12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Котофеева Светлана Николаевна25
Россия, Кемеровская обл., Кемерово
1

Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Жилища народов России»

Занятие по познавательному развитию в старшей группе.

По теме: «Жилища народов России»

ЦЕЛЬ:

Уточнение представлений детей о разнообразии человеческих жилищ разных народов России;

ЗАДАЧИ:

• Закрепить знание названий и материалов жилищ различных народов.

• Развивать познавательный интерес;

• Обогащать словарный запас, развивать память, речь, внимание.

• Воспитывать толерантное отношение к людям различных национальностей.

• Создавать композицию  подковы, украшая её элементами декора, совершенствуя навыки и приемы в лепке (отщипывание, скатывание, сплющивание и др.)

• Приобщать детей к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность;

• Развивать фантазию и творческие способности, самостоятельность, инициативу;


 

Ход занятия:

1. - Ребята, сегодня утром почтальон принёс нам письмо. Давайте его

прочитаем.

«Ребятам д/сада старшей группы № 8 «Колокольчики» из жаркой Африки»

 

«Здравствуйте, ребята. Недавно мы смотрели сказку «Зимовье зверей», в ней показана деревянная избушка. У вас строят такие странные дома?

Мы даже не сразу поняли, из чего сделан этот дом. Посылаем вам рисунок нашего дома. В Африке дома строят из глины.

Толстые стены и маленькие окошки такого дома защищают людей от солнца и жары. Не могли бы вы рассказать нам о жилищах, которые люди строят в России. Ждём вашего ответа».

 

- В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

- Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

- Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

- В разных уголках нашей большой Родины - России живут разные люди.

- Вспомните, какие жилища вы знаете? (иглу, изба, юрта и т. д.)

- Как же нам рассказать ребятам из Африки о жилищах народов России? (предложения детей) (Как же нам это сделать?) (Ответы детей.)

Педагог:

- Я хочу вам предложить сделать фоторепортаж, мы сфотографируем разные жилища и подпишем, какие народы в них проживают. А затем отправим по почте в далёкую Африку. А для этого я приглашаю вас в путешествие по просторам нашей большой Родины. Вы согласны?

- На чем можно путешествовать?

Ответы детей: На поезде, на машине, пешком, на самолете.

- Наш маршрут будет долгим и далёким, на чем быстрее мы можем совершить наше путешествие, как вы думаете?

Дети: На самолете. (Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель помогает с ответом.) ( Он передвигается быстрее всего)


 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на карту, как будет проходить наш маршрут. Сначала мы полетим на Север нашей страны, потом мы отправились в путешествие по степям … И, наконец, вернёмся в центральную часть России – славянскую Русь.

Воспитатель:  Перед полетом нам надо подготовиться.

- Какой климат на Севере? Какая погода? (Ответы детей.)

- Сейчас на севере весна, но все же не такая, как у нас здесь, еще пока там холодно. Какие вещи мы возьмем с собой, путешествуя по Северу?


 

- Как вы думаете, люди, живущие на Севере, мёрзнут? Почему? (У народов Севера есть и своя (тёплая) одежда, которая сохраняет тепло) - Из чего сделана такая одежда?

Дети: Из меха.

 

Д/и «Что лишнее»

Ход игры: Перед детьми лежат карточки с изображением одежды, средств передвижения. Дети выбирают только ту, одежду, обувь и средства передвижения, которые пригодятся им на Севере.

(шуба, валенки, шапка, шорты, платье, сандалии, варежки, лыжи, кепка, коньки, самокат, и т.д.)

- Посмотрите и выберите, только те предметы, которые мы возьмём с собой на Север.

 

Воспитатель: Молодцы! Все правильно выбрали. Но у народов Севера одежда шьется из оленьего меха. Шуба называется - малица.. Обувь называется - унты, пимы.

 



 

Воспитатель: Ну что, все готовы к путешествию? - Я приглашаю вас построить самолет. (Дети и воспитатель строят самолёт.)

- Проходите в салон самолёта и занимайте места, садитесь по удобнее, нас ждет интересный полет.

(Дети проходят на стульчики, расставленные друг за другом)


 

- Все готовы? Тогда полетели! Управлять нашим самолётом будет бортовой компьютер.

