Программа воспитания учреждения дополнительного образования
ПРОЕКТ
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
МБУ ДО «Центр детского творчества»
Ворошиловского района
2021 – 2026 гг.
1. Особенности организуемого в МБУ ДО ЦДТ воспитательного процесса.
С 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». «Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде". (Статья 2, пункт 2)
«Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации". (Ст. 2, п.9).
Основания для разработки воспитательной программы МБУ ДО ЦДТ и плана воспитательной работы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726-р.
Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», определяющего 3 одной из национальных целей развития Российской Федерации
предоставление возможности для самореализации и развития талантов;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». 6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
В соответствии с реализацией предлагаемого комплекса мероприятий по развитию дополнительного образования детей в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Актуальность. Воспитание представляет собой многофакторный процесс: формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. В дополнительном образовании воспитание основывается на искреннем согласии детей и подростков сотрудничать с педагогом. Нельзя заставить детей посещать занятия, участвовать в общих делах, которые им не нравятся, не удовлетворяют их духовным запросам. Дополнительное образование позволяет ребенку максимально реализовать себя и самоопределиться профессионально и личностно. Обучающиеся самостоятельно и ответственно выстраивают свой путь образования и развития и активны в этом процессе. Результаты обучения в дополнительном образовании доступны, привлекательны, реальны, что позитивно сказывается на развитии личности ребенка, стимулирует его творчество и усиливает воспитательный эффект
Педагогическая целесообразность. Разработка и реализация Программы воспитания МБУ ДО ЦДТ решает основную идею комплексного подхода в образовательно-воспитательном процессе, который основан на следующих принципах:
программа воспитания непосредственно связана с реализацией дополнительных общеобразовательных программ, с реальным процессом работы педагога с детским объединением;
субъект-субъектное взаимодействие и продуктивное сотрудничество педагога с воспитанниками, взаимное стремление к активному творческосозидательному освоению мира во взаимодействии с социумом, позволяет успешно реализовывать педагогический процесс дополнительного образования в органичном и неразрывном единстве всех его составляющих, в том числе воспитания;
-дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
(ДООП) является инструментом определения воспитательных задач и планируемых результатов в соответствии с образовательными потребностями воспитанников МБУ ДО ЦДТ, их родителей (законных представителей);
-воспитательные возможности занятий по ДООП педагог реализует в совместной практико-ориентированной и личностно значимой деятельности;
-традиционные ежегодные мероприятия – это не только пространство для демонстрации достижений, но и возможность осмысления ценностей, знакомства с идеями и правилами, социальными нормами, погружения в профессию;
-выстраивание партнерских отношений с родителями, формулирование взаимных интересов является важным фактором создания положительной среды обучения и воспитания обучающихся, максимально полного использования воспитательного потенциала семьи и образовательного учреждения.
2. Цель и задачи воспитания
Цель воспитания в МБУ ДО ЦДТ - создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме. Данная цель ориентирована на обеспечение положительной динамики личностного развития обучающихся, выражающейся в
освоении социально значимых знаний и норм и приобретении опыта социального взаимодействия;
формировании опыта самоопределения (личного или профессионального) в различных сферах жизни;
формировании современных компетентностей и грамотностей, соответствующих стратегиям социально-экономического развития РФ, актуальным вызовам будущего.
