12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Жила Людмила Ивановна710
Россия, Смоленская обл., Сафоново

Интерактивные тетради в обучении иностранному языку.


В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, направленной на вхождение в мировое образовательное пространство. Данный процесс сопровождается существенными переменами в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается более новыми процессуальными умениями, формированием способностей оперировать информацией, творчески решать педагогические трудности с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Реформирование системы образования направлено на то, чтобы учащийся стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность у школьника находилась в центре внимания педагогов. Таким образом, современный учитель должен в первую очередь создать условия для процесса познания, а не преподавания, как это было ранее - при традиционном обучении. Во-вторых, усилия школы должны быть направлены на осуществление социального заказа - подготовить выпускников, способных самостоятельно получать необходимые знания, а также умело применять их на практике для решения возникающих проблем, уметь грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, уметь работать вместе в различных областях и ситуациях. Реально достичь цели образования, призваны помочь новые педагогические и информационные технологии.

Английский язык уже долгие годы является основным иностранным языком для изучения в российских школах и одним из самых сложных предметов для школьников. Интернет и бурное развитие технологий привели к тому, что современный учитель вынужден работать в условиях жесткой конкуренции за внимание детей. Захватывающие видеоигры, яркие развивающие программы и приложения, мгновенный доступ, практически, к любой интересной информации – все это вещи, которые просто невозможно игнорировать. С самого первого класса дети носят в рюкзаках не только учебники и тетради, но и смартфоны. Для чего? Конечно, чтобы играть! Дети играют на переменах, полностью погружаясь в процесс, а потом звенит звонок – и они идут на урок, который совсем не такой увлекательный и веселый. Нужно сидеть неподвижно за партой, смотреть на доску, молчать, слушать, и постоянно что-то записывать в тетрадь. Вполне естественно, что, на таком контрасте, ребенку скучно и урок его мало увлекает. Что же с этим делать?

Я долгое время искала ответ на вопрос, как мотивировать ученика на плодотворную работу на уроках английского языка. Ведь мотивация – главная сложность в этом деле. Мы все понимаем, как трудно бывает ребенку при знакомстве с грамматикой, выполнении домашних упражнений на начальном этапе изучения. Столкнувшись с трудностями и непониманием однажды, ребенок может потерять интерес к предмету навсегда. А ведь хорошее начало – залог успеха. Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно. Школа налагает на ребенка обязательства выполнять домашние задания для получения оценки. Но ведь ему должен быть интересен сам процесс освоения нового языка, и он должен быть заинтересован прежде всего сам. Как сделать так, чтобы ребенок готовил домашние задания дома не потому, что надо, а потому, что сам захотел? Как мотивировать ребенка на успех?

Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе я нахожу в использовании технологий интерактивного обучения. Эдгар Дейл — известный американский педагог еще в 1946 году «разложил по полочкам» способность обучаемых воспроизводить полученную информацию.

t1646692270aa.jpg


Сравнение пассивных и активных подходов к обучению и восприятию информации показывает, что при преимущественно пассивной подаче материала обучаемые сохраняют в памяти примерно :


10 % того, что читают;

20 % того, что слышат;

30 % того, что видят;

50 % того, что слышат и видят.

t1646692270ab.jpg

В то же время при активном восприятии информации учащиеся удерживают в памяти :


80% того, что говорили сами;

90 % того, что делали сами.


t1646692270ac.jpg

Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено, чему научился сам. Перед нами встаёт вопрос: как же сделать так, чтобы в памяти учащегося остался изученный

материал, чтобы ребёнок мог использовать полученные знания на практике, чтобы самостоятельно захотел их углубить и расширить?


Я считаю, что интерактивное обучение – это одна из разновидностей активного метода обучения, способная решить эту задачу. Интерактивный - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. При таком обучении ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Взаимодействие при интерактивном обучении осуществляется не только между педагогом и учеником, в данном случае все обучаемые контактируют и работают сообща (или в группах).

t1646692270ad.gif

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Изучение английского языка начинается еще в начальной школе, а мы знаем, что младший школьный возраст имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. И следуя словам Л.Н. Толстого, которые говорят о том, что всё, чему учат ученика, должно быть понятным и увлекательным, я нашла методику, которая помогает мне сделать процесс освоения знаний в более интересным - использование интерактивных тетрадей.

