Особенности педагогических технологий в учреждении дополнительного образования
особенности педагогических технологий
в учреждении дополнительного образования
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Педагогическая технология в системе образования 5
1.2 Подходы к классификации педагогических технологий 8
1.3 Педагогические технологий в системе 11
1.1 Педагогическая технология в системе образования 5
1.2 Подходы к классификации педагогических технологий 8
1.3 Педагогические технологий в системе 11
дополнительного образования 11
Учреждение дополнительного образования детей – особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения.
Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.
Сегодня в системе дополнительного образования детей необходимо больше внимания уделять повышению педагогического мастерства, росту квалификации педагогов в реализации современных технологий обучения и воспитания детей.
В настоящее время учреждения дополнительного образования могут выбирать приоритетные направления, программы, виды образовательных услуг, новые формы работы, ориентированные на интересы педагогического коллектива и родителей. Также в образовательный процесс внедряются различные современные образовательные технологии.
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
Образовательная технология - продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и педагога.
Актуальность темы заключается в следующем: дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья (закон об образовании РФ ст. 75). В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся педагогические технологии – это эффективная форма организации образовательного процесса. На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных и их использование помогает развивать творческие способности и коммуникативные навыки обучающихся.
Цель: выявить особенности педагогических технологий в учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества».
Задачи:
Раскрыть понятие педагогической технологии в системе образования.
Выявить подходы к классификации педагогических технологий.
Конкретизировать понятие педагогической технологии в системе дополнительного образования.
Выделить особенности педагогических технологий в учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества».
Объект – педагогические технологии.
Предмет – педагогические технологий в системе дополнительного образования.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Педагогическая технология в системе образования
Исследователи на протяжении длительного времени размышляют об эффективности образовательного процесса. Одним из важных средств оптимизации учебно-воспитательного процесса в современных условиях является выбор эффективных педагогических технологий.
Личностно-ориентированная педагогика требует сегодня переосмысления всего педагогического процесса, как обучения, так и воспитания, взгляда на обучающегося как на субъект деятельности. Качественное изменение личности обучающегося по сравнению с традиционной системой, развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные её цели. Придание педагогическому процессу концептуальности, системности, управляемости и результативности становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность современных педагогических технологий. Что способствует планомерному введению в педагогику системно-деятельностного подхода, исключает из практики малоэффективные вербальные способы передачи знаний, мотивирует проектирование технологической цепочки процедур, приемов, форм взаимодействия, обучающегося и педагога в системе «человек-человек», гарантирует образовательные результаты и снижает негативные последствия работы низко квалифицированных педагогов (Дергачёва Н.Л.).
В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют большие разночтения, среди которых можно выделить четыре позиции:
-педагогические технологии как средство, т.е. как производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса (В. Бухвалов, В. Паламарчук, Б.Т. Лихачев, С.А. Смирнов, Н.Б. Крылова, Р.де Киффер, М. Мейер);
-педагогические технологии как способ, процесс коммуникации, основанный на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса (В.П. Беспалько, М.А. Чошанов, В.А. Сластенин, В.М. Монахов, А.М. Кушнир, Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Сакамото и др.);
-педагогические технологии как научное направление, обширная область знания, опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук (П.И. Пидкасистый, В.В. Гузеев, М. Эраут, Р. Кауфман, С. Ведемейер);
-педагогическая технология как многомерное понятие, как многомерный процесс (В.И. Боголюбов, М.В. Кларин, В.В. Давыдов, Г.К. Селевко, Е.В. Коротаева, В.Э. Штейнберг, Д. Финн, К. Силбер, П. Митчел, Р. Томас).
Педагогические технологии реализуются через организованные педагогом различные виды деятельности учащихся: учебную, игровую, воспитательную, развивающую и т.д. «Любая деятельность, отмечает В.П. Беспалько, может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке».
В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов утверждают, что «педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий».
По мнению Б.Т. Лихачева, педагогическая технология – это «совокупность психолого – педагогических установок, определяющих пециальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса», определяющая порядок функционирования всех средств, используемых для достижения педагогических целей.
Любая педагогическая технология отличается технологичностью, т.е. поэтапностью, пошаговостью, заданных технологией, и выполняемых обучающимися, действий.
