Доклад «Проектный метод обучения английскому языку»
Тема самообразования
«Проектный метод обучения английскому языку»
Учитель: Газиева А.Н.
Содержание
Краткая аннотация
Введение
Основная часть
Проектная деятельность в школе
Критерии оценивания проекта
Поэтапная работа над проектом в 8-11 классе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Краткая аннотация
В данной методической разработке представлена поэтапная работа над проектом по теме «Как стать истинным русским человеком» к УМК «New Matrix» (авторы К. Гуд, Дж.Уайлдмен, Е.А.Хотунцева) для 9 класса и описаны критерии оценивания проекта. Тема проекта посвящена образу русского человека.
Методическая разработка предназначена учителям английского языка, студентам педагогических вузов, слушателям курсов повышения квалификации учителей английского языка.
Введение
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Поэтому нужно развивать у детей проектный тип мышления.
Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.
Проблема: Как эффективно использовать метод проектов на уроках английского языка.
Цель методической разработки: выяснить как эффективно использовать метод проектов на уроках английского языка.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- раскрыть суть проектного метода обучения;
- описать поэтапную работу над проектом;
- определить критерии оценивания проекта по английскому языку.
Актуальность выдвинутой для обсуждения темы - низкая мотивация при изучении английского языка. На современном этапе изучения языка, к сожалению, не всегда продвигается так, как мы этого хотим. На промежуточном уровне может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения иностранного языка. Таким стимулом вполне может стать проектная работа.
Практическая значимость. Данная методическая разработка может быть полезна слушателям курсов повышения квалификации и студентам педагогических вызов. В ней содержаться практические рекомендации по организации проектного метода обучения английскому языку, способствующие повышению мотивации при изучении иностранного языка.
Применяя метод проекта внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. ^ Внутренний результат – опыт деятельности – становиться бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Основоположником педагогического метода проектов считается Джон Дьюи (1859-1952), американский философ, психолог и педагог. Именно этот американский ученый сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно -значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. «Решить проблему» значит получить реальный и ощутимый результат.
Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и др. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:
По методу, доминирующему в проекте
исследовательские
творческие
приключенческие, игровые
информационные
практико-ориентированные
По характеру координирования проекта
с явной координацией
со скрытой координацией
По характеру контактов
внутренние (региональные)
международные
По количеству участников
личностные (индивидуальные)
парные
групповые
По продолжительности проведения
краткосрочные
средней продолжительности
долгосрочные
Английские специалисты в области методики преподавания языков Т.Блур и М.Дж.Сент-Джон различают три вида проектов:
Групповой проект, в котором ''исследование проводится всей группой, а каждый студент изучает определенный аспект выбранной темы''.
Мини-исследование, состоящее в проведении ''индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью''.
Проект на основе работы с литературой, подразумевающий ''выборочное чтение по интересующей студента теме'' и подходящий для индивидуальной работы.
Метод – дидактическая категория; совокупность приёмов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, способ организации процесса познания.
Метод проекта – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы.
Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобном для них творчески продуманной форме. Многое в проектах идет от мечты, от фантазии, но основной фантастического развития мысли остается реальное осознание сегодняшней жизни. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы.
Проект на уроках английского языка – это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка.
Основная часть
Проектная деятельность в школе.
Сегодня перед школой остро стоит проблема активного творческого восприятия знаний, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значения получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач требует применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.
Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных чётко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно с учетом различных факторов и условий её решения и реализации результатов.
Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Интерес к такой в значительной степени самостоятельной работе появляются в основном звене школы. Подростки обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поле зрения значимую цель.
Именно работа над проектом позволяет задумать и поставить оригинальный опыт или провести опрос среди одноклассников, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, которым смогут воспользоваться другие.
Самым важным и на первых порах самым трудным является постановка цели своей работы. Поэтому для тех, кто делает первые шаги в проектной деятельности (это учащиеся 5-6-х классов) хорошим опытом является работа над учебным проектом.
Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, ученик увидит задачи своей работы.
Следующий шаг – как это делать. Поняв это, ученик выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.
Понятно, что ребенок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога именно в этот момент. Для формирования такого алгоритма проектной работы подходят небольшие учебные проекты, которые можно предлагать ребятам уже с пятого класса. Кстати, учебный проект – прекрасный способ проверки знаний учащихся, в этом случае контрольная работа по пройденной теме вполне может проводиться в форме защиты проекта.
Замечательный опыт самопрезентации дает ребятам процедура защиты проекта. Она имеет свой строгий регламент – 7-10 минут на выступление и 3-5 минут – ответы на вопросы.
