12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коновалова Татьяна Викторовна959
Работаю учителем начальных классов в МАОУ "Городская гимназия №1" г.Усть-Илимска
Россия, Иркутская обл., Усть-Илимск
7

Интерактивный метод «Кроссенс» в проектной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря», «Путешествие в страну словарей»

Интерактивный метод «Кроссенс» в проектной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря», «Путешествие в страну словарей»


Автор: учитель начальных классов МАОУ «Городская гимназия №1» г.Усть-Илимска

Коновалова Татьяна Викторовна


В XXI веке время диктует новые требования к процессу обучения школьников. Л.Н. Толстой говорил: “Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать...”.

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому данное научное сообщество, как инновационный, практико-ориентированный предмет, помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».

Цель деятельности группового занятия научного клуба младшего школьника «Ключ и Заря»:

формирование универсальных учебных действий методом диалогового общения с «умным взрослым» посредством электронной или почтовой переписки;

научить речи;

развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях;

решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-понимать разные основания для оценки (жанровой, этической, эстетической) одного и того же текста;

-понимать прозаические и поэтические тексты, посвященные формированию базовых нравственно этических ценностей.

Таким образом, групповое занятие научного клуба младших школьников «Ключ и Заря», как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.

Безусловно, результаты данного занятия достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения в каждом классе.

Личностными результатами группового занятия научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» во 2-м классе является формирование следующих умений:

- осознавать ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье -сберегающего поведения;

- оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

- анализировать тактичность речевого поведения в семье;

- объяснять правила вежливого поведения.

В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться:

Регулятивные УУД.

Обучающиеся научатся:

-формулировать и удерживать учебную задачу;

-составлять план и последовательность действий;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-адекватно воспринимать - предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные УУД.

Обучающиеся научатся:

-находить и выделять необходимую информацию из различных источников;

-собирать информацию (извлекать необходимую информацию из различных источников); обрабатывать информацию (определение основной и второстепенной информации);

-передавать информацию (устным, письменным, цифровым способами);

Коммуникативные УУД.

Обучающиеся научатся:

-обращаться за помощью;

-формулировать свои затруднения;

-задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-предлагать помощь и сотрудничество.

Предметные результаты освоения учебной программы к концу 2-го года обучения.

Обучающиеся научатся:

- осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;

- определять тему, основную мысль несложного текста;

- определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

- подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.).

Ведущей идеей федеральных государственных образовательных стандартов в области начального общего образования является развитие у младших школьников «умения учиться», которое возможно лишь при достаточно высоком уровне учебной самостоятельности обучающихся. Вкус к работе с информационными ресурсами проявляется:

в стремлении ученика искать необходимую информацию, используя для этого все доступные источники;

в наличии избирательного отношения школьника к информации в соответствии с определившимися потребностями и предпочтениями;

в самостоятельности суждений, в умении формулировать и отстаивать свою точку зрения по поводу найденной информации.

Задача учителя – развивать, совершенствовать, корректировать информационные вкусы воспитанников, помогать школьникам в освоении приемов информационно-поисковой и информационно-аналитической деятельности. У нас в гимназии навыки работы с информацией формируются при изучении школьных дисциплин, на занятих дополнительного образования в ходе выполнения самостоятельной, научно-исследовательской работы, при подготовке рефератов, докладов, конкурсных работ.

Основными источниками информации младших школьников являются: книга, слово как символ понятия, наблюдение, межличностное общение.

Книга, книжный текст – основной источник знаний для детей в начальной школе. Книги раскрывают перед детьми весь мир, они рассказывают учащимся о Родине, о людях, о профессиях, об окружающем мире. Из книг дети узнают прошлое и настоящее человечества, книги обогащают их ум. На уроке, внеклассном занятии, факультативе школьник усваивает учебную информацию и одновременно овладевает технологией усвоения этой информации, т.е. осуществляет информационную деятельность. С помощью книг ученики осмысливают полученную учебную информацию, обогащают свой словарный запас, развивают память, мышление; учатся концентрировать внимание, работать с рисунками, таблицами, делать выводы, выделять главное и второстепенное в тексте; осуществляют библиографический поиск, выполняют письменные работы.

Одним из способов решения этой проблемы является работа детских объединений и, в частности, научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» (Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка).

Через систему заданий в учебниках организовался обмен письмами между сюжетными героями комплекта и гимназистами.