Кроме понятия «педагогическая технология» в педагогической теории и практике часто оперируют понятием «образовательная технология». Данный термин практически идентичен с определением В.М.Монахова.
Образовательные технологии включают в себя: представление планируемых результатов обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, набор моделей обучения, критерии выбора оптимальной модели для конкретных условий. По мнению М.В. Кларина в настоящее время образовательная технология может рассматриваться как область педагогической науки и как конкретная образовательная технология.
«Педагогическая технология» является содержательным обобщением, которое включает в себя смыслы всех определений разных авторов и исследователей. Данное понятие включает в себя три аспекта:
1) научный – педагогическая технология – это часть педагогической науки, которая изучает и разрабатывает цели, содержание и методы обучения и проектирует педагогические процессы;
2) процессуально-описательный – описание, алгоритм процесса, совокупность целей, методов и средств для достижения результата;
3) процессуально-действенный – осуществление педагогического процесса, функционирование всех личностных, методологических, педагогических средств.
Педагогическая технология существует в качестве науки, которая исследует рациональные пути обучения и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения [4].
Процесс разработки педагогической технологии называется процессом педагогического проектирования, который включает в себя несколько этапов:
Выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом;
Выбор приоритетных целей, на которые должен ориентироваться преподаватель;
Выбор технологии, которая ориентирована на совокупность целей или одну приоритетную цель;
Разработка технологии обучения.
Проектирование технологии обучения предполагает проектирование содержания дисциплины, форм организации этого процесса, выбор методов и средств обучения.
Таким образом, понятие «педагогическая технология» тесным образом связано с понятием «образовательная технология», представляет собой модель деятельности по организации образовательного процесса.
1.2 Подходы к классификации педагогических технологий
Существует большое количество классификаций педагогических технологий, в основе которых лежат различные критерии:
По уровню применения: общепедагогические, частнометодические и локальные технологии.
По философской основе – материалистические и идеалистические, диалектические, метафизические, научные и религиозные, свободного воспитания и принуждения, и другие.
По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.
По научной концепции: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, развивающие, технологии нейролингвистического программирования.
По ориентации на личностные структуры: информационные, операционные, эмоционально-художественные, эмоционально-нравственные, технологии саморазвития, эвристические и прикладные.
По характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.
В.П. Беспалько была предложена следующая классификация образовательных технологий по типу и управлению познавательной деятельностью:
Классическое лекционное обучение;
Обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;
Система «консультант»;
Обучение с помощью учебной книги – самостоятельная работа;
Система «малых групп» - групповые способы обучения;
Компьютерное обучение;
Система «репетитор» - индивидуальное обучение;
Программное обучение – для него присутствует специально подготовленная заранее программа [1].
Данные системы обычно представлены во взаимодействии, самыми распространенными образовательными технологиями исследователи считают: классно-урочную форму, предложенную Я.А. Коменским, современное традиционное обучение; групповые и дифференцированные способы обучения; программированное обучение.
Также исследователями выделяется классификация образовательных технологий на основе отношения к ребенку со стороны взрослых, можно выделить несколько технологий:
Авторитарные технологии, - в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.
Дидакто-центрические технологии, – в которых важным фактором формирования личности считаются дидактические средства, преобладают субъект-объектные отношения, приоритет отдается обучению, а не воспитанию.
Личностно-ориентированные технологии, в основе которых стоит личность ребенка, а также условия для её комфортного обучения и воспитания. Данные технологии имеют целью всестороннее творческое развитие ребенка. В рамках личностно-ориентированных технологий выделяют - гуманно-личностные технологии - проповедуют идеи уважения и любви к ребенку); технологии сотрудничества (демократизм, партнерство, равенство); технологии свободного воспитания (предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности); эзотерические технологии (в основе учение об изотерике).
М.В. Кларин выделяет в своей классификации «жесткие» и «гибкие» образовательные технологии. К «жестким» технологиям относятся: модель полного усвоения (Б. Блум, Л. Андерсон), бригадно-индивидуальное обучение, персонализированная система обучения, программированное обучение. К «гибким» технологиям можно отнести - технологии развивающего обучения, коллективного взаимообучения, модульного обучения, проектной деятельности; игровые технологии, диалоговые технологии, ситуативные технологии, проблемное изложение, интегративные технологии.
