Интерактивные методы обучения татарскому языку
Интерактивные методы обучения татарскому языку
Исмагилова Гульнар Мансуровна учитель татарского
языка и литературы. МБОУ «Высокогорская средняя
общеобразовательная школа №2»Высокогорского
муниципального района РТ»
Интерактивные методы обучения (от англ. «Интерактив»- взаимодействие) - это такие методы и формы, при использовании которых процесс обучения «погружается» в процесс общения (взаимодействия), а активность обучаемых становится выше активности преподавателя; образовательная технология, основанная на взаимодействии внутри группы и свободе обучаемого в решении образовательных задач.
Интерактивные методы позволяют:
1. Моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения;
2.Способствовать формированию долгосрочных навыков и умений, выработке общих ценностей.
3. Создавать атмосферу сотрудничества, взаимодействия,
4. Осваивать учебное содержание не только через информацию, но и через чувства и действия.
Цель интерактивного обучения - создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Это базируется на сотрудничестве, взаимообучении: учитель - ученик, ученик - ученик. При этом учитель и ученик - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.
Преимущества интерактивных методов:
1.Позволяют на собственном опыте осознать и обсудить особенности чувственного восприятия, контролировать собственное восприятие окружающей среды;
2.Развивают навыки общения, помогают осознать значение группового опыта;
3.Помогают участвовать и контролировать своё участие в работе группы, уважать ценность правила, принятого группой, обосновывать своё мнение и отстаивать собственную позицию. Помогают согласовывать свои действия при решении проблемы;
4.Учат использовать не готовые знания, а полученные при помощи прямого опыта.
Основные стратегии обучения с использованием интерактивных методов:
- различные психологические упражнения на знакомство, сплочённость и сотрудничество внутри группы;
- мозговой штурм;
- имитации;
- дискуссии и диспуты;
- ролевые, дидактические и имитационные игры.
Применение интерактивного обучения осуществляется путем использования фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умения дискутировать. Наиболее употребляемыми стали на уроках татарского языка:
- При фронтальной форме работы следующие технологии: микрофон, «Мозговой штурм», «Незаконченное предложение»;
- При кооперативной форме работы: работа в парах («Лицом к лицу», «Один - вдвоем - все вместе»), работа в малых группах;
- Интерактивные игры: «Ролевая игра», «Драматизация»;
- Технологии обучения в дискуссии: «Выбери позицию».
Для уроков татарского языка можно использовать проектные уроки, уроки-дебаты, дискуссии, деловые игры и т.д.
Во время проведения уроков татарского языка к числу эффективных технологий можно отнести технологии работы в группах (пары, группы сменного состава и т.д.) Очень эффективным оказалась обучение по Сингапурскому методу. Обучающие структуры конэрс, релли робин, раунд тэйбл, клок баддис, таймд пэа шэа, микс-фриз-груп, микс пэа шэа, эй ар гайд поднимает результативность. Технология обучения в группах позволяет создавать на уроке определенные речевые ситуации, привлекать к организации работы в группе учащихся, которые хорошо владеют татарским языком, что способствует формированию коммуникативной компетенции школьников.
Как было сказано ранее, методы обучения языку разнообразны. Их разнообразием должен пользоваться воспитатель, чтобы наиболее доступным и интересным для ребенка путем разрешить поставленные задачи. Выбор методов обуславливается возрастом детей и поставленными для решения задачами. Нужно строить обучение татарскому языку таким образом, чтобы упражнять детей в речевых умениях и навыках, чтобы формировать у них первые элементарные знания об окружающем.
Исходя из вышесказанного, на практике необходимо использовать интерактивные формы в целом, или же взяв элементы, которые более целесообразны к определенному классу. Именно интерактивные методы позволяют создавать учебную среду, в котором теория и практика усваиваются одновременно, а это дает возможность ученикам формировать характер, развивать мировоззрение, логическое мышление, связную речь; формировать критическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности. При этом учебно-воспитательный процесс организуется так, что ученики ищут связь между новыми и уже полученными знаниями; принимают альтернативные решения, могут сделать «открытие», формируют свои собственные идеи и мысли с помощью различных средств; учатся сотрудничеству.