Статья «Инновационные методы и приемы обучения в содержании общего правового образования»
Педагогические нововведения стали объектом особого внимания западноевропейских педагогов еще в 50-е годы XX в. и только во второй половине XX века стали активным компонентом всех процессов, происходивших в отечественной системе образования. Педагогические инновации также затронули и правовое образование, в том числе методы и средства обучения. В основном они стали ассоциироваться с различными формами интерактивного обучения.
Современное правовое образование представляет собой комплекс методических приемов и средств воздействия на учащихся, которые являются новейшими для современного образовательного процесса. 0ни становятся весьма продуктивными в образовательных организациях современного поколения, где проводятся большое количество исследований, осваиваются не знакомые для массового обучения педагогические технологии [9, с. 241].
Под способами обучения подразумеваются методы организации педагогом учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению содержанием образования. Объектом и субъектом метода является ученик.
В структуре методов обучения выделяются в первую очередь объективная и субъективная части. Объективная часть метода не зависит от личности конкретного педагога. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями [5, c. 65].
Выделяются следующие критерии выбора метода обучения:
1. Соответствие методов принципам правового обучения.
2. Соответствие целям и задачам правового обучения.
3. Соответствие содержанию данной темы.
4. Соответствие учебным возможностям обучаемых.
5. Соответствие возможностям учителя [3, с. 93].
Специалисты предлагают классифицировать методы обучения по различным основаниям.
Общая дидактика выделяет три большие группы методов:
1) методы стимулирования учебной познавательной деятельности;
2) методы организации учебно-познавательной деятельности;
3) методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности [9, с. 242].
Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности, разработана И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным. Тип познавательной деятельности – это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения [7, c. 41].
Эта характеристика тесно связана с уровнями мыслительной активности учащихся.
Е. М. Кропанева в качестве важнейшего метода обучения
праву выделяет работу с источниками правовой информации. Основные из них: конспектирование; составление плана правового текста; тезисы; цитирование; аннотация; рецензирование; составление формально-логической модели − словесно-схематического изображения прочитанного; составление матрицы правовых идей − сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов [3, с. 96–97].
В современной педагогике выделяют группу методов в основе классификации которых лежит роль обучающегося в процессе обучения:
1. пассивные – где учащиеся выступают в роли «объекта» обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем источником знаний. Основные методы – лекция, чтение, опрос;
2. активные – где обучающиеся являются «субъектом» обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы – творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику;
3. интерактивные – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога [6, с. 6].
Интерактивное обучение – это обучение через опыт [2, с. 167].
Эти методы наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения.
К интерактивным формам обучения можно отнести:
– игровые (деловые и ролевые игры);
– дискуссионные (диспуты, беседы, лекции с элементами дискуссии, проблемно-поисковое обучение, анализ конкретных ситуаций);
– групповые (работа в малых группах и парах сменного состава);
– исследовательские (элементы дистанционного обучения) [4, с. 77].
Инновационные приемы обучения, возможно, включать на любом этапе урока.
Интерактивное обучение предполагает организацию работы учащихся в группах.
Учитель задает уточняющие вопросы, проверяет понимание задания группами, в случае необходимости помогает работе членов жюри по организации оценивания, объясняет им, что по ходу выступлений жюри должно найти позитивное в каждом из выступлений, а затем выделить одно (максимум два) выступление, которое максимально соответствовало выделенным критериям.
После всех выступлений группам предоставляется время для подведения итогов: лучшее выступление, лучший вопрос, лучший ответ, лучшая иллюстрация, а также предлагается дать определение правового государства с использованием всех выбранных группами понятий [7, с. 87].
Основная часть урока может включать приемы работы с нормативными документами.
Например, прочитайте текст Конституции РФ и ответьте на вопрос «Как проявляются в обществе признаки правового государства?».
Работают четыре группы, каждая обсуждает один из признаков правового государства.
1. Верховенство закона.
Ни один государственный орган или должностное лицо, ни одна организация, ни один коллектив страны и ни один человек не могут быть освобождены от обязанности подчинения закону. Из этого следует, что правовое государство несовместимо с беззаконием, самоуправством, произволом (Конституция: ст. 1, 2, 3, 15, 105, 104.) [1].
2. Незыблемость прав и свобод.
Власть признает, гарантирует и надежно защищает основные неотчуждаемые права и свободы человека. Речь идет о так называемых естественных правах. Такие права не дарованы человеку никем: ни законодательной властью, ни церковью. Ни политическим лидером. Они прина рождения. Никакая власть не может отобрать их у него. Задача власти состоит в том, чтобы охранять эти права, способствовать их реализации (Конституция: статьи 2, 17, 18, 19) [1].
3. Разделение властей.
Данный признак говорит об определенном устройстве власти: о том, что власть не должна быть сосредоточена в одних руках, в одном государственном органе. При разделении государственной власти на закон, исполнительную и судебную, каждая ветвь решает только свою собственную задачу, не подменяя одна другую. Благодаря такому разделению ветви власти ревностно следят за качеством работы друг друга, осуществляют взаимный контроль и критику. Поэтому каждая из них вынуждена работать лучше, точнее соблюдать законы. (Конституция ст. 10, 94, 95, 110, 118.) [1].
4. Взаимная ответственность государства и личности.
За нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, несмотря при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд. Государство самоограничивает себя правом, закрепляющим свободу личности, Личность же, в свою очередь тоже соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства, которое несет ответственность за соблюдение прав личности, гарантирует ей достойные условия жизнедеятельности (Конституция ст. 7, 8, 17, 18, Глава 2) [1].
В качестве варианта подведения общих итогов занятия ученикам может быть предложена для обсуждения таблица основных понятий правового государства.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что учителю права, строя свою образовательную траекторию, необходимо включать инновационные методы и приемы обучения в процессе образования. Изучая право в школе, ученики должны получать не некоторую сумму правовых знаний, но и уметь самостоятельно ориентироваться в правовом пространстве; читать юридические документы, правильно их трактовать и находить нужную информацию. В данной связи учителю при изучении права в школе необходимо проводить грамотный отбор не только учебного материала, но и форм работы с ним.
Литература и примечания:
[1] Конституция Российской Федерации: офиц. текст от 12 декабря 1993 г. – М.: Омега-Л, 2016. – 48 с.
[2] Коротаева, Е. А. Будущее интерактивного обучения / Н. А. Коротаева // Народное образование. – 2013. – № 2. – С. 167–170.
[3] Кропанева, Е. М. Теория и методика обучения праву: учеб. пособие / Е. М. Кропанева. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2010. – 166 с.
[4] Матвеев, А. И. Изучение вопросов права в курсе обществознания / А. И. Матвеев // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. – № 2. – С. 76–79.
[5] Остапенко, А. Современные технологии в преподавании права / А. Остапенко // Учитель. – 2006. – № 2. – С. 38–43.
[6] Марченко, М. Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко. – М.: Проспект, 2016. – 422 с.
[7] Мостяева, Л. В. Критерии экспертизы и формат программ элективных курсов. Примеры предпрофильных элективных курсов / Л. В. Мостяева, А. В. Беляков // Преподавание истории в школе. – 2009. – № 2. – С. 10–16.
[8] Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А. П. Панфилова. – М.: Академия, 2009. – 192 с.
[9] Певцова, Е. А. Теория и методика обучения праву: учебник / Е. А. Певцова. – М.: Владос, 2003. – 400 с.
[10] Педагогические технологии: учебное пособие / под общ. ред. В. С. Кукушкина. – Ростов н/Д: Март: Феникс, 2010. – 334 с.