Критерии оценивания проекта
Подходить к оцениванию результатов проектной деятельности с позиций обычной школьной отметки невозможно. Работа над проектом предполагает значимый творческий компонент, автор проекта имеет право на собственное нестандартное видение проблемы. Все это делает процедуру и результат оценки проекта непохожими на обычное оценивание другой школьной работы.
Очевидно, что язык – это только составная часть всего проекта. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом.
Примерный перечень критериев выглядит так:
The Analysis of Project
The criteria Maximum points
A project must be easy to understand. 2
It must no mistakes. 2
It must be interesting, logical and contain some new information. 2
We must use the words, phrases and grammar that are in the unit. 2
The design must be nice. 2
Total: 10
Points Mark
10 - 8,5 5
8 - 6,5 4
6 – 5 3
The Discussions of Project
Criteria Discussion Points
Understanding a) It was very easy to understand the project, because
max spoke very fluently. We understood everything. 2
b) Sometimes it was difficult to understand, because Max stumbled. Sometimes he did not know the presentation very well. 1
c) It was difficult understand the presentation all the time. Max stumbled, because he did not know the presentation. 0
Grammar Mistakes
There were no mistakes/ were some not serious mistakes. Max, please say…
2
There were some mistakes. Max, please say… 1
There were very many mistakes. Max, please say… 0
Logic, Interest
The presentation was logical and interesting. 2
The presentation was logical, but uninteresting. 1.5
The presentation was not logical, but interesting. 1
The presentation was not logical and uninteresting. 0
Expressions and Grammar
There were many new words and expressions from the unit. There was new grammar. For example… 2
There were many new words, but there was no new grammar. 1
There was new grammar, but there were few new words. 1
There were no new words and no new grammar. 0
Design
The project is nice. 2
At some pages the project is not nice. 1
The project is not nice. 0
Поэтапная работа над проектом в 8 - 11 классе.
Методическая тема, над которой я работаю в течение года «Проектный метод обучения английскому языку»
''Learn by doing''- изучение через деятельность - так в англоязычных странах характеризуется метод проектов, смысл которого заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала и создания конкретного продукта, что позволяет им пережить ситуацию успеха и самореализации.
Проектирование на уроках английского языка требует не только знания языка, но и владение большим объемом разнообразных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Главное предназначение проектных уроков заключается в том, чтобы помочь каждому учащемуся стать субъектом жизни. Личностный подход проектной деятельности характеризует метод проектов как личностно-ориентированный.
Я год работаю по учебно-методическому комплексу «Английский язык. Новая Матрица» издательства Оксфордского университета.
Работа по УМК Оксфордского университета предполагает создание учащимися проекта после каждого раздела учебника.
Таким образом, в календарно-тематическое планирование я включаю следующие проекты:
5 класс:
Моя семья;
Моя школа;
Посещение достопримечательностей.
6 класс:
Моя любимая страна;
Проблемы нашей страны (загрязнение окружающей среды; дороги и т.д.)
Картина с изображением удивительных мест нашей страны.
8 класс:
Лучшие фильмы года;
Популярные праздники;
Моя любимая русская еда;
Проблемы окружающей среды;
Отношение подростков к учебе и их планы на будущее;
Легендарные места России;
Российские подростки за границей.
9 класс:
Как стать истинным русским человеком;
Российская Федерация;
Исторические места России;
Нужна ли нам все еще литература?
Различные языки России;
Факты о России (для иностранных студентов);
Этнические праздники;
Бросай курить!
10 – 11 класс:
Что влияет на подростков сегодня?
Миграция;
Ваша благотворительная организация;
Средства массовой информации для подростков в России;
Отношение к женщинам в России;
Лучшие музеи и галереи России;
Экстремальные погодные условия, недавно обрушившиеся на Россию;
Экзамены в разных странах;
Если б я был президентом.
Чтобы побудить интерес к теме проекта, я беседую с учащимися, вовлекаю их в дискуссию. После этого составляется план работы над проектом. Вместе решаем каким будет проект - групповым или индивидуальным. Объединяя учащихся в группы, учитываются их симпатии и антипатии. Как показывает опыт, всегда находится ученик, который предпочитает работать индивидуально.
Практика показывает, что проект «не вписывается» в урок с продолжительностью 40 минут. Поэтому наиболее содержательные проекты выполняются, как правило, в ходе внеклассной деятельности.
Этап презентации как одно из целей проектной деятельности и с точки зрение учителя и с точки зрения ученика бесспорно обязателен. Для учеников момент презентации - предъявление роста своей компетенции, самоанализа.
Я анализирую высказывания учащихся. Слежу:
употреблена ли новая лексика;
как усвоена ими эта лексика;
правильно ли употребляют грамматические структуры;
была ли презентация логичной, интересной;
оцениваю ответы.