Слайд № 1  На мониторе показываются облака и самолет. (Включается аудиозапись «Звук взлетающего самолета»)


 

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая,

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

(В. Степанов «Необъятная страна»)

Звучит аудиозапись «Звуки пения народов Севера» (национальная мелодия народо – горловое пение, которое сопровождается игрой на варгане )

 

 

- Приготовьтесь, ребята, мы с вами подлетаем к Северным широтам России, идем на посадку.

- Ребята, как здесь очень холодно, кругом лежит снег. Давайте оденемся тепло. (Игра имитация). Надеваем тёплую одежду, обувь и шапку, застёгиваем все пуговицы, тёплые варежки. Вот теперь нам не страшен северный холод.

 

- На севере на долгие километры тянется тундра – это снежная равнина.

- Скажите, пожалуйста, какие народы живут на Севере, в Тундре? (якуты, эвенки, чукчи)

- Посмотрите, а вот и жилища. Как называются дома северных народов?

(Чум, Яранга)

- Из чего они сделаны? (Ответы детей: из палок-жердей, шкур оленей)

- Правильно!

- Давайте сделаем фотографию и закрепим её на нашей карте. (Картинка, с изображением чукчей и коряков в национальных костюмах на карте, чум, яранга).

-------------------------------------------------------------------------------------------------

- Посмотрите вон туда, что вы видите?

(жилище - Иглу)

- Кто живёт в иглу? (эскимосы?) - Из чего они делают своё жилище? (Иглу делают из кусков льда и утепляют внутри шкурами и мехом)

- Почему на Севере не строят деревянные дома? (нет леса, растут только карликовые деревья).

- Давайте послушаем, что о себе расскажет домик ИГЛУ

(видео из мультфильма «Домики. Иглу»)

- Давайте сделаем фотографию и закрепим на нашей карте (закрепляют флажок и картинку, с изображением чукчей и коряков в национальных костюмах на карте).

----------------------------------------------------------------------------------------------------

- Ребята, обратите внимание, какое здесь необычное небо. Оно озарено разноцветными красками.

(Северное сияние)

(видео Северное сияние)

- Что это за явление такое? (Северное сияние)

- Северное сияние можно наблюдать только на Севере. Северное сияние – одно из самых потрясающих природных явлений, равных по красоте которому просто нет!

- Оно возникает от того, что газы из земли поднимаются вверх и встречаются с солнцем и вокруг всё словно озаряется светом.


 

- А вы, ребята, хотели бы попробовать сделать северное сияние?

- Тогда, пройдёмте в «Полярную лабораторию»

Эксперимент

Опыт.  «Северное сияние в молоке» Сейчас мы с вами попробуем сами сделать своё северное сияние. Возьмите и поставьте перед собой тарелку с молоком. Теперь в вспомните какие цвета присутствуют в северном сияние. Дети: желтый, зеленый, красный, синий, фиолетовый. Эвелина: молодцы ребята, у вас на столе стоят краски, но фиолетовой краски я найти не могла, а вы не знаете, как можно с помощью других цветов получить фиолетовый цвет? Рассуждения детей. Эвелина: молодцы, а теперь вы можете, взят с помощью кисточки, которые вы считаете, вам не обходимы для получения фиолетового цвета и попробуйте в палитре смешать цвета и получить фиолетовый цвет. - Молодцы все справились, а какие цвета вы использовали для получения фиолетового цвета? Ответы детей: красный и синий. - Теперь слушайте внимательно. Сейчас каждый из вас должен поочередно кисточкой взять те цвета, которые вы хотите увидеть в своём Северном сиянии - И капнуть в свою тарелку с молоком, когда закончите, позовете меня. Эвелина подходит к детям и поверх их орнамента капает одну капельку моющего средства. Далее идет наблюдение детей за реакцией.

- Ребята, в гостях у северян очень интересно, но что-то я стала замерзать. Давайте немного разомнёмся, потанцуем.

- Сейчас всех прошу пройти в самолет. Нам надо лететь дальше. ???


 

Физ минутка «Экологический флешмоб в защиту природы народов Севера»

Воспитатель: Согрелись, а теперь нам пора лететь дальше.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дети проходят на стульчики, садятся в самолёт.

(Звук самолёта, затем пение «кочевников»)

- Посмотрите ребята, мы пролетаем с вами над степями нашей Родины: степи Калмыкии, Башкортостана, Бурятии, Алтая. Здесь проживают народы, ведущие кочевой образ жизни.

- Кто такие кочевники? (кочевые народы, перегоняя скот с одного пастбища на другое, часто переезжают.- кочуют)

- Приготовьтесь, ребята, мы идем на посадку. Выходите из самолёта.