В педагогической литературе на сегодняшний день нет четко зафиксированной классификации технологий обучения, хотя выделено две градации – традиционные и инновационные технологии обучения. Традиционное обучение опирается на объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы, его основная сущность сводится к процессу передачи готовых известных знаний учащимся.
Таким образом, исследователи выделяют различные классификации образовательных технологий, в основе которых лежат различные критерии: тип управления познавательной деятельностью, ведущий фактор психического развития, научная концепция, отношения с обучающимся, характер и содержание личностной структуры.
1.3 Педагогические технологий в системе
Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
Учреждение дополнительного образования детей – особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения.
Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.
(Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, утверждал Я.А. Коменский, только при этом условии его работа будет высокорезультативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем).
Сегодня в системе дополнительного образования детей необходимо больше внимания уделять повышению педагогического мастерства, росту квалификации педагогов в реализации современных технологий обучения и воспитания детей.
В учреждении дополнительного образования детей в отличие от школы имеются все условия для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам; учить всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения в зависимости от уровня умственного развития и конкретных возможностей, способностей и запросов каждого ребенка.
Условием эффективности освоения любой учебной программы в дополнительном образовании является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает. Поэтому в системе дополнительного образования учебная программа создается под каждого ученика.
В дополнительном образовании отсутствует жесткая регламентация деятельности, но добровольные и гуманистические взаимоотношения детей и взрослых, комфортность для творчества и индивидуального развития дают возможность внедрять в практику личностно-ориентированные технологии.
Существует множество педагогических технологий в сфере дополнительного образования, такие как:
Технология личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
В соответствии с данной технологией для каждого обучающегося составляется индивидуальная образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития, (например, работа с одаренными детьми, детьми-инвалидами, многие педагоги в свою образовательную программу закладывают индивидуальное обучение).
В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
В учреждении дополнительного образования детей может применяться несколько вариантов учета индивидуальных особенностей и возможностей, обучающихся:
Комплектование учебных групп однородного состава (по полу, возрасту, социальному статусу);
Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную группу по направлению;
Профильное обучение, начальная профессиональная и допрофессиональная подготовка в группах старшего звена (швея, видеоискусство, и др.).
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет обучающемуся работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении. В школе индивидуальное обучение применяется ограниченно [6].
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Еще Я.А. Коменский оценивал «обращенную мысль как катализатор мышления»: «Если нужно – откажи себе в чем-нибудь и плати тому, кто тебя слушает». Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.
По мнению создателей технологии, основные принципы предложенной системы – самостоятельность и коллективизм (все учат каждого и каждый учит всех).
Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые технологии широко используются в его практике. Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе:
- одновременная работа со всей группой;
- работа в парах;
- групповая работа на принципах дифференциации.
Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.
Здоровьесберегающие технологии объединяют в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
В дополнительном образовании используются три основных вида здоровьесберегающих технологий:
-санитарно-гигиенические;
-психолого-педагогические;
-физкультурно-оздоровительные.
Критерии санитарно-гигиенические – это не только личная гигиена, но и обстановка и гигиенические условия в кабинете, в спортивном или танцевальном зале [12].
К психолого-педагогическим критериям, прежде всего, относится психологический климат на занятии. Эмоциональный комфорт, доброжелательная обстановка повышают работоспособность, помогают раскрыть способности каждого ребенка, и это приводит в конечном итоге к хорошим результатам.
Физкультурно-оздоровительные критерии – организация занятия с учетом моментов оздоровления, от которых во многом зависят функциональное состояние обучающихся в процессе деятельности, возможность длительно поддерживать умственную и физическую работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.
Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит, гуманному, демократическому подходу к модели.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Технология коллективной творческой деятельности предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Технология проектного обучения — альтернативная технология, которая противопоставляется классно-урочной системе, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс.
Результат проектной деятельности – это, прежде всего ход самой деятельности (сама деятельность), а продукт (игрушка-подушка, игрушка-коврик) – это одно из воплощений замысла, он помогает представить каков был замысел решения проблемы проекта.
Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий - дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
По мнению, В.П. Голованова, в наиболее общем виде дополнительное образование детей может быть определено как организованный особым образом устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству.
Основная цель деятельности МАУ ДО «Дом детского творчества» КГО – осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Задачами учреждения являются:
формирование и развитие творческих способностей, обучающихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического воспитания обучающихся;
выявление, развитие, поддержка одаренных и талантливых обучающихся;
социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Деятельность МАУ ДО «Дом детского творчества» КГО строится на таких принципах, как:
- дифференциация, индивидуализация, вариативность образования;
- развитие творческих способностей детей, выражающемся в том, что в организуемой образовательной деятельности доминируют творческие начала и творчество рассматривается как уникальный критерий оценки личности и отношений в коллективе;
- учет реальных возможностей и условий обеспечения образовательных программ материальными, технологическими, кадровыми и финансовыми ресурсами;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей, обучающихся при включении их в различные виды деятельности;
- ориентация на потребности общества и личности обучающегося;
- возможная корректировка учебной программы с учетом изменяющихся условий и требований к уровню образованности личности, возможности адаптации обучающихся к современной социокультурной среде.
В процессе образовательной деятельности Дома детского творчества реализуются 58 дополнительных общеразвивающих программ, из них: 50 – модифицированных, 8 – авторских [10].
Анализ современного состояния образовательной системы Дома детского творчества позволил определить, что одним из способов организации различных видов деятельности детей являются педагогические технологии.
Педагогические технологии, используемые в МАУ ДО «Дом детского творчества», направлены на то, чтобы:
-разбудить активность детей;
-вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
-подвести эту деятельность к процессу творчества;
- опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
В основе технологий, являющихся ориентиром для выстраивания образовательной деятельности, находятся личностно ориентированные технологии обучения и воспитания. Методическую основу большинства таких технологий составляют дифференциация и индивидуализация обучения с учетом индивидуальных особенностей детей в такой форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для их обучения.
Широко используются игровые технологии, обладающие средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся. В основе игровых технологий – целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем, при этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения.
В практической работе педагоги учреждения часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Тематические игры связанны с изучаемым материалом, например, тематические квесты: «Спас–Квест» (см. прил. 1), "Стихийное бедствие", "Путешествие во времени" и т.п. Особенностью таких занятий является подготовка учащихся к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений. Создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой обучающемуся необходимо действовать.
Обычно группу разбивают на подгруппы, каждая из которых самостоятельно работает над каким-либо заданием. Затем итоги деятельности подгрупп обсуждаются, оцениваются, определяются наиболее интересные наработки.
Игровая технология применяются педагогами в работе с обучающимися различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.
Введение системы интерактивного обучения сводится к тому, что между ребенком и изучаемым им вопросом исчезают промежуточные звенья, ребенок начинает «общаться» непосредственно с наукой, используя характерные для нее методы и средства. Педагог перестает быть простым транслятором знаний «по его вопросу», но и ребенок из пассивного слушателя превращается в субъект науки.
Коллективные способы обучения направлены на формирование коммуникабельной, толерантной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе, коллективе личности.
Для усвоения новых понятий путем решения учебных проблем активно используется проблемное обучение.
технологии разноуровневого обучения;
технологии социального самоопределения;
технологии духовного развития;
технологии сотрудничества;
технологии интегративного обучения;
технология развития индивидуальных творческих способностей.
Данные технологии позволят усовершенствовать процесс обучения и воспитания.
Целью образовательной деятельности учреждения является выявление, поддержка и создание условий для совершенствования художественно-творческих способностей воспитанников. Одним из важных условий развития детей является использование педагогических технологий.
К педагогическим технологиям, используемым в Доме детского творчества, можно также отнести занятия с элементами самоуправления, художественные акции, выставочную деятельность, организацию каникулярных сборов для одаренных и талантливых детей в области изобразительной и декоративно-прикладной деятельности, проекты и т.п.
В объединениях декоративно-прикладной направленности Дома детского творчества существуют, так называемые, творческие группы. Воспитанники этих особых групп – дети, достигшие высокого уровня в освоении практических умений, способные вести творческий поиск, способные поделиться своим опытом с другими. Поэтому именно с творческой группой была опробована новая форма организации учебного процесса – занятие с элементами самоуправления.