Для достижения поставленной воспитательной цели необходимо решить следующие задачи:
1) использовать в воспитании обучающихся возможностей занятий по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, как источника поддержки и развития интереса детей к познанию и творчеству; 2) организовывать воспитательную работу с коллективом и индивидуальную работу с обучающимися детских объединений;
реализовывать потенциал событийного воспитания для формирования духовно-нравственных ценностей, укрепления и развития традиций детского объединения и образовательной организации, развития субъектной позиции обучающихся;
реализовывать потенциал наставничества в воспитании обучающихся, как основы взаимодействия представителей разных поколений, как мотиватора к саморазвитию и самореализации;
содействовать приобретению опыта личностного и профессионального самоопределения на основе индивидуальных проб в совместной деятельности и социальных практиках;
развивать социально-педагогическое партнерство МБУ ДО ЦДТ, для более эффективного достижения целей воспитания и социализации обучающихся;
поддерживать различные формы детской активности и самоуправления через развитие деятельности детских общественных объединений;
содействовать формированию у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, формированию личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни;
организовать содержательное партнерство с семьями обучающихся, их родителями (законными представителями) для более эффективного достижения целей воспитания;
Раздел 3. «Виды, формы и содержание деятельности»
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы МБУ ДО ЦДТ. Каждое из них представлено в соответствующих модулях воспитания и реализуется через план культурно – развлекательных воспитательных мероприятий, утвержденный на текущий учебный год (Приложение 1):
Инвариантные модули:
«Воспитание на учебном занятии»
«Воспитание в детском объединении»
«Ключевые культурно-образовательные события»
«Наставничество и тьюторство»
«Профессиональное самоопределение»
«Общественные объединения»
«Профилактика»
«Работа с родителями»
Инвариантные модули
3.1. Модуль «Воспитание на учебном занятии»
Учебное занятие в системе дополнительного образования направлено на развитие личностно-смысловой сферы ребенка (отношение к действительности, переживание, осознание ценностных ориентиров).
Главное в образовательном процессе дополнительного образования – успешность ребенка как результат педагогической деятельности, а мера этой успешности определяется только относительно личностного роста каждого ребенка.
Целевые ориентиры учебных занятий в МБУ ДО ЦДТ:
включение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, в ходе которой дети приобретают социально значимые знания, вовлекаются в социально значимые отношения, получают опыт участия в социально значимых делах;
реализация важных для личностного развития социально значимых форм и моделей поведения;
формирование и развитие творческих способностей;
поощрение педагогами дополнительного образования детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация педагогами воспитательного потенциала занятия предполагает следующее:
установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их творчески-познавательной деятельности;
побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятии явлений, организация их работы с получаемой на занятии социально- значимой информацией, инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного занятия по определенному направлению деятельности через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в объединении;
-применение на занятии интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат командной работе и взаимодействию с другими детьми;
-включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в объединении, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время занятия;
-организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их слабоуспевающими сверстниками, дающего обучающимся социально- значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских творческих проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
3.2. Модуль «Работа в творческом объединении».
При организации воспитательного процесса в творческом объединении педагог дополнительного образования реализует работу со всем объединением, индивидуальную работу с обучающимися объединения и работу с родителями (законными представителями) обучающихся. В данном тематическом модуле необходимо описать те виды и формы воспитательной деятельности с детским объединением, которые используются в работе именно вашей образовательной организацией и являются приоритетными.
При описании отобранных видов и форм воспитательной деятельности в детском объединении необходимо ориентироваться на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся.
Работа педагога дополнительного образования со всем детским объединением включает в себя:
инициирование и поддержку участия детского объединения в ключевых культурно-образовательных событиях образовательной организации, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении/ участии и анализе;
организацию в творческом объединении интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных воспитательных событий, коллективных творческих дел, способствующих укреплению традиций, формирование и развитие коллектива, в том числе разновозрастного, а также способствующих самореализации детей и подростков и получение ими социального опыта, формирование поведенческих стереотипов, одобряемым в обществе;
выработка с обучающимися детского объединения норм и правил совместной жизнедеятельности;
создание условий для проявления инициатив по самоуправлению жизнедеятельностью детского объединения.
Индивидуальная работа педагога дополнительного образования с обучающимися детского объединения:
изучение особенностей личностного развития обучающихся объединения через наблюдение за поведением, отношением к выбранному виду деятельности, взаимодействием и коммуникацией с другими обучающимися в специально создаваемых педагогических ситуациях, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственно-этическим темам или событиям, участником которых стал ребенок;
поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с другими детьми, личный и социальный опыт в конкретных видах и направлениях деятельности, в том числе в рамках программного содержания);
коррекция поведения ребенка через индивидуальные беседы с ним, его родителями (законными представителями), с другими членами детского объединения; через привлечение узких специалистов для решения выявленных проблем.
