Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Жилища народов России»
Занятие по познавательному развитию в старшей группе.
По теме: «Жилища народов России»
ЦЕЛЬ:
Уточнение представлений детей о разнообразии человеческих жилищ разных народов России;
ЗАДАЧИ:
• Закрепить знание названий и материалов жилищ различных народов.
• Развивать познавательный интерес;
• Обогащать словарный запас, развивать память, речь, внимание.
• Воспитывать толерантное отношение к людям различных национальностей.
• Создавать композицию подковы, украшая её элементами декора, совершенствуя навыки и приемы в лепке (отщипывание, скатывание, сплющивание и др.)
• Приобщать детей к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность;
• Развивать фантазию и творческие способности, самостоятельность, инициативу;
Ход занятия:
1. - Ребята, сегодня утром почтальон принёс нам письмо. Давайте его
прочитаем.
«Ребятам д/сада старшей группы № 8 «Колокольчики» из жаркой Африки»
«Здравствуйте, ребята. Недавно мы смотрели сказку «Зимовье зверей», в ней показана деревянная избушка. У вас строят такие странные дома?
Мы даже не сразу поняли, из чего сделан этот дом. Посылаем вам рисунок нашего дома. В Африке дома строят из глины.
Толстые стены и маленькие окошки такого дома защищают людей от солнца и жары. Не могли бы вы рассказать нам о жилищах, которые люди строят в России. Ждём вашего ответа».
- В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.
- Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
- Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.
- В разных уголках нашей большой Родины - России живут разные люди.
- Вспомните, какие жилища вы знаете? (иглу, изба, юрта и т. д.)
- Как же нам рассказать ребятам из Африки о жилищах народов России? (предложения детей) (Как же нам это сделать?) (Ответы детей.)
Педагог:
- Я хочу вам предложить сделать фоторепортаж, мы сфотографируем разные жилища и подпишем, какие народы в них проживают. А затем отправим по почте в далёкую Африку. А для этого я приглашаю вас в путешествие по просторам нашей большой Родины. Вы согласны?
- На чем можно путешествовать?
Ответы детей: На поезде, на машине, пешком, на самолете.
- Наш маршрут будет долгим и далёким, на чем быстрее мы можем совершить наше путешествие, как вы думаете?
Дети: На самолете. (Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель помогает с ответом.) ( Он передвигается быстрее всего)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на карту, как будет проходить наш маршрут. Сначала мы полетим на Север нашей страны, потом мы отправились в путешествие по степям … И, наконец, вернёмся в центральную часть России – славянскую Русь.
Воспитатель: Перед полетом нам надо подготовиться.
- Какой климат на Севере? Какая погода? (Ответы детей.)
- Сейчас на севере весна, но все же не такая, как у нас здесь, еще пока там холодно. Какие вещи мы возьмем с собой, путешествуя по Северу?
- Как вы думаете, люди, живущие на Севере, мёрзнут? Почему? (У народов Севера есть и своя (тёплая) одежда, которая сохраняет тепло) - Из чего сделана такая одежда?
Дети: Из меха.
Д/и «Что лишнее»
Ход игры: Перед детьми лежат карточки с изображением одежды, средств передвижения. Дети выбирают только ту, одежду, обувь и средства передвижения, которые пригодятся им на Севере.
(шуба, валенки, шапка, шорты, платье, сандалии, варежки, лыжи, кепка, коньки, самокат, и т.д.)
- Посмотрите и выберите, только те предметы, которые мы возьмём с собой на Север.
Воспитатель: Молодцы! Все правильно выбрали. Но у народов Севера одежда шьется из оленьего меха. Шуба называется - малица.. Обувь называется - унты, пимы.
Воспитатель: Ну что, все готовы к путешествию? - Я приглашаю вас построить самолет. (Дети и воспитатель строят самолёт.)
- Проходите в салон самолёта и занимайте места, садитесь по удобнее, нас ждет интересный полет.
(Дети проходят на стульчики, расставленные друг за другом)
- Все готовы? Тогда полетели! Управлять нашим самолётом будет бортовой компьютер.
