Интерактивное познавательное занятие-викторина в старшей группе «Достопримечательности родного города»
Республика Карелия
Администрация Петрозаводского городского округа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Петрозаводского городского округа
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 112 «Лесная сказка»
(МДОУ «Детский сад № 112»)
Интерактивное познавательное занятие в форме викторины в старшей группе
Тема: Достопримечательности родного города.
Выполнила:
Власкова Лидия Сергеевна
Воспитатель 1 квалификационной категории
Петрозаводск, 2023
Цель: Углубление знаний детей о достопримечательностях города Петрозаводска.
Задачи:
Обучающие:
Обобщать и расширять знания детей о памятных местах в Петрозаводске.
Создать условия для возникновения интереса к городу.
Развивающие:
Развивать память, речь, вызывать положительные эмоции и познавательный интерес к изучению родного города.
Активно обогащать словарь детей новыми словами (скульптура, арт-объект, достопримечательность и др.)
Воспитательные:
Воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою страну, малую Родину.
Методы и приемы:
Наглядные: демонстрация наглядных пособий (макеты), иллюстрации, прослушивание аудиозаписей (отрывок оперы)
Словесные: рассказ педагога, рассказ детей, чтение заданий, ответы на вопросы.
Игровой: внезапное появление объекта (звучание слов).
Практические: составление карты достопримечательностей, поиск достопримечательностей, физкультминутка «Мой веселый мяч», пальчиковая гимнастика «Пальчики-солдатики»
Материалы и оборудование:
Макеты достопримечательностей города Петрозаводска ( железнодорожный вокзал, Северная гостиница, фонтан «Молекула», памятник Петру 1, ротонда, арт-объект «формула леса, скульптура «Рыбаки», скульптура « Волна дружбы», пушка, дерево желаний, памятник «Танк Т-34, музыкальный театр, собор Ал.Невского, телевышка, фонтан на Березовой Аллее, родник «Царевна лягушка».
Музыкальное сопровождение (Слова почтальона Печкина из мультфильма «Простоквашино», отрывок из оперы, музыка для динамической паузы)
Карточки с заданиями 9 штук
Карта с обозначениями (цифры от 1 до 9) и стрелками.
Картинки для приклеивания на карту.
Разрезные картинки: памятники и скульптуры на набережной города Петрозаводска.
Предварительная работа:
Беседы о городе Петрозаводске (улицы, проспекты, памятные места)
Рассматривание фотографий памятных мест нашего города.
Изготовление детьми и представление макетов достопримечательностей города Петрозаводска.
Ход занятия:
Звучат слова из мультфильма Простоквашино «Кто там? -Это Я, почтальон Печкин».
Воспитатель: Дети, все наверно знают из какого это мультфильма? - Ответы детей.
-Молодцы, может и нам почтальон принес письмо, сейчас посмотрю. Выхожу за дверь.
- Конечно, смотрите и нам письмо. Будем читать? – Ответы детей
Предлагаю одному из детей прочитать, что написано на конверте.
«Письмо ребятам из группы №3 «Умка»
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юля. Я живу в другом городе. Хочу приехать к вам в гости. Прошу вас рассказать мне о вашем городе.
- Ребята, вот это интересно. Давайте подумаем, про что мы можем рассказать? Ответы детей: перечисляют памятники, здания. - А как мы можем назвать это одним словом? Ответы: достопримечательности.
Достопримечательности города – это важные памятные места, это памятник, скульптуры, здания.
- Как нам это сделать? Подвести детей к тому, что нужно составить маршрут по городу для девочки.
Когда человек отправляется в путешествие в незнакомое место, что ему необходимо? Ответы детей: сумка, вещи, карта.
- Конечно, молодцы! – Туристу нужна карта. Может мы тогда для девочки Юли сделаем карту? Вы согласны со мной? – Ответы детей.