3.3. Модуль «Ключевые культурно-образовательные события»
Ключевые дела – это главные традиционные культурно-
образовательные события, которые организуются для обучающихся всех творческих объединений и в которых принимает участие большая часть детей МБУ ДО ЦДТ. Культурно-образовательные события - значимые для образования и формирования социального опыта детей мероприятия, комплекс коллективных творческих дел, интересных образовательных событий, которые организуются, проводятся и анализируются педагогами совместно с обучающимися и родителями.
Событийное воспитание основывается на общепедагогических идеях о том, что, создавая определенные условия взаимодействия человека с образовательной средой, можно повысить вероятность получения им тех или иных образовательных результатов, эффектов, получение которых планируется и гарантируется отобранными формами и видами деятельности участников события, что способствует становлению субъектности. Культурно-образовательное событие становится способом создания условий, которые максимальное повышают вероятность появления новых знаний, нового опыта, нового способа деятельности, а также эмоциональный отклик.
На внеорганизационном уровне:
проекты – совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами комплексы дел (благотворительной, трудовой, патриотической, гражданской, лидерской направленности),
ориентированные на преобразование окружающего организации социума);
открытые дискуссионные площадки – организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности, медицинских и правоохранительных органов, в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны, работы учреждений дополнительного образования, детскому и молодежному общественному движению;
проводимые и организуемые совместно с семьями обучающихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации детей и подростков и включают их в деятельную заботу об окружающих.
На уровне образовательной организации:
разновозрастные сборы, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, атмосферой эмоционально-психологического комфорта;
отчетные спектакли, концерты для родителей; творческие конкурсы, проекты, в которых бы участвовали дети и родители;
праздники образовательной организации – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все творческие объединения учреждения дополнительного образования детей;
торжественные ритуалы посвящения, символизирующие приобретение детьми новых социальных статусов в учреждении или др.;
капустники – театрализованные выступления педагогов, родителей и обучающихся с элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни детей и педагогов; они создают в учреждении атмосферу творчества и неформального общения, способствуют сплочению детского,
педагогического и родительского сообществ учреждения;
церемонии награждения (по итогам года) обучающихся разных творческих объединений, педагогов и родителей за активное участие в жизни учреждения, защиту чести учреждения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие учреждения; это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне творческих объединений:
выбор и делегирование представителей объединения в состав инициативной группы по подготовке культурно-образовательных событий на уровне учреждения;
участие объединения в реализации культурно-образовательных событиях учреждения;
организация в рамках объединения итогового анализа детьми культурно-образовательных событий на уровне учреждения;
проведение открытых занятий для родителей, подведение итогов учебного года с презентацией детьми своих портфолио;
На индивидуальном уровне:
вовлечение, по возможности, каждого ребенка творческого объединения в ключевые дела учреждения в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими детьми, с педагогами и другими взрослыми;
при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.4. Модуль «Наставничество и тьюторство»
Главные качества дополнительного образования – это открытость и доступность. Содержание образования в учреждении дополнительного образования детей определяется образовательной программой, учебным планом и дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами.
В творческих объединениях МБУ ДО ЦДТ обучаются воспитанники с разным уровнем образовательных возможностей и потребностей, обучающиеся с ОВЗ, обучающиеся с высокой мотивацией к освоению дополнительных общеобразовательных программ. Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих достижение обучающимися индивидуальных образовательных результатов становится наставничество и тьюторство. Организуя тьюторское сопровождения обучающихся, педагог дополнительного образования разумно использует интеллектуальный и творческий потенциал ребенка, его познавательную инициативу, диагностирует интеллектуальный потенциал, выявляет психологические компоненты его способностей в сотрудничестве с родителями и определяет направление и содержание индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальные образовательные маршруты обучающихся прилагаются к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. Актуальность разработки индивидуальных образовательных маршрутов сформированных на основании индивидуальных образовательных потребностей и особых образовательных запросов.
Цель наставничества и тьюторства в МБУ ДО ЦДТ – способствовать формированию значимых для обучающегося способов учебной работы, развитию творческих способностей, опыта личных побед и навыка достижения успеха, достижение цели индивидуального образовательного маршрута, получение нового социального опыта, возможность профессионального самоопределения.