Я также учу детей слушать своих одноклассников и спрашиваю, какова была презентация. Учащиеся учатся анализировать работы своих одноклассников, используя в речи грамматические структуры, выражения и предложения. Для этого класс делится на экспертов оценивания проектов по определенному критерию. Ученик вытягивает карточку с названием критерия, за который он отвечает.
Проектные работы создают условия для реального общения учащихся на английском языке, развивает креативность учащихся. Это возможно, при создании в классе благоприятной, комфортной обстановки, при условии удовлетворения познавательных потребностей учащихся, а также при организации научного поиска детей, давая ребенку возможность увидеть себя и результаты своей работы. Все это, несомненно, способствует росту мотивации к изучению языка, а следовательно, помогает достижению целей обучения, намеченных современной программой по иностранным языкам.
В своей работе я руководствуюсь принципа единства национального, интернационального и общемирового. Поэтому в ходе своей деятельности в обязательном порядке включаю национального-региональный компонент.
Использование национально-региональный компонент на уроках иностранного языка позволяет помочь учащимся осознать богатство культурного наследия, которое принадлежит им наравне с другими людьми, развивать чувство принадлежности к мировой культуре, межкультурного сотрудничества. Подбирая материал, я исхожу из его содержательной ценности, отбираю те факты национальной культуры, те реалии, знание которых способствует повышению уровня общекультурный и страноведческой образованности школьников. Стараюсь отбирать местный материал, отражающий наиболее актуальные факты современной действительности родного края. Использование национально- регионального компонента формирует устойчивый интерес к культуре родного края.
Так в календарного- тематическое планирование я включаю;
5-6 классы: «Моя школа», «Моя семья».
7-8 классы: «Городская и сельская жизнь в России», «Путеводитель по Чебоксарам», «Национальные праздники», «Проблемы окружающей среды в Чувашии», «Легендарные места России» (например: Камчатка и мифы о вулканах; Карелия и каменный лабиринт и т.д.).
9-11 классы: «Как стать истинным русским человеком», «Российская Федерация», «Исторические места России», «Изучение языков в России»,
«Этнические праздники», «Факты о России» (география, история, население и т.д.), «Миграция», «Отношение к женщинам в России», «Лучшие музеи и галереи России».
Включение регионального компонента в изучение иностранного языка способствует развитию культурной и духовно богатой личности, укрепляет уважение к национальной культуре и культуре других народов.
Приведу пример поэтапной работы над проектом в 9 классе.
УМК для 8-11 класса «New Matrix» в первой четверти предлагает тему:
«Who are the British?» – «Кто такие англичане?», на основе которой затем нужно сделать проект «How to be Russian» – «Как стать истинным русским человеком». Тема довольно интересна ребятам, поэтому они с энтузиазмом воспринимают предложение поговорить о национальных чертах. Так ненавязчиво идет обсуждение темы творческих работ. Работа над проектом занимает 10 уроков; при этом на защиту проектов отводится, как правило, сдвоенный урок.
На первом этапе учителю необходимо разработать план проектной работы и продумать систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов.
После этого ученикам предлагается в скрытом виде проблема, которую нужно выявить, сформулировать. Для этого использую метод мозговой атаки. Помогут наводящие вопросы:
-Отличаются ли чем-либо представители разных национальностей? (Are there any differences between the representatives of different nationalities?)
Были выделены следующие подтемы:
Русский этикет;
Истинный русский человек;
Традиции и обычаи русских людей.
Второй этап подготовительный начинаю с введения лексики, ознакомления с грамматическими структурами и выражениями, необходимыми для написания проекта. Выполняются различные упражнения на основе учебника:
-сопоставить слова со значением;
Предлагается статья «Национальные черты». Дети читают заголовок и делают предположения, о чем там может идти речь. Прочитав текст, нужно сопоставить заголовки и абзацы текста. Затем дети отвечают на вопросы – выполняются грамматические упражнения («Образуй нужную грамматическую форму глагола», «Назови отрицательный вариант данного предложения», «Уточни информацию…», «Переведи предложения с русского на английский», «Продолжи предложение» и т.д.), составляются диалоги на закрепление лексики. Затем ребята пишут электронное письмо о себе, чтобы найти друг друга по переписке. (с.15 упр.12). В письмо включают следующие пункты: описание своего характера и интересов, описание своей внешности, информацию о доме и школе.
Этот подготовительный этап обеспечивает языковые и речевые умения школьников. При работе на этом этапе школьники с начала учатся описывать готовые предметы, явления, согласно проекту, повторяя специальную лексику, отвечая на различные типы вопросов учителя и учащихся. Таким образов, ребята готовятся к рассказу по изучаемой теме.