Но сначала, кто мне напомнит в какой стране мы живем? Ответы детей: Россия
- А столица России? Ответы детей: Москва
- И мы с ваши тоже живем в Москве? Ответы детей: Нет, в Петрозаводске. - Здорово, а Петрозаводск-это столица чего?
- Какие вы молодцы! Все знаете!
Посмотрите, я нашла карту. Как вы думаете, поймет девочка куда ей идти, и какая достопримечательность обозначена. Ответы детей: Нет. Почему? Ответы детей: -Нет картинок, нет изображений.
- Молодцы, конечно.
Здесь только цифры и стрелки, но сейчас мы это исправим.
Подходите ко мне. У меня на столе лежат карточки с заданиями, решив которые, мы узнаем, куда нам двигаться. Ну что поможем девочке Юле узнать наш прекрасный город.
Предлагаю одному из детей выбрать карточку с номером 1.
1 задание. Отгадать загадку.
Нужно здесь купить билет -
И объедешь целый свет.
Коль багаж на целый пуд,
Ждет носильщик, тут как тут.
И повсюду - слева, справа
Пассажирские составы.
- Молодцы! Конечно это железнодорожный вокзал. А как вы думает, почему с него начинается наш маршрут. Ответы детей: -туристы приезжают на вокзал с других городов.
Современный железнодорожный вокзал с семнадцатиметровым шпилем был открыт в марте 1955 года. Станция состоит из пяти путей. Имеются три пассажирских платформы: одна боковая и две островных. Выход на первую платформу осуществляется со второго этажа вокзала, а также по лестнице с привокзальной площади (площади Гагарина), на вторую — с первого этажа вокзала через пешеходный тоннель, на третью — через «северный переезд» с первой платформы. Отдельно стоящее здание кассового зала находится на первой платформе. Через станционные пути проходит пешеходный мост.
На станции установлен паровоз-памятник Эр−738-47 (построен в 1935 году), до 1987 года проработавший на Петрозаводском отделении, а в годы войны водивший поезда в блокадный Ленинград.
Итак, первая достопримечательность города Петрозаводска – это железнодорожный вокзал.
И у меня есть изображение вокзала, как вы думаете зачем? Конечно, мы приклеим его на нашу карту под номером 1.
Кто-то из детей приклеивает картинку на карту.
Вновь ребенок (по желанию) берет карточку с номером 2.
Задание 2.
Вопрос. Какой самый главный проспект в нашем городе? Ответы детей: проспект Ленина
Какие вы молодцы!
Где турист может отдохнуть после долгого пути? Ответы детей: Гостиница
Может мне подскажите, есть ли у нас такие в Петрозаводске? Ответы детей: Северная, Космос.
Итак, смотри на нашу карту и как вы думает, что под цифрой 2. Ответы детей:Гостиница «Северная»
Идем к ней. Гостиница «Северная» — старейшая гостиница города Петрозаводска Республики Карелия. Расположенное на проспекте Ленина. 1 марта гостинице исполнилось 84 года. В годы Великой Отечественной войны была полностью разрушена, но затем в 1948 году, ее восстановили. Сейчас туда приезжает много туристов.
Отдаю детям карточку с изображением гостиницы. Приклеивают на карту.
Задание 3.
Какая скульптура в Петрозаводске в форме многогранника? – ответы детей.
Недалеко от гостиницы, если подняться вверх по проспекту Ленина можно увидеть необыкновенную скульптуру «Молекула». Она выполнена в форме многогранника. Автор придумал этот шар – как центр, где придумываются новые идеи. Ведь не зря «молекула» рядом с университетом. Приклеиваем следующую картинку под номеров 3, у нас «Молекула».
Задание 4. Собрать изображения. «Разрезные картинки» (Петр 1, ротонда, рыбаки, волна дружбы, формулы леса, дерево желаний, пушка)
Дети распределяются по подгруппам и собирают картинки.
Каждая подгруппа рассказывает, какая у них достопримечательность. –Где же это все находится?
