Статья «Интерактивные методы и приёмы работы с учащимися на уроках географии»
Трушко Светлана Анатольевна
Государственное учреждение образования «Средняя школа №28г.Гродно»
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ
С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный человек живёт в мире электронной культуры. Изменилась роль учителя в информационной культуре. Современный учитель - координатор информационного потока. Следовательно, ему необходимо самому владеть современными методиками и современными образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с учащимися.
Современное обучение связано с применением интерактивных методов на уроках при объяснении материала. Реализация активных методик позволяет решить ряд проблем, которые возникают при традиционном обучении на уроках географии.
Одна из таких проблем - получение формальных знаний о природе. Невозможно познать закономерности мира природы изучая их лишь за школьными партами. Отсутствие непосредственно эмоционально - чувственного общения с природой не позволяет научить учащегося ощущать себя частью природы, общества, коллектива. Становится невозможным формирование ответственного отношения к окружающей природе.
Другая проблема традиционного обучения, которая возникает, заключается в том, что учащийся на уроках получает готовые знания. Это способствует развитию зависимого способа мышления у обучающихся.
Использование интерактивных методов и приёмов на уроке, позволяет успешно решить вышеперечисленные проблемы: добывать самостоятельно информацию из различных источников, через поисковую деятельность, критически и эмоционально осмысливать полученную информацию. Таким образом, формируется ответственное отношение к природе, учебная мотивация к предмету [2,с.5].
Использование на уроках электронных средств обучения позволяет сделать учебный процесс более эффективным и привлекательным. На своих уроках я использую следующие электронные средства:
электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью персонального компьютера;
мультимедийные учебные презентации, электронные сборники дополнительных и наглядных материалов к урокам: интерактивные карты, схемы, иллюстрации, электронные энциклопедии и справочники, тренажеры и программы тестирования;
образовательные ресурсы сети Интернет;
интерактивные карты;
DVD и CD диски.
Электронные средства обучения я всегда анализирую на объем и качество графической и текстовой информации, количество разделов, глубину погружения при прохождении по тексту, качество анимации или видеоизображения, новинку «оживляющего» обучающего текста. Ведь качественно подобранный материал должен облегчить сопровождение урока.
Например, при объяснении в 8 классе темы «Африка» на уроке, посвященном Южно-Африканской Республики, я использую фрагменты видео уроков videouroki.net. https://videouroki.net
С помощью данных инструментов урок превращается в виртуальное путешествие.
В рамках изучения темы «Европа» в 8 классе я применяю технологию создания мультимедийных презентаций Prezi. Во время работы с такой презентацией учащийся получает возможность воспринимать информацию через все репрезентативные системы и дополнить ее. Видеоряд оснащен качественными иллюстрациями, удобная и простая навигация помогает применять на любом этапе урока. Информационный блок позволяет заострить внимание учащихся на наиболее значимые географические объекты.
При проверке знаний географической номенклатуры по изученным материкам использую прием «Номенклатурная цепочка» с использованием сервиса LearningApps.org. Учащиеся по очереди выходят к интерактивной доске и соотносят изображение географического объекта с материком. Учащиеся могут работать в парах, микрогруппах. Первый учащийся находит пару «материк - географический объект», а второй учащийся показывает географический объект на настенной физической карте мира, далее группа повторяет название первого объекта и показывает свой. Таким образом, «цепочка» удлиняется с каждой вышедшей к доске группой учащихся.
Таким образом, тренируется зрительная и слуховая память. Внимание детей концентрируется на работе с картой. Наиболее эффективен этот прием на начальном этапе урока.
При фронтальной проверке изученного материала использую сервис Google - формы. Например, в 6 классе при изучении темы «План местности» на уроке «Стороны горизонта. Ориентирование на местности. Компас. Азимут» использую виртуальный тест. Тест, позволяет выявить типичные ошибки, обнаружить пробелы в знаниях, найти пути преодоления возникающих проблем. Тесты являются эффективным средством для самоконтроля. Они помогают учащемуся самостоятельно разобраться в том, какие у него пробелы в той или иной пройденной теме. При неправильных ответах обнаруживается потребность уточнить, отыскать верный ответ, а в дальнейшем отстоять свою точку зрения.
Использование данных методов в течение учебного года позволило повысить познавательную активность учащихся на 25%, уровень обученности на 15%, снизить уровень тревожности на уроке на 45%. Использование компьютерных технологий на уроках и внеклассных мероприятиях качественно изменяют содержание урока, способствует созданию ситуации успеха. Позволяет выстроить стройную систему оценивания учебных достижений учащихся, совершенствовать контроль знаний по теме, разделу, курсу. Таким образом, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам, что способствует развитию умений к индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Это позволяет учителю с помощью компьютера быстро и эффективно оценивать знания учащихся, задавать уровень содержания, уровень изучения материала.
Существенно улучшается коммуникативное взаимодействие с учащимися. Благодаря интерактивным средствам учитель насыщает урок иллюстрациями, видеофрагментами. Обучающиеся попадают в виртуальное путешествие, что способствует развитию учебной мотивации. Информационно-компьютерные технологии, в совокупности с правильно подобранными интерактивными методами и приёмами, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Использование и применение интерактивных методов и приёмов обучения на уроках способствует развитию коммуникативных компетенций учащихся: работа в парах, в группе, в команде. Интерактивные методы и приёмы обучения позволяют сделать урок необычным, увлекательным, что поддерживает устойчивый интерес к изучению предмета. Интерактивные методы и приёмы обучения формируют у обучающихся не просто знания, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и правильного принятия решений[4,с.11].
Литература
Семыкина Г. Чтоб не распалась связь времен... Интервью с А. Асмоловым.// Нар.образование. 1993. N5. - С.5/
География. Интерактивные формы работы с учащимися 6-8 классов. Продуктивный уровень /авт.-сост. Н.Н.Зинченко. - Волгоград: Учитель, 2014.-178с.
Галай И.П. Методика обучения географии. Мн: «Аверсэв», 2006. –157c.
Шпарута Н.В. Современные сервисы Интернет в педагогической практике (Web 2.0): учеб.-метод.материалы для слушателей доп.проф.образоватюпрограммы / Н.В.Шпарута, И.А. Волкова, Н.Ю. Сероштанова; ГБОУ ДПО СО. «Ин-т развития образования», кафедра информ. технологий. – Екатеринбург: ИРО, 2012.-120с.