Формы деятельности педагога-тьютора в МБУ ДО ЦДТ: индивидуальные и групповые тьюторские консультации, тьюториалы (семинары), тьюторские проекты, образовательные события и др.
Виды тьюторства в МБУ ДО ЦДТ: онлайн-тьюторство, стратегическое тьюторство, тактическое тьюторство, тьюторство группы, индивидуальное тьюторство, тьюторинг проблемных ситуаций.
3.5. Модуль «Профессиональное самоопределение»
Профориентационная работа в МБУ ДО ЦДТ нацелена на формирование у обучающихся универсальных качеств, внутренней потребности и готовности к сознательному и самостоятельному профессиональному выбору, ответственности за свой выбор, социальной мобильности. Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению «профессиональное самоопределение» включает в себя профессиональное просвещение, диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб.
К целевым ориентирам относятся:
включение обучающихся младшего школьного возраста в значимые проблемные ситуации, получение опыта совместного их решения; формирование у детей осведомленности о современных профессиях; - формирование готовности подростков к осознанному выбору сферы человеческой деятельности при освоении дополнительной общеобразовательной программы, актуализация их профессионального самоопределения;
формирование у старших школьников позитивного взгляда на трудовую деятельность, понимание уникальности индивидуальной профессиональной карьеры, круга общения на основе общих интересов и духовных ценностей;
поддержка инициативности обучающихся и поощрение их успешности в профориентационных мероприятиях различного уровня через разработку и реализацию индивидуальных и групповых планов и программ успешной самореализации.
Формы и виды деятельности обучающихся.
экскурсии, выезды дающие обучающимся начальные представления о существующих профессиях, об условиях работы людей, представляющих эти профессии;
посещение (проведение совместно с социальными партнерами) профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков;
прохождение профессиональной практики в творческих объединениях МБУ ДО ЦДТ;
участие в профориентационных соревнованиях, турнирах, олимпиадах, конкурсах проектов, конференциях и смотрах детского творчества различного уровня.
знакомство с всероссийский профориентационными проектами
«ПроеКТОриЯ» (https://proektoria.online/), «Навигатум» (https://navigatum.ru/), созданными в сети интернет;
совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий (http://мой-ориентир.рф/), веб-квеста «Построй свою траекторию поступления в вуз (https://postupi.online/service/service-vo/quest/) и др.
профориентационные формы, методы и приемы, используемые на учебном занятии, в МБУ ДО ЦДТ: профориентационные игры, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания обучающихся о профессиях.
3.6. Модуль «Общественные объединения»
Детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое формирование, которое создано по инициативе детей и взрослых на основе общих интересов для общих целей. Детское общественное объединение обладает высочайшим воспитательным потенциалом и сочетает в себе воспитательный потенциал других сфер совместной деятельности детей и педагогов из других модулей программы воспитания МБУ ДО ЦДТ.
Черты детского общественного объединения в МБУ ДО ЦДТ это: добровольность, самоуправляемость, совещательная и компромиссная позиция взрослого, обязательная совместная социально значимая деятельность детей и взрослых, ярко выраженная просоциальная направленность, то есть ориентация на пользу людям, заботу о других.
На базе МБУ ДО ЦДТ организована работа следующих детских общественных объединений:
Первичное отделение Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации Российского Движения Школьников (РДШ).
Районное отделение медиа-союза
Районный Центр профилактики Детского дорожно-транспортного травматизма (отряды ЮИД, ЮПИД Ворошиловского района)
Экологический штаб Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону. Цель: создание условий для общественной самореализации воспитанников и раскрытие их духовного и творческого потенциала, на основе присущей российскому обществу системы ценностей.
