно привести специальные вспомогательные программы easy Quizzy, Test Maker, Sunrav Test Office, iSpring Quiz Maker. Каждая вышеуказанная программа имеет свои возможности, способы применения. Например, если программой easy Quizzy можно пользоваться для проведения индивидуального теста, то программы TestMaker, Sunrav Test Office можно использовать для распространения тестов через сетевые технологии и сбора хранения результатов теста [8].
Программа iSpring Quiz Maker является частью программного пакета iSpring Suite, отличается от других программ проведения теста разнообразием видов тестов, предлагает проведение процесса теста в виде анимации, дает возможность применения подготовленного сборника тестов в различных технологиях, возможность подготовки приложения подготовленных тестов на произвольном языке. В программе Quiz Maker существуют несколько видов проведения тестов: – быстрый вопрос-ответ в виде «дa», «нет»; – варианты ответов одного выбора; – варианты ответов с несколькими выборами; – открытый тест; – установка соответствия; – установка правильной последовательности; – численный открытый тест;— заполнение текста с помощью выбора. В программе Quiz Maker для вопросов и ответов можно использовать формулу, рисунок, аудио, видео технологии. В отделе Settings контролируется полная организация процесса проведения теста. Уместно проводить такие операции, как настройка дизайна интерфейса, отметить время для теста, демонстрацию выдачи вопросов теста и порядка проверки. Составленные тесты приводятся в готовность в отделе Publish. В большинстве случаев для всех компьютеров тест генерируется в виде приложения, с возможностью использования на собственном веб - сайте. Для печати тестов на бумаге создана возможность переноса к редактору текста Microsoft Word. Программу Quiz Maker можно широко использовать на практических занятиях, поскольку тесты можно составить и в виде практических занятий. Например, разместить их в правильной последовательности, установить соответствие, заполнение текста, проверку решения какой-нибудь задачи. Тесты должны служить для повышения знаний учащихся и полностью их упражнять. С помощью программы Quiz Maker можно контролировать и оценивать знания учащихся. Для проведения теста в программе Quiz Maker существуют такие виды, как: установка выбора противоположности, выбор одного, выбор многого, правильной последовательности (то есть размещение ответов в порядке роста или убывания), установка правильного соответствия, произвольный ответ. В конце теста можно увидеть результаты, проанализировать ошибки. Выполнение упражнений такого вида дают учащимся новые знания и навыки. А преподавателя призывают вести занятия более интересно, заниматься самообразованием.
Test Maker позволяет использовать процедуру взаимного контроля или самоконтроля при работе с эталоном. Тестирование может проводиться в любой промежуток времени на занятии или дистанционно по вариантам или нет. Тесты могут быть традиционные и нетрадиционные: с выбором одного правильного ответа из нескольких ответов; на соответствие; на опознание (“да” - “нет”) и тесты на различение (избирательные и выборочные). Можно проводить взаимную проверку по ключу или самоконтроль по ключу.
Информационные технологии имеют огромный диапазон и потенциал возможностей для совершенствования учебного процесса. Особую значимость приобрели медиа. Мультимедийные объекты используются для усиления педагогического воздействия на учащихся путем создания дополнительных эмоциональных или мнемонических связей при контроле уровня усвоения учебной информации, удобны в случае отсутствия связи с Интернетом. Стандартная программа Power Point имеет огромные возможности и позволяет составить интерактивные кроссворды, занимательные викторины, сорбонки различной сложности.
На основе этой программы учитель информатики Россошанской школы - интернат Воронежской области Анатолий Николаевич Комаровский создал и продолжил совершенствование своего уникального конструктора тестов. Суть усовершенствований Анатолия Николаевича заключается в том, что он увеличил возможности тестирования в PowerPoint-2003 и PP-2007. Данный конструктор не требует от пользователя знания программирования. Эта авторская разработка позволяет создавать как проверочные тесты, так и обучающе - контролирующие ресурсы. Количество заданий – от одного до тысячи и более. Преимуществом создания тестов в среде Power Point является возможность разместить визуальные объекты. Конструктор А.Н. Комаровского позволяет создавать различные виды тестов:
с выбором единственного правильного ответа (с переключателями);
с выбором нескольких правильных ответов (с флажками);
тест на установление соответствия (с перемещаемыми объектами);
тест на установление правильной последовательности.
В конструкторе нет жесткой привязанности к определенному количеству заданий. В любой момент разработчик теста может добавлять или удалять слайды с заданиями и информационные слайды, произвольно менять их порядок следования.
Все элементы слайдов конструктора (в том числе переключатели и флажки) можно перемещать, менять их порядок, изменять размеры, цвет контуров и заливки, форматировать шрифт, редактировать текст.
Ведется учет времени, затраченного на прохождение теста, которое можно ограничить, включив таймер обратного отсчета. Время на информационных слайдах можно остановить. До истечения времени тестирования можно вернуться к предыдущим слайдам и исправить ответ.
Созданный «Менеджер тестирования» позволяет формировать электронный учет тестов через локальную сеть, с последующей автоматической их обработкой и обобщением.
Шаблон – конструктор с выбором ответа разработал Алексей Анатольевич Баженов, учитель химии и биологии Муниципального бюджетного учреждения «Охтеурская общеобразовательная средняя школа» с. Охтеурья, Нижневартовского района, Ханты-Мансийского автономного округа – Югра. Шаблон позволяет создавать тесты любой сложности. Кроме того, подготовил новый шаблон для простой, но эффективной дидактической игры. Условно можно дать ей название «Угадай слово». Дети учатся алгоритму поиска. Отсекают ненужные массивы информации, чтобы выйти на необходимый ответ. Игру можно проводить как командами, так и индивидуально. Подготовка игры требует от учителя минимум усилий. Главное, наполнить добротным содержанием и придумать оригинальные, остроумные подсказки, в том числе используя иллюстрации.
Данные конструкторы предполагают интерактивную форму оценивания работ и ответов как самими обучающимися, так и их одноклассниками, т.е. взаимооценивание.
Использование информационно-коммуникационных технологий при контроле знаний, одного из условий совершенствования процесса обучения, – это возможность личностно-ориентированного подхода для учителя, способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика, оперативная система контроля, позволяющая объективно оценивать знания учащихся, степень освоения ребенком дополнительной образовательной программы, выявляя имеющиеся пробелы и определяя способы их ликвидации, а также способствующая выявить наиболее способных и одаренных учащихся, проследить развитие личностных качеств и оказать им своевременную помощь
Используемая литература:
1. Майоров, А.Н. Мониторинг в образовании / А.Н. Майоров. - СПб.: Образование - Культура, 1998. - 330 с.
2.Педагогический контроль в дополнительном образовании: Методические рекомендации // Бюллетень программно-методических материалов.- 1999.- № 4.- с.16-31.
3.Шамова Т.И., Шарай Н.А. Система промежуточной аттестации школьников. // Завуч.- 1998.- №1.
4. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004
5. Суворова Н. И. Интерактивное обучение: Новые подходы / Н.И. Суворова. - М., 2005. – 276 с.
6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Просвещение, 1989. - 215 с.
7. Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? /И.Я. Лернер. – М.: Издат-во «Знание», 1978. – 48 с.
8. Дусткулов Ж. М., Авазов З. Ф. Использование интерактивных тестов при контроле и закреплении знаний // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 43-45.