Слайд № 1 На мониторе показываются облака и самолет. (Включается аудиозапись «Звук взлетающего самолета»)
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
(В. Степанов «Необъятная страна»)
Звучит аудиозапись «Звуки пения народов Севера» (национальная мелодия народо – горловое пение, которое сопровождается игрой на варгане )
- Приготовьтесь, ребята, мы с вами подлетаем к Северным широтам России, идем на посадку.
- Ребята, как здесь очень холодно, кругом лежит снег. Давайте оденемся тепло. (Игра имитация). Надеваем тёплую одежду, обувь и шапку, застёгиваем все пуговицы, тёплые варежки. Вот теперь нам не страшен северный холод.
- На севере на долгие километры тянется тундра – это снежная равнина.
- Скажите, пожалуйста, какие народы живут на Севере, в Тундре? (якуты, эвенки, чукчи)
- Посмотрите, а вот и жилища. Как называются дома северных народов?
(Чум, Яранга)
- Из чего они сделаны? (Ответы детей: из палок-жердей, шкур оленей)
- Правильно!
- Давайте сделаем фотографию и закрепим её на нашей карте. (Картинка, с изображением чукчей и коряков в национальных костюмах на карте, чум, яранга).
-------------------------------------------------------------------------------------------------
- Посмотрите вон туда, что вы видите?
(жилище - Иглу)
- Кто живёт в иглу? (эскимосы?) - Из чего они делают своё жилище? (Иглу делают из кусков льда и утепляют внутри шкурами и мехом)
- Почему на Севере не строят деревянные дома? (нет леса, растут только карликовые деревья).
- Давайте послушаем, что о себе расскажет домик ИГЛУ
(видео из мультфильма «Домики. Иглу»)
- Давайте сделаем фотографию и закрепим на нашей карте (закрепляют флажок и картинку, с изображением чукчей и коряков в национальных костюмах на карте).
----------------------------------------------------------------------------------------------------
- Ребята, обратите внимание, какое здесь необычное небо. Оно озарено разноцветными красками.
(Северное сияние)
(видео Северное сияние)
- Что это за явление такое? (Северное сияние)
- Северное сияние можно наблюдать только на Севере. Северное сияние – одно из самых потрясающих природных явлений, равных по красоте которому просто нет!
- Оно возникает от того, что газы из земли поднимаются вверх и встречаются с солнцем и вокруг всё словно озаряется светом.
- А вы, ребята, хотели бы попробовать сделать северное сияние?
- Тогда, пройдёмте в «Полярную лабораторию»
Эксперимент
Опыт. «Северное сияние в молоке» Сейчас мы с вами попробуем сами сделать своё северное сияние. Возьмите и поставьте перед собой тарелку с молоком. Теперь в вспомните какие цвета присутствуют в северном сияние. Дети: желтый, зеленый, красный, синий, фиолетовый. Эвелина: молодцы ребята, у вас на столе стоят краски, но фиолетовой краски я найти не могла, а вы не знаете, как можно с помощью других цветов получить фиолетовый цвет? Рассуждения детей. Эвелина: молодцы, а теперь вы можете, взят с помощью кисточки, которые вы считаете, вам не обходимы для получения фиолетового цвета и попробуйте в палитре смешать цвета и получить фиолетовый цвет. - Молодцы все справились, а какие цвета вы использовали для получения фиолетового цвета? Ответы детей: красный и синий. - Теперь слушайте внимательно. Сейчас каждый из вас должен поочередно кисточкой взять те цвета, которые вы хотите увидеть в своём Северном сиянии - И капнуть в свою тарелку с молоком, когда закончите, позовете меня. Эвелина подходит к детям и поверх их орнамента капает одну капельку моющего средства. Далее идет наблюдение детей за реакцией.
- Ребята, в гостях у северян очень интересно, но что-то я стала замерзать. Давайте немного разомнёмся, потанцуем.
- Сейчас всех прошу пройти в самолет. Нам надо лететь дальше. ???
Физ минутка «Экологический флешмоб в защиту природы народов Севера»
Воспитатель: Согрелись, а теперь нам пора лететь дальше.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Дети проходят на стульчики, садятся в самолёт.
(Звук самолёта, затем пение «кочевников»)
- Посмотрите ребята, мы пролетаем с вами над степями нашей Родины: степи Калмыкии, Башкортостана, Бурятии, Алтая. Здесь проживают народы, ведущие кочевой образ жизни.
