Работа с родителями в учреждении дополнительного образования
Работа с родителями в учреждении дополнительного образования
Автор: Авельцева Наталия Владимировна, педагог дополнительного образования, руководитель кружка «Краеведение и интеллект» Муниципального учреждения дополнительного образования города Горловки «Центр детского творчества Калининского района».
Система дополнительного образования призвана раскрывать, поддерживать и развивать таланты и способности детей; способствовать становлению и росту ребёнка как личности, личности самостоятельной, творческой, всесторонне развитой.
Каждый ребёнок – это индивидуальность, маленький микрокосм, со своими взглядами, привычками, характером. И роль педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы помочь этой индивидуальности раскрыться, проявить себя, найти своё место в жизни. К каждому ребёнку необходимо найти подход, выстроить работу с ним таким образом, чтобы старания педагога приносили наибольшую пользу.
Достичь этого нелегко, но возможно. И существенную помощь в раскрытии способностей и талантов ребёнка могут сыграть, конечно же, самые близкие люди – его родители.
Не секрет, что далеко не все родители охотно вникают в подробности увлечений своего чада. Они могут уделять время проверке оценок, выставленных в дневник, да и то не часто. Бывает, что родители даже не посещают родительские собрания, и классному руководителю стоит большого труда достучаться до них, донести проблемы ребёнка.
Что уж говорить о дополнительном образовании! Занятия в кружках организованы на добровольной основе, поэтому воспринимаются некоторыми родителями как нечто, зависящее от настроения: захотелось ребёнку, он пришёл на занятия, а не захотелось, так пусть и не идёт.
Как известно, самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. Но заинтересовав родителей, сделав их своими союзниками, педагог получает такую мощную поддержку! Ведь никто не имеет такого авторитета у ребёнка, как его мама и папа. Семья становится союзником педагога, а объединение усилий создаёт самые комфортные условия для развития ребенка.
Какие же задачи стоят перед педагогом в этом направлении? Прежде всего, нужно установить с семьёй обучающегося партнёрские отношения. Очень важно чтобы педагог и родители действовали согласованно, чтобы влияние авторитета педагога и семьи были взаимодополняемыми. Должна быть создана атмосфера эмоциональной поддержки, общности интересов. Объединение усилий педагога и родителей будут способствовать полноценному развитию ребёнка.
В своей работе я применяю различные формы работы с родителями. Предлагаю вам ознакомится с некоторыми из них.
Анкетирование, диагностика. Как правило, эту форму работы я использую на родительских собраниях. На первом ознакомительном родительском собрании я выясняю запросы родителей, их ожидания от процесса обучения, пожелания и предложения. В конце учебного года вопросы анкеты отображают удовлетворенность работой педагога, творческого объединения, учреждения образования. Анкетирование можно проводить как в традиционной форме, так и в интернете, например, на странице кружка. Обобщённые результаты анкетирования сохраняются на протяжении всего периода обучения группы.
Индивидуальная консультация (беседа). Эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей. Такая форма общения с родителями позволяет выработать оптимальную тактику реализации творческого потенциала ребёнка. Часто бывает, что после беседы родители начинают по-другому воспринимать увлечённость своего ребёнка, а ребёнок, обретя поддержку родителей, лучше раскрывается в творчестве.
Девизом педагога при работе с родителями должна стать фраза: «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга». Чтобы общение было успешным нужно соблюдать следующие правила:
Прежде всего, обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Это сразу располагает родителей к вам. Обязательно улыбайтесь, приветливое выражение лица говорит о том, что вы искренне рады встрече и готовы к сотрудничеству. Задавайте им вопросы, это подтверждает, что вы заинтересованы в решении проблемы. Умейте слушать родителей. Если вам приходится говорить о неприятных инцидентах, начните с похвалы. Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию. Учитывайте личные интересы родителей.
Дни открытых дверей.
В рамках этого мероприятия родители знакомятся с деятельностью нашего учреждения, с направлениями работы творческих объединений, содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями организации детской деятельности. Иногда «День открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее не известном свете. Как правило, проводится в начале учебного года.
Организация совместных досуговых мероприятий.
Мы часто приглашаем родителей на наши мероприятия. Мы организуем совместные праздники, подготовку мероприятий; соревнования, конкурсы, турниры «Что? Где? Когда?», чаепития. Порой, даже единичные совместные дела, проводимые с родителями, имеют значительный воспитательный эффект. К сожалению, многие родители настолько загружены работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания собственному ребенку, а на таких мероприятиях происходит общение, взаимодействие родителей и детей. Был интересный момент, когда во время прохождения этапов квеста семейными командами младшие школьники учили бабушку ориентировать карту. В тот момент они чувствовали себя такими взрослыми!
Родительское собрание.
Это основная форма работы с родителями, как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования. Однако, если собрание носит формальный характер, результат будет нулевым. Нужно использовать методы и приемы, которые активизируют внимание родителей, использовать информацию, которая их заинтересует.
В своей работе я практикую проведение совместных родительских собраний, на которых родители знакомятся с творчеством своих детей. Мы готовим небольшое представление (агитбригаду, визитку), видео презентацию, в которых стараемся продемонстрировать, чему научились и чего достигли дети за учебный год.
На родительских собраниях мы благодарим родителей, которые оказывают помощь учреждению, нашему объединению за воспитание детей. Это могут быть: устная благодарность, благодарственное письмо, грамота, как в печатном варианте, так и на страницах сайта учреждения.
Просветительская работа
В последние годы в связи с активным внедрением интерактивных форм общения в нашу жизнь, педагоги стали использовать возможности сети интернет для освещения деятельности своего творческого объединения. Страничка нашего творческого объединения https://vk.com/clubsova207 , подписчиками которой являются как дети, так и их родители. На странице своевременно появляется информация, касающаяся изменений в ходе учебного процесса (например, начало периода дистанционного обучения), анонс предстоящих мероприятий, конкурсов и итоги участия в них. Есть виртуальный альбом, где размещаются фото детей. Периодически на странице я размещаю какие-нибудь задания, головоломки, вопросы, на которые отвечают как дети, так и родители.
Наглядная информация. Формы работы по педагогическому просвещению разнообразны. Стенды, уголки, стенгазеты - это привычные и достаточно эффективные инструменты наглядной информации. В кабинете нашего кружка есть стенд, на котором своевременно размещается информация для родителей. Есть и своеобразная «Доска почёта», где вывешены грамоты ребят-победителей различных конкурсов. Здесь же представлены фотографии детей, отражающие их жизнедеятельность в Центре.
Главное, к чему должен стремиться педагог - найти общий язык с родителями, стать их союзником в воспитании и развитии их ребёнка, раскрытии его творческих способностей.
Буду искренне рада, если мой опыт пригодится вам в работе!