- Посмотрите,

Посреди степи,

Как большая юбка,

Домиком стоит

Красочная …. (Юрта)( - Какое жилище вы видите? (юрту)

 

- Почему кочевники предпочитают строить юрты, а не деревянные или каменные дома? (Юрту можно перенести с одного места на другое) - Из чего же делают такие юрты? (из деревянных жердей делают каркас и обтягивают его шкурами животных)

- Давайте послушаем, что о себе расскажет сама Юрта.

(видео из М/Ф «Домики. Юрта»)

- Теперь сделаем фотографию и закрепим на нашей карте. (закрепляют флажок и картинку, с изображением чукчей и коряков в национальных костюмах на карте).

- Ну, а нам пора продолжать наше путешествие.

Давайте на маленьком самолёте доберёмся до Центральной части России.

Внимание на экран. ???

Физминутка Чударики «Самолёт»

---------------------------------------------------------------------------------------------

Дети проходят на стульчики, садятся в самолёт. (звук самолёта, затем пение «русской народной музыки»)

- Давным–давно жили на Руси люди в домах. Вот таких, как этот.

- Скажите, как называется этот дом на Руси? (изба). - Из какого материала строили избы? (из дерева, из толстых бревен)

- Какой народ строил себе избы? (русские, славяне)

- Кирпичей не было, а деревьев вокруг видимо - невидимо. Пойдут люди в лес, нарубят деревьев и начнут дома себе строить, которые назывались избами.

 

- А строили её, так! Было на Руси правило: шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи.

 

Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу».

 

- Что значит рубить избу? (Рубить означает – строить)

- Какими инструментами рубили избу? (а строили ее топорами). На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.

 

- Теперь сделаем фотографию и закрепим на нашей карте (закрепляют флажок и картинку, с изображением людей в национальных костюмах на карте).

- А знаете, ребята, что люди на Руси в старину думали о том, как защитить своё жилище от пожара и непогоды, и привлечь богатство и счастье в дом, именно с этой целью в старину вешали подкову «на счастье» над входной дверью, обязательно рожками вверх, таким образом, подкова напоминает чашу и чтобы счастье, благополучие, удача не вытекали из дома. 

- Я предлагаю, вам, смастерить подковы-обереги, которые мы сможете выслать на счастье детям из далёкой Африки! Согласны?

Лепка из солёного теста и украшение подковы


 

Заключительная часть

Воспитатель:  - Ребята наше путешествие подошло к концу.


 

Пора возвращаться в детский сад. Скажем  слова: "1,2,3,4,5, в садик вернемся мы опять!" Вот мы и дома!

- Скажите, ребята, вам понравилось наше путешествие? - А зачем мы совершили полёт по всей России? (чтобы узнать в каких домах живут люди)

- У нас получился замечательный фотоотчёт. Теперь мы его отправим по почте детям в далекую Африку и они смогут посмотреть на дома, которые строят разные народы России.

- На память о сегодняшнем путешествии, я хочу вам подарить игру «Путешествие по всему миру», в которой вы сможете познакомиться не только с Россией, но и другими государствами.

- Всем вам, ребята, хочу сказать большое спасибо. А гостям, спасибо, за внимание. Всего доброго!

/data/files/f1557334785.pptx (презентация к занятию)

/data/files/b1557334157.mp3 (сквкрные мотивы)

/data/files/b1557334120.mp3 (мелодия)

/data/files/r1557334082.wmv (юрта видео)

/data/files/d1557334046.wmv (видео чум)

/data/files/j1557334018.wmv (физминутка самолёт)

/data/files/q1557333987.mp3 (звук самолёт)

/data/files/o1557333963.wmv (видео иглу)

/data/files/i1557333933.mp3 (фотоаппарат)

/data/files/t1557333915.mp3 (звук метель)

/data/files/e1557333887.mp3 (звук волшебная)

/data/files/k1557333838.wmv (северное сияние)

/data/files/o1557333813.wmv (русская изба)

/data/files/h1557333786.wmv (перелёт)

/data/files/n1557333719.wmv (видео)

 

Опубликовано


Комментарии (2)

Кузнецова Оксана Владимировна, 10.05.19 в 23:26 0Ответить Пожаловаться
Замечательное занятие, сколько много разнообразного материала! А какое грамотное начало занятия! (именно для детей!)

Отредактировано 10-05-2019 23:27

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.