- Хотел бы ты родиться в другой стране и быть представителем другой национальности? (Would you like to be born in another country and to be the representative of another nationality?) Почему нет/да (Why/Why not?) и т.д
Задача учителя – раскрыть ситуацию так, чтобы учащиеся как можно более самостоятельно отнеслись к ее решению. Итогом может быть вывод:
Существует ли у иностранцев какой-нибудь стереотип о русских? (Is there any stereotype among foreign people about Russian?) Какой? (What stereotype do they have?)
Все первоначальные предложения учеников записываются на доске без комментариев. При этом я стараюсь наводящими вопросами подвести ребят к тем пунктам плана, которые наметила заранее. Затем начинается коллективное обсуждение этих пунктов.
Далее я делю ребят на группы и предлагаю каждой из них разработать свой собственный проект по принятому плану.
Итак, проблема по теме была определена таким образом: представить истинный образ русского человека иностранцам.
Задачи:
составить портрет русского человек;
описать характер, поведение русского человека;
рассказать о русских традициях;
поделиться своим опытом – каково это быть русским?
Затем ребята обобщают полученную информацию и готовятся к презентации.
Третий этап – это заключительный этап, где каждая группа, пара, либо если это индивидуальная работа, один ученик, защищает перед классом свой проект. Каждая группа вправе решить сама, какую форму презентации и оформления результатов своей проектной деятельности она изберет. Ребята используют компьютер для представления своего проекта, что делает презентации интереснее.
Виды презентационных проектов могут быть различными, например: плакат, брошюра, путеводитель, деловая игра, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, диалоги различных персонажей, игра с залом, конференция, доклад, реклама, соревнования, спектакль, телепередача, карта, учебное пособие и т.д.
Четвертый этап – контроль. После презентации проектов предполагаю общую дискуссию, которую заранее продумываю. Как подготовить эту дискуссию? Прежде всего, необходимо предварительно просмотреть готовые проекты учащихся, чтобы на их основе организовать обсуждение темы. Кроме того, заранее 1) предлагаю ребятам подготовить возможные вопросы по теме проекта; 2) определить правила введения дискуссии: организационные моменты, этические нормы, обязательность использования речевых клише, аргументированность высказываний.
В конце урока учащиеся выбирают наиболее интересный, на их взгляд, проект, а затем я предлагаю им для общего обсуждения один из вопросов. Организуя процесс обсуждения, стараюсь затронуть различные стороны прошедшей работы над проектом: процесс и результат, позитив и негатив, объективную оценку продукта и степень удовлетворенности каждого участника. Вопросы для обсуждения могут быть такими:
Достигнута ли цель проекта? 2) Что ты узнал, чему научился, что понял, в чем изменился? 3) Какой из этапов работы над проектом запомнился тебе больше всего? 4) Что бы ты в следующий раз сделал по-другому и почему?
Заключение
Данная методическая разработка была посвящена проектному методу обучению английскому языку. Материалы были внедрены в средних и старших классах Лицея №3.
Данная методическая разработка для профильного уровня соответствует программе обучения иностранным языкам в школе. Например, в 9 классе предлагается изучение следующих тем:
Особенности британского характера;
Сравнение национальных особенностей.
В результате были сделаны следующие выводы:
Цель обучение иностранного языка - это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучение. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.
Участие в проектах повышает уровень практического владения английским языком и компьютером, а главное формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.
Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:
достигают хороших результатов в изучении иностранного языка,
- имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики,
- понимают необходимость междисциплинарных связей.
Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:
- повышение мотивации учащихся при изучении английского языка
- наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы
- простор для творческой и созидательной деятельности.
Следует отметить, что при такой форме работы наряду с преимуществами имеются определенные трудности. Они обусловлены следующими факторами:
- недостаточным уровнем языковой подготовки в отдельных группах;
- нехваткой времени;
- непривычностью этой формы работы;
- трудностью вовлечения слабых учащихся в активную дискуссию.
Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении иностранного языка, но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члену группы, расширению языковых знаний.
Список использованных источников:
Гуд К., Дж. Уайлдмен, Е.А. Хотунцева. Английский язык. Новая Матрица.
M.; Oxford University Press, 2012
Дьюи Дж. Демократия и образование. – М.,2012
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: издательский центр “Академия”, 2013
Павленко И.Н. Использование проектной методики в обучении детей старшего дошкольного возраста. ИЯШ, 2012, №5
Полат Е.С. метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2011.№2,3
Салтовская Г.Н., Мартиросова В.С. Учебно-исследовательский проект по английскому языку в профильном классе. ИЯШ,2012, №5
Теслина О.В. Проетный формы работы на уроке английского языка. ИЯШ,2012, №3
Шелавина И.Н. Проектная деятельность на уроке английского языка. ИЯШ,2013, №7
Festival.l september.ru/articles/310829
http://ru.wikipedia.org/wiki/Метод _проектов