На занятие по теме «Уральский сувенир» были приглашены ребята из студии изобразительного искусства. Теоретическую часть с использованием мультимедийной презентации провели два очаровательных педагога – Вика Рой и Настя Кузнецова. На этапе практической работы подключились остальные студийцы в роли педагогов-консультантов. Итогом занятия стало активное обсуждение готовых работ – самоанализ и взаимоанализ по критериям (качество исполнения, цветовое и декоративное решение, выбор техники декорирования).
Еще одной формой работы с детьми является «художественная акция» - это форма организации художественной деятельности, которая в своем действе объединяет творческие усилия детей разного возраста и педагогов. Результатом коллективной творческой деятельности становится яркий, социально-значимый АРТ-объект.
Первая художественная акция «Дом, в котором живет солнце» прошла в Доме детского творчества в сентябре 2015 года. Данная акция была посвящена изучению солярной знаков и их значению в народной культуре. По итогам акции дети и педагоги создали коллективное панно для оформления фойе Дома детского творчества.
2016 год – художественная акция «Давайте познакомимся», где каждое объединение ДПИ изготовили эмблему своей студии.
Акция «Мастерская Деда Мороза» - социально значимый проект, в ходе которого дети изготовили новогодние сувениры для малоимущих слоев населения и передали их службе соцзащиты.
Акция «Птицы на крыльях весну принесли» проходила в рамках традиционных каникулярных сборов для одаренных детей.
Проанализировав кадровый и материальный потенциал образовательного учреждения, администрация и педагоги сочли возможным использовать каникулярное время для развития творческих и коммуникативных способностей воспитанников. Ежегодно с 2013 года проводятся сборы для одаренных детей в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
В рамках сборов можно проследить большой спектр активных форм взаимодействия:
-творческие мастерские;
-художественные акции;
-игровые программы;
-уличные соревнования;
-вертушка;
-фестиваль детского творчества;
-фольклорный праздник;
-групповая защита творческих проектов;
-тренинги общения и др.
С 2013 года проходят сборы экологической направленности: «Весна! Каникулы! Таланты!». Они включали в себя максимум современных средств и способов работы с детьми. Главной целью этих сборов была популяризация знаний по народной культуре и декоративно-прикладному искусству.
В весенние каникулы с 2014 года в рамках проведения сборов был реализован творческий проект «Картония», который предполагал создание креативной среды силами учащихся и последующего освоения выстроенного пространства. Отличительной особенностью сборов 2014 года является сотрудничество с педагогами и учащимися из г. Богданович.
Важнейшей составляющей деятельности объединений художественно-творческой направленности является выставочная деятельность.
Организация выставочной деятельности - одна из форм работы с творческим коллективом детей, направленная на развитие личности ребенка. Выставочная деятельность, помимо творческих способностей, развивает функции личности ребенка, связанные с взаимодействием (общением):
-мотивирующая функция – понимание необходимости своей деятельности;
-опосредующая функция – обеспечивающая контакты с окружающими людьми (опосредует внешние воздействия и внутренние импульсы поведения);
-функция самореализации – развитая личность стремится обеспечить признание своего «Я» окружающими.
Педагоги учреждения давно и достаточно широко в своей практике используют проектную деятельность, как один из развивающих ресурсов, хорошо знакомы с ее положительными сторонами и проблемными вопросами. Для педагогов Дома творчества, это мало изученный вид деятельности, хотя творческие работы воспитанников объединений прикладной направленности можно отнести к творческим проектам. В процессе выполнения выставочных и конкурсных работ педагог совместно с обучающимся проходит все стадии работы над проектом. Обсуждается внешний вид будущего изделия, совместно выбираются материалы и техника работы, готовится работа для предоставления на конкурсе или выставке.
В 2013-2014 учебном году в объединении «Вязание крючком» был осуществлен интересный опыт по созданию проекта на тему «Фенечка- оберег или украшение?».
Понятие «педагогическая технология» тесным образом связано с понятием «образовательная технология». Данные технологии необходимы для эффективности образовательного процесса. Исследователи под образовательной технологией понимают продуманную во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и педагога. Процесс разработки образовательных технологий называется педагогически проектированием.