Систематическая работа направлена на:
организацию возможности приобретения воспитанниками опыта
индивидуальной и общественной самоорганизации детей;
развитие навыков командообразования и умений командной работы;
приобретение воспитанниками реального опыта гражданственности на основе участия в демократических процедурах самоуправления в общественном объединении, приобретении опыта управления в лидерской позиции;
приобретении опыта разработки и поддержки медийного образа детского общественного объединения на информационных ресурсах ДОО и МБУ ДО
ЦДТ;
поддержку личностного роста обучающихся и мотивации к саморазвитию; - организацию творческой деятельности обучающихся, создание условий для всестороннего гармоничного личностного развития;
формирование активной жизненной позиции обучающихся, осознанного ценностного отношения к истории своей страны, города, района, Донского края;
стимулирование социально активной деятельности обучающихся;
обеспечение мотивации и объединения воспитанников в современные детские движения, которые способствует воспитанию будущих граждан как коммуникативных, творческих, свободно мыслящих личностей.
Формы работы представлены в Планах работ на текущий учебный год в соответствующем Детском общественном объединении.
3.7. Модуль «Профилактика»
Приоритетными задачами профилактической воспитательной работы в МБУ ДО ЦДТ являются: содействие формированию у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни. В обеспечение системного подхода к профилактической деятельности вовлечены все участники образовательно-воспитательного процесса.
Систематическая воспитательная работа направлена на:
развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в творческом объединении, МБУ ДО ЦДТ, в быту, на отдыхе;
формирование представлений об информационной безопасности;
профилактику правонарушений среди несовершеннолетних и выполнение Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде;
формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в образовательном процессе и вне его;
формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни;
формирование законопослушного поведения по соблюдению правил дорожного движения;
формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде.
Действенными формами работы в данном направлении воспитательной деятельности являются: программы и проекты, направленные на обеспечение безопасности обучающихся: проведение бесед, учений и игр по основам безопасности, оказания первой медицинской помощи;
мероприятия и проекты, направленные на воспитание ответственного отношения к состоянию своего здоровья, на профилактику развития вредных привычек, различных форм асоциального поведения, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье человека (регулярное проведение профилактических мероприятий, лекций, встреч с медицинскими работниками, сотрудниками правоохранительных органов, детскими и подростковыми психологами, проведение дней здоровья, олимпиад и
конкурсов);
мероприятия и проекты, направленные на обеспечение условий для занятий физической культурой и спортом (проведение разнообразных спортивных мероприятий, состязаний, проведение олимпийских игр, традиционных дней здоровья, конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья!» и др.);
мероприятия и проекты, направленные на формирование здорового образа жизни и культуры здоровья (Дни здоровья, викторины, конкурсы между объединениями по данной тематике, месячник «Здоровье», дни единых действий, мероприятия на свежем воздухе, работа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга» и др.);
-реализация системы двигательной активности обучающихся как компонента воспитательной работы ЦДТ, в т. ч. организация динамических пауз, как во время занятий, так и вне, подвижные игры на переменах.
3.8. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и Дома детского творчества в данном вопросе.
Работа с родителями (законными представителями) направлена на: - формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
-привлечение родительской общественности к управлению образовательной организацией (родительские комитеты), к совместной реализации воспитательных программ и проектов;
Действенными формами работы в данном направлении воспитательной деятельности стали мероприятия, направленные на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение задач, такие как:
привлечение родителей к организации и проведению воспитательных мероприятий (тематические концерты и праздники, экскурсии, выставки творческих работ, ярмарки);
реализация в организации Программы «Семья»;
-информационные дни для родителей, проводимый с привлечением представителей правоохранительных органов, медицинских учреждений, психологов, педагогов;
-индивидуальная работа с родителями;
-родительские собрания детских объединений (во всех объединениях в соответствии с планом работы МБУ ДО ЦДТ педагогами проводятся родительские собрания, в повестку дня которых включены основные организационные вопросы работы ЦДТ: предупреждение детского травматизма, основы безопасности, профилактика правонарушений, проведение массовых мероприятий, знакомство с нормативными
документами, законами, традициями;
проведение творческих мастер-классов педагогами учреждения для родителей и обучающихся по различным направлениям деятельности организации.
