Статья «Проектная деятельность в обучении младших школьников»
Проектная деятельность в обучении младших школьников
Учитель: Богданова Ирина Александровна
МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа №2»
Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учеников, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы и способы, направленная на достижение общего результата.
Учебный проект с точки зрения учащегося –
возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности;
это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;
это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися;
результат – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект точки зрения учителя – дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
В образовательной программе «Школа 2100» за 4 класс предлагается проект «Модель машины времени». Он заинтересовал учеников, т.к. в фантастических фильмах, книгах, а также и на уроках литературного чтения рассказывается о машинах, на которых можно путешествовать во времени и увидеть, что было или будет.
Начали свою работу над проектом с того, что пригласили к сотрудничеству родителей и изучили предлагаемый план действий на странице учебника «Моя математика».
Подумали, как может выглядеть модель машины времени и нарисовали её, кто как себе представлял.
Подобрали материалы и детали, из которых каждый (один или группой) построил свою модель. Важным этапом стала – защита проекта на родительском собрании. В выступлении нужно было отразить не только устройство машины, но и собрать информацию о том историческом периоде, куда собирались лететь. Некоторые для выступления приготовили презентации (большинство – с важными историческими датами, заинтересовало будущее: транспорт). Участвовали все. Родители проявили интерес.
Отзывы учеников.
Несмотря на все трудности, и мне и ребятам нашего класса понравилось работать над проектом. Я научился искать нужную информацию в интернете, составлять презентации, делать сообщения. Читая книги о прошлом, об изобретениях, я думал о том, что у человека есть большие возможности! Наверное, лет через 100 люди изобретут настоящую машину времени. ( Шилоносов Дмитрий)
Работая над проектом, приходилось искать информацию не только в учебниках, но и в других книгах и энциклопедиях и в Интернете. Считаю, что компьютер - это и есть, машина времени. ( Гуляева Анастасия.)
На уроках окружающего мира изучается тема «Человек и его строение», которую дети изучают с интересом. Совместно с валеологом Ершовой Н.Н. На уроках я объясняла программный материал, валеолог рассказывала о сохранности здоровья. Например, органы дыхания- как делать дыхательную гимнастику, органы пищеварения- о правильном питании, скелет- упражнения на укрепление осанки и т.д. Дети лепили каждую систему органов из пластилина. Результатом проекта стала модель человека. Цель проекта - знание строения организма и бережное отношение к нему была достигнута.
Урок –проект.
В условиях реализации ФГОС учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации.
. Как же сделать так?
Одним из способов достижения этой цели образования может стать использование на уроках создание лэпбука (тематической папки). В процессе создания такой папки можно систематизировать изученный материал, а ее рассматривание позволит быстро освежить в памяти изученные темы. Так родилась идея урока- проекта «Части речи».
Чтобы заинтриговать детей и мотивировать их к оформлению лэпбука, не раскрывала все секреты. Оформляли всё на уроке. Составили таблицу «Самостоятельные и служебные части речи». Часть составляющих было домашнее задание. Работали активно все ученики, в последующем использовали лэпбук для повторения.
Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму- девиз учителя, занимающегося проектной деятельностью.
Трефилова Раиса Поликарповна