Интерактивные рабочие тетради широко используются в США при преподавании самых разнообразных предметов на разных ступенях обучения, в том числе и для обучения иностранным языкам.

Интерактивные тетради – это инновационный формат подачи материала на уроках. Для учителя это способ компактно организовать информацию по каждой изучаемой теме, интерактивные элементы помогают сэкономить пространство, структурировать сложный грамматический материал, которого с каждым учебным годом становится все больше и больше. Применяя данную технологию, я помогаю своим ученикам детально понять сложный материал и многократно повторять его. Также работа с интерактивными тетрадями развивает познавательный интерес и способствует развитию творческого потенциала каждого обучающегося, добавляет креатив и разнообразие в повседневные уроки.

Что же такое «интерактивная рабочая тетрадь»? Это понятие состоит из двух частей «интерактивность» и «рабочая тетрадь». Понятие интерактивный («интер» - между- и «активный» - действенный) отражает элемент взаимодействия. Интерактивные тетради создаются с помощью технологии лэпбукинга. Лэпбук в переводе с английского означает книга на коленях («lap» -колени и «book»). В ней дети самостоятельно вырезают, раскрашивают и вклеивают шаблоны в разнообразных формах на любые темы, будь то лексические или грамматические.  Шаблоны для интерактивных тетрадей могут быть в виде лепестков, гармошек, книжек-раскладушек, кармашков, цветков, а также могут иметь двигающиеся, крутящиеся, выдвигающиеся элементы, при работе с которыми ребенок погружается в игру и развивается его творческое мышление.



t1646692270ae.jpg


В свою очередь рабочая тетрадь – это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе школьника по освоению учебного материала на уроке и дома. В такой тетради могут содержаться интерактивные шаблоны для изучения лексики по разным темам. Интерактивные элементы вклеиваются в тетрадь и создают интерактивное пространство для обучения.


t1646692270af.jpgt1646692270ag.jpgt1646692270ah.jpg

Это также незаменимый способ преподнести грамматические правила ярко и сделать их запоминающимися, ведь большинство учеников не любят изучать грамматику.


t1646692270ai.jpg t1646692270aj.jpg


Систематичность в изучении грамматики необходима при изучении английского языка. Для меня, интерактивная тетрадь стала тем методом, который помог мне разнообразить подачу грамматического материала подборкой интересных шаблонов и схем и сделать изучение грамматики увлекательным даже для самого скучающего ученика. Мной отмечено, что к данным шаблонам ученики возвращаются каждый раз, когда испытывают трудности. Их можно использовать и на этапе введения материала, и на этапе отработки материала, как демонстрационный материал, и, что самое важное, для повторения темы. Использование шаблонов помогает создать мне условия для практического использования различных конструкций, повторения материала. Известно, что основная цель уроков английского языка – научить общаться в новой языковой среде. Интерактивные тетради помогают ученику делать это, ориентируясь на собственные интересы. Ведь ребенок всегда с энтузиазмом и интересом делится именно тем, чем интересуется сам.

Мы, учителя, должны принимать во внимание то, что каждый ребенок отличается особенностями восприятия информации, и строить образовательный процесс с учетом этих особенностей. В зависимости от типа восприятия все люди делятся на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов. Выбрав правильную форму подачи нового материала, мы имеем больше шансов, что ребенок усвоит необходимую информацию. Ребенок-визуал часто записывает информацию в блокнот. В данном случае очень полезно использование любых наглядных материалов. В интерактивных тетрадях мы с детьми используем шаблоны, рисунки, схемы, картинки. Дети-кинестетики лучше усваивают материал, если они попробуют что-то сделать, у них ярко выражена склонность к ручному труду. В интерактивной тетради мы на уроках вклеиваем шаблоны, представленные в виде кармашков с карточками, выдвигающихся элементов, шаблонов-гармошек, двигающихся картинок, окошек. В данном случае задействуется моторика, дети постоянно на уроках трогают и двигают элементы. Очевидно, что все это будет способствовать легкому усвоению любого материала ребенка-кинестетика. Дискреты всю полученную информацию на уроках должны изучить и в строгом порядке разложить по полочкам, перевести в схемы. Дискрет всегда думает о причине того или иного явления. Подача грамматического материала посредством интерактивных тетрадей является настоящим подспорьем для ребенка-дискрета при разучивании различных конструкций и выражений. Естественно, что ребенок, несмотря на свою принадлежность к тому или иному психологическому типу, должен пользоваться и другими органами чувств. А наша задача учителей состоит в том, чтобы помочь ребенку развить все каналы восприятия. Именно от этого зависит успех всего обучения.