В учебнике Н.А. Чураковой Русский язык 1 класс на последних страницах детям предлагаются задания.

1группа-задания Анишит Йокоповны по русскому языку

2 группа-задания Михаила Потаповича по литературному чтению, анкета для будущих членов клуба и адрес. Кроме того, был объявлен конкурс на лучшую эмблему клуба.

После повторения пройденного материала дети ответили на вопросы, заполнили анкету и им осталось только отправить выполненные задания по указанному адресу. Но, как оказалось, это было для первоклашек самым сложным. С гордостью дети принесли конверты с членскими билетами научного общества!

Интеграция клубной работы в учебную деятельность позволяет сочетать учебный и игровой мотивы, решать учебные и практические задачи. Заседания школьного клуба проводится 2 раза в четверть. Цель этих заседаний – обучать младших школьников деловому общению.

Работа в группах, способствует формированию общих учебных умений делового сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат обшей деятельности). Результативностью обучения в этом случае является уровень самостоятельности отдельных детей и классного коллектива.

Тематика занятий клуба разнообразна:

-Творческая работа «Необычная история» (составление рассказа по серии картинок)

-Фотоконкурс «Красота рядом!»

-Игра-путешествие «Знакомимся со словарями»

-Конкурс «Вопросы от Учёного Кота»

-Мини-проект «Поздравляю с Новым Годом!» (написание поздравления)

-Презентация «Мой любимый журнал»

-Творческий конкурс «Необычные слова» (образование сложных слов)

На этом примере отчётливо прослеживается связь урочной и внеурочной деятельности, преемственность содержания, способов деятельности и планируемых результатов.

Дети почувствовали, что членство в клубе поднимает их на новую высоту, стали более активными и следующие задания выполняли с большим интересом.

Научный клуб младшего школьника создаёт условия для делового общения, а это один из показателей эффективности урока;

учитывать индивидуальные особенности, интересы и склонности ребёнка;

развивать коммуникативные навыки личности;

формировать мировоззрение детей и родителей;

минимизировать дефицит общения, информационный «голод»;

помогать школьникам самостоятельно делать выбор, принимать решение, объяснять и доказывать собственное мнение;

излагать свои мысли не только устно, но и на бумаге;

воспитывать внимательное и бережное отношение к окружающему миру.

Развивающий метод “кроссенс” способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся. Внедрение инновационных педагогических технологий позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного, личностно-ориентированного обучения. Школьники учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать её. Всё это помогает ученикам самоутвердиться, а значит быть более подготовленным к будущей жизни.

Проект – это метод образования, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самими учащимися, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект даёт столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он необходим.

Вот почему в основе моей методической системы лежат проектные технологии. А согласно ФГОС одним из видов деятельности ученика является самостоятельный поиск решения поставленной цели.

Примером творческого проекта могут служить кроссенсы!

Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. В первую очередь, как нетрадиционная форма проверки знаний по предмету. Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае правильный ответ один и тематика конкретна.

Алгоритм составления кроссенса:

определить тематику, общую идею;

поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;

найти связь между элементами, определить последовательность;

сконцентрировать смысл в одном элементе (центральный квадрат);

выделить отличительные черты, особенности каждого элемента, заменив прямые образы и ассоциации косвенными, символическими.

построение ассоциативной связи между образами элементов.

Как работает кроссенс учителя

Применение кроссенса на уроке имеет множество вариантов. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе: на стадии вызова для определения темы, для определения и постановки проблемы, на стадии закрепления материала, как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке, как творческое домашнее задание и так далее. В этом случае головоломка будет иметь конкретную методическую цель или даже несколько:

- проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);

- формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать);

- раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах);

- обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);

- организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);

- творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему, на произвольную тему, по исторической личности, литературным персонажам);

- построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).

Как работает кроссенс ученика

Такой кроссенс ещё полезней, чем созданный учителем. В первую очередь он отражает глубину понимания учеником заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения. Если не пожалеть на это времени, то организация групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников поможет ребятам увидеть тему или проблему с другой стороны, с другой позиции. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение.

Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал кроссенсов. Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела по созданию интеллектуальной игры, стенгазеты, открыток ко дню рождения одноклассников, оформлению портфолио. Работа с кроссенсами способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией. Стать творцом, умеющим создавать свои уникальные образные, наполненные смыслом миры – это блестящая победа ученика и учителя.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.