Ответы детей: набережная города Петрозаводска. А скажите пожалуйста, набережная какого озера? Ответы детей: Онежского.
Рассказ воспитателя о каждой из скульптур на набережной, обращаясь к макетам.
Приклеивают картинку набережной под номеров 4.
Динамическая пауза с мячом по музыку.
Задание 5.
Отрывок из оперы. Послушайте и скажите, где это можно услышать, а может и посмотреть?
Музыкальный театр Республики Карелия.
В 1952 году в центре Петрозаводска на площади Кирова началось строительство здания театра. На парадном фронтоне скульптурная композиция «Дружба народов». Само здание оформлено колоннами.
Приклеивают картинку на номер 5.
Задание 6. Есть в Петрозаводске памятное место, в честь солдат погибших в Великой Отечественной войне.
Правильно, мемориал «Вечный огонь». Пойдемте к нему. Как вы думаете почему? Ответы детей.
Молодцы! Вот вам еще одна картинка.
Как там наша карта? Как вы думаете, сейчас уже понятно будет девочке Юле куда ей идти, чтобы все увидеть? Ответы детей
Есть у нас еще свободные цифры. Ответы детей:Да
Следуйте за мной, я вам сейчас покажу еще одну достопримечательность нашего города. Сопровождаю словами. Сейчас мы идеи с вами по проспекту Карла Маркса, теперь поворачиваем на право и идем по улицу Правды, затем снова поворачиваем и идем по проспекту Александра Невского и подходит к собору Александра Невского. Этот собор видно издалека, как вы думаете почему? Чем он отличается от других зданий?
Ответы детей: это церковь, ярко-желтого цвета, есть купола. Молодцы, его не только видно, но и слышно, когда раздается колокольный звон.
Даю картинку с изображением собора. Приклеивают на карту под номером 7.
Есть у вас еще силы двигаться дальше?- ответы детей
Тогда вытягивайте карточку под номером 8.
Задание 8. Пальчиковая гимнастика «Пальчики-солдатики»
Командир позвал солдат:
«Становитесь дружно в ряд
Первый встал, за ним второй
Безымянный быстро в строй
А мизинчик очень мал
Он чуть-чуть не опоздал.
Встали пальчики УРА
На парад идти пора.
Вот такую гимнастику для пальчиков мы сделали, но это не просто так мы с вами подходим к следующему памятнику. Может кто –то назовет, что это? Ответы детей: танк т-34. Он был установлен в честь освобождения Петрозаводска от захватчиков и находится на проспекте Первомайском.
Дети приклеивают картинку под номером 8.
Вот мы с вами обошли весь Петрозаводск. Пора возвращаться в наш детский сад. А в каком районе города, мы с вами живем? Ответы детей: Древлянка.
Молодцы! У нас на Древлянке тоже есть достопримечательности.
Задание 9.
Найдите на столах достопримечательности микрорайона Древлянка?
Телевышка, фонтан, родник «Лягушка»
Вопросы? Для чего нам нужна телевышка? Ответы детей.
Верно, благодаря ей мы можем смотреть телевизор и слушать радио. А почему она такими необычными цветами? Ответы детей : флаг России
А где расположен такой необычный фонтан? Ответы детей: на Березовой Аллее. Вы замечали дети, что летом из фонтана идет вода, а в холодное время года он светится синим цветом. Этот фонтан построен недавно.
И конечно родник «Царевна- лягушка». Больше 20 лет назад он уже построен. Сейчас там нет воды, но жители Древлянки очень надеяться, что она вернется.
Держите картинку, приклеивайте под номером 9.
Вот мы с вами и составили карту для девочки Юли. Я думаю, что с такими обозначениями она не заблудится в нашем городе и сможет посмотреть все достопримечательности. Вы сегодня хорошо поработали. Молодцы! Благодарю вас за работу. Вам понравилось составлять карту? Ответы детей. –Давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу. Дети хлопают в ладоши.