Таким образом, интерактивная тетрадь–это своеобразная библиотека, которая служит хранилищем накопленных знаний.

Кроме этого интерактивная тетрадь позволяет решить следующие задачи:

компактная организация информации по изучаемой теме;

визуализация теоретического материала;

структурирование сложной информации;

полное понимание и запоминание информации по изучаемой теме;

многократное повторение и закрепление материала по пройденной теме, учитывая различные  способы восприятия информации детьми (аудиалы, визуалы, кинестеты и дискреты (опираются на логику – суть и взаимосвязи)

развитие познавательного интереса и творческого мышления

Что же из себя представляет интерактивная тетрадь?

Это обычная тетрадь в клеточку или на кольцах, внутри которой размещаются разнообразные вкладыши, интерактивные схемы, кармашки, шаблоны, конвертики, книжки с грамматическими правилами, которые складываются и раскладываются, настольные игры, 3D –элементы, благодаря которым за минуту в тетради может появиться город или магазин. И все это делают сами учащиеся.


t1646692270ak.jpgt1646692270al.jpg


Структура интерактивной тетради

1 страница: сначала оставляется пустой, а когда ребенок уже втягивается в процесс работы оформления тетради, она оформляется по желанию. Дети обычно сюда что-то вписывают, что-то вклеивают, получается очень здорово.

2 страница: содержание тетради

Можно вклеить готовые таблички, в которых указывается тема и номер страницы. Все остальные страницы в тетради нумеруются, чтобы потом, когда необходимо будет что-то повторить, можно легко было бы найти нужную тему по этому оглавлению.

Мы с ребятами используем разнообразные виды шаблонов:

готовые шаблоны с картинками и текстами

пустые шаблоны для заполнения

шаблоны сделанные своими руками

А так же виды книжек: флэпбуки, пирамидки, книжки, книжки с лепестками.


t1646692270am.jpgt1646692270an.jpgt1646692270ao.jpg



На своих уроках я могу использую интерактивную тетрадь для введения материала, для отработки материала, для повторение темы, в качестве демонстрационного материала.

Таким способом можно вводить, отрабатывать и обобщать абсолютно любой материал.

Например, при введении такого грамматические правила, как глагол “to be”, я использую книжку–раскладушку, флепбук и треугольный шаблон для составления предложений. Ребятам очень нравится работать в парах, предлагать друг другу варианты предложений для перевода и проверять правильность использования глагола при помощи подсказок на треугольной форме.

t1646692270ap.jpg


Так же я использую тетрадь для введения и отработки лексического материала.

t1646692270aq.jpgt1646692270ar.jpg


Тема «Одежда»

t1646692270as.png







Такой шаблон дети делали на тему «Мой дом», изучая названия комнат, предметов мебели, различные вещи и, конечно же, оборот there is / there are». Сделав на уроке шаблон «Дом», дети получили домашнее задание, в котором было необходимо нарисовать и раскрасить комнаты в доме сво­ ей мечты и подписать их названия. Когда урок закончился, бы ло видно нетерпение детей и желание как можно скорее приступить к созданию своего дома. На следующем занятии дети с большим интересом не только рассматривали дома друг друга, но и рассказывали о них на английском, задавали вопросы о количестве комнат, наличии в доме тех или иных вещей.

t1646692270at.pngt1646692270au.png Интерактивные тетради отлично подходят и для обучения и повторения правил чтения.



t1646692270av.jpgt1646692270aw.jpgt1646692270ax.jpg



Интерактивная тетрадь помогает также развивать коммуникативные умения. Большое количество игр может быть разыграно детьми при помощи интересных и ярких заготовок. Дети могут в любое время возвращаться к изученным темам и , проигрывая ситуации , повторять изученный материал.



t1646692270ay.jpg



Основными плюсами использования интерактивных тетрадей я вижу :

1. Развитие мелкой моторики.

Шаблоны для вырезания готовлю я заранее, а дети вырезают их дома сами. Тем самым они также осознают, что для любой работы нужно готовиться заранее.