В образовательном процессе активно задействован потенциал семьи; родители обучающихся должны быть не только информированы о ходе учебного процесса, но и участвовать в нём, поддерживая ребенка в реализации творческих индивидуальных проектов. Также работа с родителями (законными представителями) включает групповой и индивидуальный уровни деятельности:
На групповом уровне:
родительский комитет, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации детей; -родительские дни, во время которых родители могут посещать занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в МБУ ДО ЦДТ;
родительский университет, проходящий в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания, безопасности обучающих, семейный всеобуч, на котором родители получают ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле
воспитания детей;
родительские форумы на официальном интернет-сайте МУ ДО ЦДТ, на котором обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации педагогов. На индивидуальном уровне:
работа специалистов по запросу родителей для решения конфликтных ситуаций;
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении массовых мероприятий воспитательной направленности;
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
4. Основные направления самоанализа воспитательной работы.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в МБУ ДО ЦДТ, являются:
-принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
-принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогами;
-принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности, с этой целью проводится ряд мониторинговых исследований;
Структура аналитического отчета воспитательной деятельности МБУ ДО ЦДТ включает следующие разделы:
1. Анализ работы по направлениям деятельности.
Критерии анализа:
-анализ реализации целей и решения задач, поставленных в начале года образовательной организацией;
-анализ ключевых культурно-образовательных событий МБУ ДО ЦДТ, согласно Плану мероприятий, на текущий учебный год (Приложение 1); Способы получения информации: аналитические справки, приказы по проведению мероприятий, участию конкурсах, соревнованиях, акциях различного уровней по направлениям деятельности МБУ ДО ЦДТ.
2.Общее состояние организуемой в Центре детского творчества совместной деятельности обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей).
Критерии анализа: удовлетворенность качеством дополнительных образовательных через воспитательную парадигму.
Способы получения информации: анкетирование «Удовлетворенность родителей и детей качеством оказываемых образовательных услуг МБУ ДО ЦДТ в детских объединениях, мониторинг уровня воспитанности в МБУ ДО ЦДТ (в начале и конце учебного года).
Анализ уровня воспитанности обучающихся.
Критерии анализа: динамика уровня воспитанности обучающихся в течение учебного года.
Способы получения информации: мониторинг уровня воспитанности по экспресс - методике Н. П. Капустина, социометрия по Р. В Овчаровой в творческих объединениях МБУ ДО ЦДТ.
Качество воспитательной деятельности педагогов.
Критерии анализа:
-умение педагогов конкретизировать общую цель воспитания в соответствии со спецификой своей профессиональной деятельности и особенностями своих воспитанников;
-соответствие используемых педагогами форм работы с детьми собственным целям воспитания и особенностям своих воспитанников;
-актуальность и разнообразие содержания их совместной с детьми деятельности, его четкая ориентация на конкретные результаты воспитания. Способы получения информации о воспитательной деятельности педагогов: наблюдение, беседы с педагогами, посещение (с согласия педагогов) учебных занятий, анализ проведенных педагогами мероприятий, анализ ведения документов, сопровождающих воспитательный процесс в объединении. Вопросы для анализа: испытывают ли педагоги затруднения в определении цели своей воспитательной деятельности; испытывают ли они проблемы с реализацией воспитательного потенциала их совместной с детьми деятельности; стремятся ли они к формированию вокруг себя привлекательных для обучающихся детско-взрослых общностей; доброжелателен ли стиль их общения с обучающимися; складываются ли у них доверительные отношения с обучающимися; являются ли они для своих воспитанников значимыми взрослыми?
3. Управление воспитательным процессом.
Критерий анализа - грамотность реализации административной командой своих основных управленческих функций в сфере воспитания: планирования, организации и мотивации воспитательной деятельности педагогов.
Способы получения информации: беседы, анкетирование педагогов для получения обратной связи о работе административной команды МБУ ДО ЦДТ.
Вопросы для анализа: имеют ли педагоги чёткое представление о своих должностных обязанностях, правах и сфере своей ответственности, а также о содержании осуществляемой в ЦДТ воспитательной работы; создаются ли администрацией условия для профессионального роста педагогов в сфере воспитания; поддерживается ли в педагогическом коллективе доброжелательные взаимоотношения; существует ли в ЦДТ система стимулов и поощрений для педагогов за хорошую воспитательную работу с детьми.
Итогом самоанализа организуемой в МБУ ДО ЦДТ воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.