- Кто такие кочевники? (кочевые народы, перегоняя скот с одного пастбища на другое, часто переезжают.- кочуют)
- Приготовьтесь, ребята, мы идем на посадку. Выходите из самолёта.
- Посмотрите,
Посреди степи,
Как большая юбка,
Домиком стоит
Красочная …. (Юрта)( - Какое жилище вы видите? (юрту)
- Почему кочевники предпочитают строить юрты, а не деревянные или каменные дома? (Юрту можно перенести с одного места на другое) - Из чего же делают такие юрты? (из деревянных жердей делают каркас и обтягивают его шкурами животных)
- Давайте послушаем, что о себе расскажет сама Юрта.
(видео из М/Ф «Домики. Юрта»)
- Теперь сделаем фотографию и закрепим на нашей карте. (закрепляют флажок и картинку, с изображением чукчей и коряков в национальных костюмах на карте).
- Ну, а нам пора продолжать наше путешествие.
Давайте на маленьком самолёте доберёмся до Центральной части России.
Внимание на экран. ???
Физминутка Чударики «Самолёт»
---------------------------------------------------------------------------------------------
Дети проходят на стульчики, садятся в самолёт. (звук самолёта, затем пение «русской народной музыки»)
- Давным–давно жили на Руси люди в домах. Вот таких, как этот.
- Скажите, как называется этот дом на Руси? (изба). - Из какого материала строили избы? (из дерева, из толстых бревен)
- Какой народ строил себе избы? (русские, славяне)
- Кирпичей не было, а деревьев вокруг видимо - невидимо. Пойдут люди в лес, нарубят деревьев и начнут дома себе строить, которые назывались избами.
- А строили её, так! Было на Руси правило: шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи.
Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу».
- Что значит рубить избу? (Рубить означает – строить)
- Какими инструментами рубили избу? (а строили ее топорами). На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.
- Теперь сделаем фотографию и закрепим на нашей карте (закрепляют флажок и картинку, с изображением людей в национальных костюмах на карте).
- А знаете, ребята, что люди на Руси в старину думали о том, как защитить своё жилище от пожара и непогоды, и привлечь богатство и счастье в дом, именно с этой целью в старину вешали подкову «на счастье» над входной дверью, обязательно рожками вверх, таким образом, подкова напоминает чашу и чтобы счастье, благополучие, удача не вытекали из дома.
- Я предлагаю, вам, смастерить подковы-обереги, которые мы сможете выслать на счастье детям из далёкой Африки! Согласны?
Лепка из солёного теста и украшение подковы
Заключительная часть
Воспитатель: - Ребята наше путешествие подошло к концу.
Пора возвращаться в детский сад. Скажем слова: "1,2,3,4,5, в садик вернемся мы опять!" Вот мы и дома!
- Скажите, ребята, вам понравилось наше путешествие? - А зачем мы совершили полёт по всей России? (чтобы узнать в каких домах живут люди)
- У нас получился замечательный фотоотчёт. Теперь мы его отправим по почте детям в далекую Африку и они смогут посмотреть на дома, которые строят разные народы России.
- На память о сегодняшнем путешествии, я хочу вам подарить игру «Путешествие по всему миру», в которой вы сможете познакомиться не только с Россией, но и другими государствами.
- Всем вам, ребята, хочу сказать большое спасибо. А гостям, спасибо, за внимание. Всего доброго!
/data/files/f1557334785.pptx (презентация к занятию)
/data/files/b1557334157.mp3 (сквкрные мотивы)
/data/files/b1557334120.mp3 (мелодия)
/data/files/r1557334082.wmv (юрта видео)
/data/files/d1557334046.wmv (видео чум)
/data/files/j1557334018.wmv (физминутка самолёт)
/data/files/q1557333987.mp3 (звук самолёт)
/data/files/o1557333963.wmv (видео иглу)
/data/files/i1557333933.mp3 (фотоаппарат)
/data/files/t1557333915.mp3 (звук метель)
/data/files/e1557333887.mp3 (звук волшебная)
/data/files/k1557333838.wmv (северное сияние)
/data/files/o1557333813.wmv (русская изба)
/data/files/h1557333786.wmv (перелёт)
/data/files/n1557333719.wmv (видео)
Кузнецова Оксана Владимировна
Котофеева Светлана Николаевна