В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов утверждают, что «педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий».
По мнению Б.Т. Лихачева, педагогическая технология – это «совокупность психолого – педагогических установок, определяющих пециальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса», определяющая порядок функционирования всех средств, используемых для достижения педагогических целей.
Существует большое количество классификаций педагогических технологий, в основе которых лежат различные критерии:
По уровню применения: общепедагогические, частнометодические и локальные технологии.
По философской основе – материалистические и идеалистические, диалектические, метафизические, научные и религиозные, свободного воспитания и принуждения, и другие.
По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.
По научной концепции: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, развивающие, технологии нейролингвистического программирования.
По ориентации на личностные структуры: информационные, операционные, эмоционально-художественные, эмоционально-нравственные, технологии саморазвития, эвристические и прикладные.
По характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.
В учреждении дополнительного образования детей в отличие от школы имеются все условия для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам; учить всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения в зависимости от уровня умственного развития и конкретных возможностей, способностей и запросов каждого ребенка.
Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:
- разбудить активность детей;
- вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
- подвести эту деятельность к процессу творчества;
- опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий - дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.
Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.
Но главное – педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, то есть основными профессиональными умениями для этой работы педагога являются аналитические.
Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь:
- применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;
- проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии;
- научить детей новым методам работы;
- оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.
По мнению, В.П. Голованова, в наиболее общем виде дополнительное образование детей может быть определено как организованный особым образом устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству.
Педагогические технологии, используемые в МАУ ДО «Дом детского творчества», направлены на то, чтобы:
-разбудить активность детей;
-вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
-подвести эту деятельность к процессу творчества;
- опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
В основе технологий, являющихся ориентиром для выстраивания образовательной деятельности, находятся личностно ориентированные технологии обучения и воспитания. Методическую основу большинства таких технологий составляют дифференциация и индивидуализация обучения с учетом индивидуальных особенностей детей в такой форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для их обучения.
К педагогическим технологиям, используемым в Доме детского творчества, можно также отнести занятия с элементами самоуправления, художественные акции, выставочную деятельность, организацию каникулярных сборов для одаренных и талантливых детей в области изобразительной и декоративно-прикладной деятельности, проекты, квесты, игровую деятельность и т.п.
Современная организация образовательно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей имеет личностно-ориентированную направленность, способствует полноценному развитию тех способностей, которые нужны личности и обществу, которые включают личность в социально-ценностную активность, способствуют ее самоопределению, обеспечивают возможности эффективного самообразования на протяжении всей последующей жизни.
Образовательный процесс в МАУ ДО «Дом детского творчества» КГО строится на основе реализации различных видов деятельности детей; обеспечивается свободный выбор каждому темпов и глубины освоения образовательных программ, осуществляется активное взаимодействие детей разных возрастов в образовательном процессе.
Следовательно, объектом технологии в дополнительном образовании детей является не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности обучающихся и организационные формы образовательного процесса в целом.
В результате для большинства детей создаются оптимальные условия развития: они могут реализовать свои способности и осваивать программы.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996.
Гуревич П.С., Психология и педагогика: учебник для студентов вузов М.: Юнити-дана,2015.- 320 с.
Дергачёва Н.Л. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей. Статья. 2015 г.
Евладова Е.Б. Логинова Л.Г. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования. Методическое пособие.
Епишева О.Б. Что такое педагогическая технология // Школьные технологии, 2004. N 1.
Казакова Н. А. методист МОУ ДОД Казачинского РЦДТ Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей.
Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта.
Кларин М. В. Развитие "педагогической технологии" и проблемы теории обучения.
Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог.
Монахов В.М. Педагогические аспекты интеграции педагогических технологий.
Образовательная программа МАУ ДО «Дом детского творчества» КГО.
Официальный сайт МАУ ДО «Дом детского творчества» КГО.
Сальникова, Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие / Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 c.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.
Современные педагогические технологии [Электронный ресурс]: http://www.ачмт.рф/pdf/metod_kabinet/sovremennie_ped_tehnologii.pdf (дата обращения 08.01.2018).