2. Использование разных форм организации деятельности учащихся (индивидуальной, парной или групповой работа).

Работая индивидуально, один учащийся занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы. Данный вид работы необходим, если в группе или классе есть учащиеся, которым тяжело находить контакт с другими одноклассниками, если они стеснительны и необщительны. Он помогает таким учащимся раскрыть себя и свой потенциал пред учителем и сверстниками. С другой стороны, работая в паре, учащимся приходится делить ответственность между собой. Они учатся делить задание на микро-темы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща. С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 учеников работают над одной тетрадью. Здесь, с одной стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой нельзя допускать, чтобы кто-то остался без определенного задания, думая, что всю работу сделает за него кто-то другой.

Учитель выступает не в роли источника информации, а в роли консультанта.

3. Совместная работа с родителями.

Интерактивная тетрадь хороша и тем, что к его созданию можно привлечь родителей (живое общение, которого много не бывает, родительский пример мотивирует на успешное обучение).

4. Ручная работа.

Каждая тетрадь уникальна, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.

5. Развивающие задания.

Работая, казалось бы, над одной темой, одним заданием, ребята из разных пар и групп очень часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем. Когда созданное «сокровище» демонстрируется одноклассникам, происходят обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации.

Необходимо отметить, что, работая над одним тетрадью, учащиеся часто открывают для себя темы следующих своих исследований.

6. Подход в обучении (индивидуальный, дифференцируемый)

Тот факт, что решение проблемы и наполнение информацией интерактивной тетради зависит от ученика, говорит о том, что при создании интерактивной тетради, обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении.

Каждая интерактивная тетрадь индивидуальна и не похожа на другие. Потому как индивидуален и каждый ученик. Моя задача как педагога и состоит в том, чтобы способствовать развитию индивидуальности каждого ученика.

. В начале года я провела анкетирование учащихся 5 класса, целью которого было выявление мотивации к изучаемому предмету. В середине года, после внедрения в учебный процесс интерактивных тетрадей анкета была проведена повторно и результаты зафиксированы. Сравнение результатов на диаграмме, позволяет утверждать, что использование интерактивных тетрадей, благотворно повлияло на мотивацию моих учеников и способствовало расширению познавательных интересов.

t1646692270az.jpg

начало года середина года



Интерактивные тетради сделали наши уроки необычными и увлекательными. Кроме того, интерактивные тетради стимулируют к постоянному просматриванию и повторению. А это очень важно! У детей появляется желание обсудить проделанную работу с родителями, родственниками, друзьями и одноклассниками. Это приводит к тому, что ребенок автоматически возвращается к изучаемой теме снова и снова, соответственно, качество усвоения материала повышается.

Безусловно, у данной технологии есть свои недостатки. Подготовка шаблонов занимает достаточно большое время, так как все материалы готовятся заранее. Данный вид работы невозможен в классах с большой наполняемостью. Но я уверена, что при небольшом количестве учеников в классе , а также во внеурочной и кружковой деятельности данный вид работы принесет хорошие результаты.

Создание интерактивных тетрадей решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. В условиях модернизации образования, учителю необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Я считаю, что применяя в своей работе технику создания интерактивной тетради, у  учителя может появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях.


t1646692270ba.jpg


t1646692270bb.jpg

Список источников:

1. Дурыкина А. «Долой скучным тетрадям»

2. Малышева Т. В. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуникативной компетенции учащихся // Учитель в школе. — 2010. — N 4. — С. 14-16.

3. Рыкова А.Тренинг «Интерактивные тетради в начальной школе» на сайте В контакте

4 http://englishsecrets.ru/dlya-uchitelej/interaktivnye-tetradi-v-rabote-repetitora.html

5. http://nbalabanchuk.blogspot.com/2018/06/blog-post_13.html

6.https://anastasiarykova.com/










15


Опубликовано в группе «Использование интерактивных тетрадей в обучении младших школьников английскому языку.»


Комментарии (3)

Калягина Ирина Владимировна, 08.03.22 в 08:28 1Ответить Пожаловаться
Людмила Ивановна, спасибо большое за полезную, интересную публикацию! Добавила к себе в "избранное".

Астанина Елена Владимировна, 03.11.23 в 17:35 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за отличную идею! Замечательно!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.